В соответствии с документами Минобрнауки РФ дополнительное образование играет важную роль в организации внеурочной деятельности школьников.




« При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей». (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373))

«Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей» (Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241).

«Внеурочная деятельность может осуществляться через … дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования), образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, ….

С опорой на данную базовую модель могут быть предложены несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- модель дополнительного образования;

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель;

- инновационно-образовательная модель». (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Среди перечисленных моделей дополнительное образование в наибольшей степени задействовано в модели дополнительного образования детей и в модели «школы полного дня».

3. О роли дополнительного образования детей в ресурсном обеспечении внеурочной деятельности школьников.

Для успешной реализации ФГОС требуется создание совокупности условий.

Поскольку ресурсы любой общеобразовательной организации ограничены (особенно расположенной в сельской местности), целесообразно организовать использование ресурсов организаций дополнительного образования детей.

В письме Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» предлагаются следующие пути задействования ресурсов дополнительного образования детей.

Нормативное обеспечение введения ФГОС общего образованиядолжно создавать достаточное правовое поле для осуществления взаимодействия между общеобразовательной организацией и другими учреждениями и организациями, в том числе с организациями дополнительного образования детей (наличие договоров, совместных программ, инновационных проектов, локальных актов и пр.), а также для регулирования деятельности участников образовательного процесса в рамках этого взаимодействия.

В рамках информационного обеспечения введения ФГОС общего образования роль организаций дополнительного образования детей может быть связана с использованием сайта ОДОД для информирования детей и родителей об организации внеурочной деятельности школьников на базе организаций дополнительного образования детей; с предоставлением возможности для организации презентации программ внеурочной деятельности школьников и дополнительного образования детей на учебный год с целью организации ответственного мотивированного выбора детьми; с организацией презентации результатов внеурочной деятельности младших школьников в различных формах (выставки, концерты, спектакли, конференции и пр.) и пр.

В рамках научно-методического обеспечения введения ФГОС общего образования в процессе создания единого программно-методического пространства на базе ОДОД может создаваться единая сетевая коллекция программ внеурочной деятельности и научно-методических материалов, прошедших предварительную оценку (экспертизу) профессионального сообщества. Педагоги организаций дополнительного образования детей, обладая большим профессиональным опытом, могут быть задействованы для проведения мастер-классов для педагогов общеобразовательных организаций. Они могут стать консультантами для организации внеурочной деятельности школьников по одному из направлений, наиболее близкому к их профессиональной деятельности.

В том случае, если ОДОД будет выступать в качестве стажировочной площадки, педагоги организации дополнительного образования могут стать авторами-разработчиками некоторых модулей программы повышения квалификации, а затем преподавателями в рамках курсовой подготовки.

Однако важно помнить, что при организации деятельности школ в соответствии с ФГОС общего образования к программам внеурочной деятельности можно отнести лишь те дополнительные образовательные программы, которые направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования (личностных, метапредметных, предметных).

Задействование кадров системы дополнительного образования детей для организации внеурочной деятельности уже было прокомментировано в рамках ее научно-методического обеспечения.

При решении вопроса интеграции общего и дополнительного образования детейдолжно быть создано единое программно-методическое пространство.

Взаимодействие педагогов дополнительного образования для организации внеурочной деятельности школьников и педагогов общеобразовательных учреждений должно быть нацелено на профессиональное развитие тех и других.

С одной стороны, педагоги системы дополнительного образования детей обладают значительной степенью профессиональной готовности к организации внеурочной деятельности школьников. А с другой стороны, педагоги общеобразовательных организаций готовы к достижению новых результатов образования (знакомы со Стандартом, прошли соответствующие курсы, изучают новые технологии в рамках профессиональных объединений и апробируют их на практике и пр.).

Поэтому так важно найти эффективные формы профессионального общения учителей и педагогов дополнительного образования (педагогические чтения – для осмысления проблемы, круглые столы – для обмена опытом, мастер-классы – для презентации продуктивных решений и пр.).

Организации дополнительного образования детей могут оказать неоценимую помощь общеобразовательным организациям при создании материально-технических условий для организации внеурочной деятельности школьников.

Задействование материально-технической базы домов детского творчества, спортивных школ, школ искусств, библиотек, музеев и пр. будет способствовать развитию устойчивого интереса детей к выбранному ими направлению внеурочной деятельности, а в целом - повышению эффективности внеурочной деятельности.

5. Процесс взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования должным быть управляемым.

Решающая роль в этой деятельности принадлежит органам управления образования, которые призваны нездоровую «борьбу за школьника» между школами и ОДОД превратить в эффективное сотрудничество, взаимодействие, направленное на достижение новых целей образования.

 

Для управления инновационной деятельности полезно разработать инновационный проект с соответствующей тематикой.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: