Понятийный аппарат:
Для выявленных в результате исследования проблем требуется выбор новых средств, использование которых в образовательной практике позволит решить выявленные проблемы.
В связи с этим рассмотрим основные понятия образовательной инноватики.
Новшество (новое, новация) - новое средство решения актуальных педагогических проблем, достижения новых целей образования.
Инновация (нововведение) - 1) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого в сфере образования; 2) управляемый процесс создания, освоения и применения педагогических новшеств, которые обеспечивают более высокую эффективность обучения, воспитания и развития личности.
Инновационная деятельность - мотивированная совокупность последовательно совершаемых социальным субъектом (индивидом, сообществом, организацией и пр.) действий, направленная на создание (рождение, разработку), освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования.
Инновационный процесс – комплексный управляемый процесс, направленный на создание (рождение, разработку), освоение, использование и распространение новшеств.
Классификация новшеств и инноваций (нововведений)
К настоящему времени сложилась следующая классификация новшеств и соответствующих им классов инноваций (нововведений).
Таблица.
Классификация инноваций (нововведений)
№ п/п | Основание для классификации | Классы инноваций (нововведений) |
Отнесенность к какой-либо части образовательного процесса | 1.1. В содержании образования | |
1.2. В методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах образовательного процесса | ||
1.3. В организации образовательного процесса | ||
1.4. В управляющей системе образовательной организации | ||
1.4.1. По предметной отнесенности | ||
а) по областям системы управления | ||
б) по областям объекта управления | ||
1.4.2. По масштабу нововведения | ||
1.4.3. По глубине изменений | ||
1.4.4. По последствиям | ||
Масштаб | 2.1. Локальные (частные, локальные, единичные) | |
2.2. Модульные, блочные | ||
2.3. Системные | ||
Инновационный потенциал | 3.1. Модифицирующие | |
3.2. Комбинаторные | ||
3.3. Радикальные | ||
Отношение к своему предшественнику | 4.1. Замещающие | |
4.2. Отменяющие | ||
4.3. Открывающие | ||
4.4. Ретровведения | ||
Последствия | 5.1. Прогрессивные, развивающие, созидательные | |
5.2. Регрессивные, разрушительные | ||
Ресурсоемкость | 6.1. Низкой ресурсоемкости | |
6.2. Средней ресурсоемкости | ||
6.3. Высокой ресурсоемкости | ||
Разработанность | 7.1. Полностью подготовленные к внедрению, т.е. прошедшие апробацию | |
7.2. Неподготовленные новшества | ||
Механизм введения | 8.1. Авторитарные | |
8.2. Либеральные | ||
Причина возникновения | 9.1. Кризисные, обеспечивающие выживание организации в новых, возникших достаточно неожиданно, условиях | |
9.2. Инновации развития, имеющие упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе | ||
Характер удовлетворяемых потребностей | 10.1. Ориентированные на существующие потребности сегодняшнего дня | |
10.2. Ориентированные на формирование новых потребностей, которые могут появиться в будущем | ||
Варианты организации | 11.1. Внутрикорпоративные | |
11.2. Программные | ||
11.3. Конкурсные | ||
Уровень разработки и распространения нововведений | 12.1. Государственные | |
12.2. Республиканские | ||
12.3. Региональные | ||
12.4. Отраслевые | ||
12.5. Корпоративные | ||
12.6. Фирменные |
Соотнося понятия «инновация» и «инновационный процесс» отметим, что употребление первого термина говорит о более локальном инновационном процессе, направленном на решение частной проблемы в деятельности образовательной организации; использование второго термина указывает на развертывание комплексного инновационного процесса, более масштабного, длительного по времени, более ресурсоемкого.
В рамках комплексного инновационного процесса может осуществляться несколько адекватных ему инноваций.
Исходной точкой инновационного процесса является проблема (проблемная ситуация), понимаемая как несоответствие, рассогласование между имеющейся у образовательной организации потребностью в обновлении и уровнем ее реализации.
Для решения обнаруженной проблемы может потребоваться выделение и решение более мелких подпроблем, каждая из которых, в свою очередь, может стать исходной точкой нового инновационного процесса.