ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ




Понятийный аппарат:

Для выявленных в результате исследования проблем требуется выбор новых средств, использование которых в образовательной практике позволит решить выявленные проблемы.

В связи с этим рассмотрим основные понятия образовательной инноватики.

Новшество (новое, новация) - новое средство решения актуальных педагогических проблем, достижения новых целей образования.

Инновация (нововведение) - 1) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого в сфере образования; 2) управляемый процесс создания, освоения и применения педагогических новшеств, которые обеспечивают более высокую эффективность обучения, воспитания и развития личности.

Инновационная деятельность - мотивированная совокупность последовательно совершаемых социальным субъектом (индивидом, сообществом, организацией и пр.) действий, направленная на создание (рождение, разработку), освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования.

Инновационный процесс комплексный управляемый процесс, направленный на создание (рождение, разработку), освоение, использование и распространение новшеств.

Классификация новшеств и инноваций (нововведений)

К настоящему времени сложилась следующая классификация новшеств и соответствующих им классов инноваций (нововведений).

Таблица.

Классификация инноваций (нововведений)

№ п/п Основание для классификации Классы инноваций (нововведений)
  Отнесенность к какой-либо части образовательного процесса 1.1. В содержании образования
1.2. В методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах образова­тельного процесса
1.3. В организации образовательного процесса
1.4. В управляющей системе образовательной организации
1.4.1. По предметной отнесенности
а) по областям системы управления
б) по областям объекта управления
1.4.2. По масштабу нововведения
1.4.3. По глубине изменений
1.4.4. По последствиям
  Масштаб 2.1. Локальные (частные, локальные, единичные)
2.2. Модульные, блочные
2.3. Системные
  Инновационный потенциал 3.1. Модифицирующие
3.2. Комбинаторные
3.3. Радикальные
  Отношение к своему предшественнику 4.1. Замещающие
4.2. Отменяющие
4.3. Открывающие
4.4. Ретровведения
  Последствия 5.1. Прогрессивные, развивающие, созидательные
5.2. Регрессивные, разрушительные
  Ресурсоемкость 6.1. Низкой ресурсоемкости
6.2. Средней ресурсоемкости
6.3. Высокой ресурсоемкости
  Разработанность 7.1. Полностью подготовленные к внедрению, т.е. прошедшие апробацию
7.2. Неподготовленные новшества
  Механизм введения 8.1. Авторитарные
8.2. Либеральные
  Причина возникновения 9.1. Кризисные, обеспечивающие выживание организации в новых, возникших достаточно неожиданно, условиях
9.2. Инновации развития, имеющие упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе
  Характер удовлетворяемых потребностей 10.1. Ориентированные на существующие потребности сегодняшнего дня
10.2. Ориентированные на формирование новых потребностей, которые могут появиться в будущем
  Варианты организации 11.1. Внутрикорпоративные
11.2. Программные
11.3. Конкурсные
  Уровень разработки и распространения нововведений 12.1. Государственные
12.2. Республиканские
12.3. Региональные
12.4. Отраслевые
12.5. Корпоративные
12.6. Фирменные

Соотнося понятия «инновация» и «инновационный процесс» отметим, что употребление первого термина говорит о более локальном инновационном процессе, направленном на решение частной проблемы в деятельности образовательной организации; использование второго термина указывает на развертывание комплексного инновационного процесса, более масштабного, длительного по времени, более ресурсоемкого.

В рамках комплексного инновационного процесса может осуществляться несколько адекватных ему инноваций.

Исходной точкой инновационного процесса является проблема (проблемная ситуация), понимаемая как несоответствие, рассогласование между имеющейся у образовательной организации потребностью в обновлении и уровнем ее реализации.

Для решения обнаруженной проблемы может потребоваться выделение и решение более мелких подпроблем, каждая из которых, в свою очередь, может стать исходной точкой нового инновационного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: