Проект «Такие разные жуки. Коллекции»
Цель – формировать умения проектной деятельности; – создать коллекции жуков опасных и не опасных.
Задачи
1. Образовательная – расширить представление детей о жуках, местах обитания и характерных особенностях;
2. Воспитательная – воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
3. Развивающая – развивать универсальные учебные действия
УУД: умение осуществлять планирование; анализировать полученные сведения; овладевать навыками работы в группе; высказывать самостоятельные суждения и правильно их обосновывать; осознавать значимости проделанного труда для духовного и интеллектуального саморазвития.
Аннотация
В процессе работы над проектом дети выделяют группы жуков, учатся оформлять коллекции. В конечном итоге должны получиться две коллекции жуков (опасных и не опасных) и аудио – записи с описанием.
План
1.Занятие – запуск (2ч.)
2. Занятие по планированию деятельности (1 ч.)
3. Занятие по работе с атласом (2 ч.)
4. Занятие – консультация «Что такое коллекция?» (1 ч.)
5. Занятие – консультация «Правила составления коллекции» (1 ч.)
6. Занятие – практикум (1 ч.)
7. Оформление коллекции (1 ч.)
8. Работа мастерских (1 ч.)
9. Подготовка к защите проекта (1 ч.)
10. Защита проекта (1 ч.)
Общее количество часов: 12
Занятие №1. Запуск. Постановка проблемы и пути ее решения
Цель – формировать умение видеть проблему; - развивать умение выдвигать гипотезы; - выбрать один из путей решения проблемы
Ход занятия
- Ребята, с детьми вашего возраста произошёл интересный случай.
- Хотите узнать, какой? Этот случай описан девочкой. Всё внимание на доску. (Презентация 1.)
«Мы с подругами очень любим читать книги о насекомых. Однажды в парке мы увидели очень интересного и необычного жука. Валя сказала, что это опасный жук. Света сказала, что это «Оленка» и он безвреден. А я просто не знала, что это за жук, так как никогда его не видела. Я была в замешательстве. Кому верить? Свете или Вале? Я ничего не знала об этом жуке и меня это пугало ещё больше».
- А можете ли вы определять жуков?
- Что надо сделать для того, что бы знать всех жуков?
- Какая у нас появилась проблема?
- В чём она заключается?
- Сформулируйте её? (Что надо сделать, чтобы знать всех насекомых?)
- Итак, перед нами представлена проблема. Для её решения устроим «Мозговой штурм». Хорошенько подумаем, как её решить.
- Каждый записывает идеи на листках.
- После все идеи мы выносим на доску и анализируем их. (Презентация 1)
Предполагаемые идеи
а) выучить всех жуков по книгам;
б) сходить на экскурсию и всех жуков посмотреть;
В) сделать коллекцию жуков.
- В результате мозгового штурма у нас выделилось 3 идеи.
- Ребята, а сможем ли мы без фотографий, но с выученным текстом определить все жуков?
- Подходит ли нам первая идея?
- Ребята, а сможем ли мы за период экскурсии увидеть и рассмотреть всех жуков?
- А что поможет рассмотреть детально всех жуков?
- Правильно, значит какая идея самая продуктивная?
- Итак, что же будет решением нашей проблемы?
Занятие № 2. Консультация. «Планирование деятельности»
Цель – разработать и составить план своей работы по созданию коллекции жуков опасных и неопасных; - формировать умение планировать свою деятельность
Ход занятия
- Ребята, какую проблему мы обозначили на прошлом занятии?
- Какое решение с вами выбрали?
- Как вы думаете, нужно ли написать план для составления коллекции?
- С чего начнём?
- Можем ли мы сразу пойти в парк?
- Должны ли мы что-то знать?
- Какие знания нам будут нужны?
- Надо ли нам знать что-либо о коллекциях? О правилах сбора насекомых?
- Чем будем собирать жуков?
- Как правильно организовать поход?
- А сможем ли мы пойти в парк?
- Может есть другой вариант?
- Итак, с чего начнём работу?
- Составьте маршрутный лист нашей дальнейшей работы самостоятельно. А потом мы его подкорректируем. (Приложение 1)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Поработать с атласом – определителем и статьей, выделить группы жуков безвредных и опасных. Изучить этапы создания коллекции. Собрать и препарировать насекомых. Доделать коллекцию (рамка и коробка, описание каждого насекомого, красивые подписи). Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Познакомиться с коллекциями, коллекционерами и их видами. Оформление насекомых и их подпись.
- Итак, маршрутный лист работы у нас с вами составлен. (Приложение 2)
- Следующее занятие мы начнём с работы по атласу - определителю.
Занятие №3 – 4. Консультация. Работа с атласом насекомых
Цель – познакомить с разными видами атласов; составить описательные карты по жукам; - формировать умение классифицировать жуков; -развивать умение работать с текстом
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята, сегодня на занятии мы будем работать в группах.
