Критерии для оценки инновационных идей




1-ая группа - критерии, позволяющие оценить инновационный потенциал идеи, ее привлекательность (соответствие личным интересам участников нововведения);

- актуальность оцениваемой идеи, которая определяется по степени соответствия идеи потребностям образовательной организации, выявленным в результате анализа;

- соответствие каждой предлагаемой частной идеи общей идее развития конкретного образовательной организации. Уточним, что в случае нарушения этого соответствия даже самая интересная идея, направленная на решение частной проблемы, может препятствовать общему развитию образовательной организации как системы;

- прогнозируемая результативность идеи. Обоснованность выбора идеи в соответствии с данным критерием может быть оценена по аналогии с результатами реализации этой идеи в другой, но схожей образовательной ситуации, в том числе в другой образовательной организации, имеющем аналогичное ресурсное обеспечение;

- творческая новизна (инновационный потенциал) идеи. При условии, что новая идея настолько же эффективна, как и известные, она имеет преимущество перед ними при ее освоении в связи с сопровождающим каждую инновацию «стартовым взрывом»;

- привлекательность идеи (ее соответствие личным интересам и вкусам участников нововведения). Выполнение этого условия носит субъективный характер и зависит от личных пристрастий, профессиональных вкусов как отдельных педагогов, руководителей, так и педагогического коллектива в целом.

2-ая группа - критерии, ориентирующие субъектов инновационной деятельности при выборе идеи на учет ее ресурсной обеспеченности:

- нормативная и правовая обеспеченность выбранной идеи. Важность этого условия определяется тем, что большинство инноваций, особенно радикальных, требует специального приказа соответствующих органов управления образованием, директора, решения органа общественного управления образовательной организацией, педагогического совета, заключения трудовых договоров со специалистами, научными консультантами и др.;

- методическая разработанность идеи, предполагающая наличие описания ее сущности, а также научно-методических рекомендаций по ее освоению. Недостаточная методическая разработанность обусловливает необходимость деятельности, направленной на изучение сущности инновационной идеи, а также на разработку технологии воплощения идеи в практической деятельности образовательной организации;

- возможности потенциальных участников освоения новшества, которые определяются их мотивационной, теоретической и технологической готовностью к освоению новшества. Поясним, что недостаточная степень профессиональной готовности руководителей и педагогов к инновационной деятельности обуславливает необходимость их специальной подготовки и переподготовки;

- баланс интересов разных групп педагогов по отношению к предполагаемому нововведению: профессиональных или неформальных объединений педагогов, молодых педагогов и со стажем работы и пр.;

- возможное сопротивление инновациям отдельных педагогов или их объединений в силу различных причин: сложности нововведения, исчезновения привычных спокойных условий труда, возникновения дополнительных функциональных обязанностей и др.;

- время, необходимое для освоения новшества. При планировании инновационного процесса необходимо учитывать время, необходимое для организации и завершения всех его этапов – от подготовительного до контрольно-оценочного. Кроме того, различные новшества требуют различного времени для их освоения;

- финансовые и материально-технические затраты на освоение новой идеи предполагают увеличение финансирования как на оплату дополнительной деятельности педагогов, так и на оплату услуг научных консультантов, экспертов разработок, программ развития образовательной организации, специалистов, необходимых для помощи педагогам в процессе освоения ими новшеств, а также на приобретение необходимой научно-педагогической литературы, компьютерных программ, множительной техники и др.;

- достаточные организационные условия для реализации идеи. Для успешного осуществления инновационной деятельности, как правило, требуется создание адекватных организационных условий: введение ставки или ее части (в зависимости от степени радикальности инновации) заместителя руководителя по научно-методической (научно-исследовательской, опытно-экспериментальной) работе, внесение изменений в структуру управления, в структуру методической службы (создание координационных советов, экспертных групп, исследовательских лабораторий, временных научно-исследовательских коллективов, кафедр и пр.);

Перечисленные критерии для отбора идей по организации инновационной деятельности образовательной организации могут, во-первых, выступать в качестве ориентиров при отборе инновационных идей для развития конкретного образовательной организации; а во-вторых, они могут лечь в содержательную основу процедур самоэкспертизы и экспертизы программ экспериментальной работы, инновационных проектов, направленных на реализацию стратегии развития образовательной организации.

 

 


 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

При работе образовательной организации в инновационном режиме (в отличие от режима функционирования) появляются инновационные риски. Для их снижения необходимо понимать различия между деятельностью образовательной организацией в состоянии функционирования и в режиме развития (см. табл.).

Таблица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: