«IT-лето» (информатика)
Пояснительная записка
Данная программа является введением в программирование на языке Python. Основанная идея курса состоит в том, чтобы познакомить детей с высокоуровневым языком программирования Python. Это альтернативный язык программирования, который не дается в школьном курсе. Среди различных десятков других языков, особое внимание заслуживает именно этот. И на это есть несколько причин. Python позволяет использовать разные стили программирования: объектно-ориентированный, процедурный, функциональный. В самом начале осваиваются основы, а потом легко можно выбирает тот стиль, который будет по душе. Python обладает самым низким порогом вхождения. Ученик может прямо с порога начать писать несложные программы и постепенно расширять познания. Синтаксис ядра Pythonминималистичен. В то же время стандартная библиотека включает большой объём полезных функций. А также есть самые развитые библиотеки для научных вычислений и искусственного интеллекта разработаны на Python. Для начинающего это не главное, но возможность изучить язык, который потом можно использовать в профессиональной деятельности не может не радовать. На языке Python можно также создавать сайты. Удобная система функций позволяет при грамотном подходе создавать код, в котором будет легко разобраться другому человеку в случае необходимости. Также учащиеся смогут научиться читать программы и модули, написанные другими людьми.Его особенность также в том, что важнейшие основные понятия программирования: операторы, циклы, ветвление, алгоритмы, рассматриваются на конкретных примерах, что делает их более понятными для начинающих программистов, а это залог успешной подготовки учащихся к решению олимпиадных задач по информатике и ИКТ. Содержание курса направлено на развитие умственных и творческих способностей учащегося, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.Программирование на языке Python отличается от языка Pascal, предлагаемого школьной программой, своей легкостью, простотой написание, понятностью, это позволяет писать программы быстрее. Python является востребованным и современным языком. Он понятен, прост и дает широкие возможности не только для совместного изучения с преподавателем, но и для самостоятельного продолжение изучения.
|
Цель:
Цель предлагаемого курса - изучение структуры программ и основных приемов программирования на языке Python, развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, а так же создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых учащихся.
Задачи:
· Подготовить учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
· Научить писать алгоритм методически, наглядно, так, чтобы его мог легко понимать другой человек.
· Выработать математические обобщения, поскольку алгоритмическое решение задачи охватывает множество всевозможных исходных данных.
· Развивать культуру умственной работы, стимулировать творческое мышление.
· Показать альтернативу языкам программирования, входящим в школьную программу.
· Мотивировать учащихся на дальнейшее изучение языка программирования Python.
|
· Показать учащимся возможности для самостоятельного исследования в этой области.
Принципы работы:
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии преподавателя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Используются такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные технологии.
Форма обучения – групповые, индивидуальные занятия.
В процессе обучения используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый (или эвристический) метод;
- исследовательский метод.
Программное обеспечение курса:
Техническое обеспечение курса:
- Ноутбуки (1 компьютер на одного ребенка);
- ноутбук для преподавателя;
- доступ в интернет;
- проектор с экраном;
- МФУ (принтер\сканер\ксерокс);
- доска;
- маркеры для доски;
- тетради, ручки, карандаши, бумага;
- колонки.
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на занятии с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.
Ожидаемы предметные результаты:
- формально выполнять алгоритмы, с использованием базовых конструкций и описывать на языке программирования Python;
- использовать базовую линейную структуру для решения задач в среде Паскаль;
- использовать базовую структуру ветвление (развилка);
- использовать в ходе составления алгоритмов и написания программ базовую структуру цикл: повторение, с предусловием, с последующим условием;
-использовать в ходе решения задач суперпозицию основных структур: вложенных развилках, вложении серии команд в ветвление, включении цикла команд в ветвление и наоборот;
- правильно применять основные принципы отладки и тестирования программ;
- правильно применять операторы описания списков;
- правильно объяснять сущность алгоритма, его основные свойства, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
-анализировать полученные результаты и их соответствие исходной постановке задачи.
- способность самостоятельно искать пути решения для проблем, возникающих в ходе работы.
Для учащихся данный курс даст возможность для:
· Творческой самореализации;
· Получения высоких показатели на ОГЭ и ЕГЭ;
· Повышения результативности участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;
· Знания основных элементов программы на python, знание простых основных алгоритмов работы с простыми типами данных.
Для учителя:
· Повышение собственной квалификации как учителя в связи с переходом на новые формы деятельности.
Формы контроля:
- Промежуточный контроль (самостоятельное написание кода, устные опросы учащихся);
- Итоговый контроль (тест по теоретической части курса, самостоятельно е написание программы на языке программирования Python).