- Итак, начнём с работы по атласу - определителю.
- Для начала, что такое атлас?
- Как они выглядят?
- Что в них сообщается?
- Обратите внимание на доску. Здесь представлена информация о том, что такое атлас и какие виды атласов бывают. (Презентация 3-4)
«Атлас — сборник, где даётся краткая характеристика, описание чего-либо и представлены изображения объектов изучения.
Основные примеры атласов:
1. Анатомический атлас (атлас анатомии человека Синельникова).
2. Географический атлас (собрание географических карт).
3. Физический атлас какой-либо планеты.
4. Атлас звёздного неба.
5. Атлас народов (этнографический атлас).
6. Атлас языков (языковой атлас).
- На занятии мы будем работать с атласом – определителем «От земли до неба» А.А. Плешакова, который расскажет нам о насекомых, распространенных повсеместно и статьёй из интернет - источника. (Приложение 3 и Приложение 4)
- Как вы понимаете значение слова «статья»?
- Какая информация в ней представлена?
- После работы с атласом и статьей мы составим свои описательные карты по жукам
- Все насекомые делятся на несколько групп.
1. Жуки. 2. Бабочки. 3. Стрекозы. 4. Кузнечики и сверчки. 5. Клопы. 6. Пчёлы, осы шмели. 7. Комары, муравьи, мухи. 8. Насекомые, живущие в домах.
- Мы свами будем рассматривать только первую группу.
- Сейчас предлагаю старост двух групп подойти к столу и с помощью жеребьёвки выбрать один из двух видов работы.
- Итак, первой группе учеников досталась работа со статьёй о жуках, а второй группе досталась работа с атласом - определителе по жукам.
- Я предлагаю каждой группе следующий план действий по составлению описательных карт жуков. (Приложение 5)
- В конце занятия (тий) каждая группа рассказывает о каждом жуке по карте.
- Вы составили карточки жуков.
- При их составлении вы обратили внимание на их свойства.
- Выделите признаки жуков относительно их свойства.
- Выделите жуков относительно их свойства.
- Какие группы у вас получились?
- Ребята, а получится ли у нас создать две коллекции жуков?
- Какие это коллекции будут?
- Назовите жуков безвредных для нас с вами.
- Перечислите опасных жуков для нас с вами.
- Какие насекомые встретились и в атласе и в статье?
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Правильно, потому что атлас только даёт нам только основную информацию, а статья дополнительную.
- Куда же поместим жуков, которые встретились и в атласе и в статье?
- Правильно, в группу опасных жуков.
- Разложите карточки с жукам на две группы.
* Методические пособия – атлас А.А. Плешакова «От земли до неба»(стр. 128-161); фотографии насекомых. * Статья про опасных жуков
Занятие № 5. Консультация. Что такое коллекция?
Цель – познакомить с понятием «коллекция», видовым разнообразием коллекций, историей возникновения коллекций в России; - развивать умение работы с текстом.
Ход занятия
- Добрый день, ребята, посмотрите, пожалуйста, в свои маршрутные листы. (Приложение 2)
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
- Правильно, настало время узнать подробнее о коллекциях.
- Предположите, что называют коллекцией?
- Что хранится в коллекциях?
- У кого-нибудь из вас уже своя собственная коллекция?
- Сейчас всё внимание на доску. (Презентация 5)
«Коллекция - систематизированное собрание однородных предметов, представляющих исторический, научный, художественный и любительский интерес. Коллекционирование это хобби, увлечение, в основе которого лежит собирательство предметов, объединенных какими-либо одинаковыми или схожими признаками. Предметы коллекции могут представлять различные виды ценности, как например, старинные иконы имеют всегда и историческую и культурную и материальную и религиозную, научную и даже духовную ценность, а вот коллекция засушенных листьев деревьев средней полосы России ценной (хотя бы в материальном плане) не может быть. Коллекционер – это человек, занимающийся собирательством, коллекционированием. Если же говорить о количестве видов коллекционирования, то выяснится, что таковых насчитывается большое количество, перевалившее далеко за сотню»!
- А сейчас познакомимся со специальными названиями видов коллекционирования. (Приложение 6)
- Что называют коллекцией?
- Кто такие коллекционеры?
- Что может послужить экспонатом для коллекций?
- Какие виды коллекций бывают?
- Может, какие то виды коллекций у вас есть дома?
- Как будет называться наша коллекций насекомых?
- Рассмотрите изображение разных коллекций. (Презентация 5)
- Ребята, как вы думаете, когда появились первые коллекции в России?
- А сейчас познакомимся с исторической справкой о коллекционировании в России. (Приложение 7)
- Итак, кто же был первым коллекционером в России?
- Какие коллекции собирал Петр 1?
- Наше с вами занятие подходит к концу.
- Что интересного и необычного мы узнали сегодня на занятии?