Миф как техника PR. Политический миф.




Миф и политика. Эпоха «реформ» началась в России после разгрома ГКЧП в 1991 году. Одним из символов победы над тоталитаризмом был снос памятника главному советскому чекисту Ф.Дзержинскому. Но не прошло и десяти лет, как начались разговоры о восстановлении памятника Железному Феликсу. Депутат Госдумы Николай Харитонов в 2000 году выступил в парламенте с предложением вернуть памятник основателя ВЧК на место. «Прости нас, Феликс, — обращался он с думской трибуны к памятнику, — не уберегли мы тебя. Но ты всегда был с нами в наших сердцах». В 2002 годуинициативу подхватил мэр Москвы Юрий Лужков. История России словно сделала круг, вернувшись в исходную точку. В те августовские дни победа над прошлым казалась полной.

Однако тени прошлого возвращаются. Символы сильнее суперкаров (машин, с помощью которых сняли памятник). Они живут совершенно в другом пространстве, в пространстве мифа. Символы и мифы питаются нашими чувствами, эмоциями, нашей памятью. Прошлое возвращается к нам через мифы, которые хранятся в самых темных закоулках нашей памяти. Искоренить мифы невозможно, так же как невозможно отменить прошлое человечества. Не даром кто-то сказал: «Мертвые держат живых». Держат через миф, через примитивные структуры сознания, которые мы все неизбежно наследуем. По мнению американского социолога Уильяма Уорнера: «В известном смысле человеческая культура есть символическая организация сохраняемых памятью переживаний мертвого прошлого, по-новому ощущаемых и понимаемых здравствующими членами коллектива. Присущая человеку личная смертность и относительное бессмертие нашего биологического вида превращают подавляющую часть нашей коммуникации и коллективной деятельности, в самом широком смысле, в грандиозный обмен между живыми и мертвыми.

Обмен между «живыми и мертвыми» происходит большей частью на бессознательном уровне. К.Г. Юнг считал, что «наш бессознательный разум, подобно телу, является хранилищем реликтов и воспоминаний о прошлом». Однако доступ к этой информации для нас закрыт. Но с помощью мифов, которые философ Мераб Мамардашвили метко назвал «машинами культуры» (которые создавали человека), мы прорываемся к отдельным «файлам», содержащим информацию о нашем прошлом.

1917 год. Царь, несмотря на все очевидные признаки наступающей революции, продолжает жить в мифе о божественной природе своей власти. Революция сметает этот миф. Царя «божьей милостью» предают все. Разрушение мифа сделало возможным расстрел царской семьи.

1953 год. Умирает Сталин. Многих тогда пронзила страшная мысль: «Как жить дальше, что мы будем без него делать?» Казалось, что страна рухнет. Но шло время, а страна не только не рушилась, а, наоборот, получила импульсы к дальнейшему развитию. Действительность победила миф. Так, еще до XX съезда, началось саморазрушение сталинского мифа. Хотя сталинский миф не умер окончательно и сейчас.

Миф выступает в качестве фабрики по переработке реальности. Функция мифа — удалять реальность.

Рассмотрим, как миф «вытряхивает историю», на примере Сталина. Миф получает в свое распоряжение смысл, т.е. реальную историческую личность, носившую кличку Сталин. У этой личности была биография, личностные особенности, желания и т.д. Но миф берет только форму, отметая «лишние» детали. Он берет имя «Сталин», очищает его от реальной биографии, превращает в заклинание. Далее эта форма наполняется понятием. В данном случае имя «Сталин» олицетворяло понятия единства, дисциплины. На выходе мы получаем — значение, т.е. сакрализованного Сталина, земного бога, «гениального вождя и учителя».

Эта схема позволяет понять, почему Сталин фальсифицировал собственную биографию. Потому, что был опытным мифологом и прекрасно понимал разницу между мифологизированным образом и реальным человеком. Поэтому биография превращалась в легенду. В ней оставалось только то, что соответствовало понятию, сообщенному имени «Сталин». Все остальное отметалось.

Для того чтобы «похитить» миф, Р.Барт предлагает создать вторичный миф, в котором означающим выступит значение первичного мифа. «Сила вторичного мифа в том, что первичный миф рассматривается в нем как наблюдаемое извне наивное сознание». Иными словами, вторичный миф превращается в сатиру на первичный.

В политической практике «похищение» мифа довольно распространено. Достаточно напомнить, какую роль сыграла сатира в разрушении советской мифологии. Советская власть лишилась сакральности после «разоблачения культа личности Сталина» Хрущевым. И сам Хрущев пал жертвой своих действий. Он лишил власть «ощущения недоступности и признания за ней той высшей мудрости, которую прежде за этой властью признавало большинство граждан страны. Внешне простоватый, Хрущев разрушил те психологические барьеры, которые отделяли и защищали власть от критики и насмешек. Любимый герой бесчисленных анекдотов, Хрущев не воспринимался ни как мудрый, ни как страшный.

Шутовская фигура Хрущева была злой насмешкой истории. Власть пародировала сама себя. Население страны очнулось от гипноза фигуры «вождя всех времен и народов» благодаря комизму Хрущева. Значение фигуры вождя, исполненное глубочайшего смысла в сталинской мифологии, превратилось в пустую форму в хрущевском мифе. Хрущев, сам того не желая, демифологизировал советскую власть, лишил ее легитимности. От этого удара она так и не смогла оправиться.

Любопытен пример демифологизации противника из истории Второй мировой войны. Известно, что Гитлер любил сравнивать себя с Наполеоном. Так, прибыв в оккупированный Париж, он прямо с вокзала направился к Дому инвалидов поклониться праху императора. Дата нападения на СССР (22 июня) практически совпала с датой нападения Наполеона на Россию (24 июня).

Естественно, советская пропаганда не могла оставить это без внимания. И вот 6 ноября 1941 года в своей речи, произнесенной на станции метро «Маяковская», Сталин говорит, что «Гитлер походит на Наполеона не больше, чем котенок на льва». Это в то время, когда войска «котенка» стояли под Москвой. Тем не менее пропаганда стала лепить образ комичного, нелепого, безумного и полуграмотного ефрейтора, дорвавшегося до власти. Гитлера подняли на смех, и это в какой-то мере позволило преодолеть страх перед ним. Советская печать сыпала в адрес фюрера и его окружения самыми уничижительными эпитетами, по привычке переименовывая, отменяя реальность. В бой была брошена и фундаментальная наука. Так, в вышедшей в 1942 году исторической монографии Е.Тарле «Наполеон» все введение было посвящено доказательству «глубоких, коренных отличий, существующих между исторической почвой первой французской империи и той почвой, на которой гитлеровская банда воздвигла свой шаткий кровавый шатер». Такая установка привела к парадоксальному следствию — идеализации Наполеона, чьим «светлым, трезвым умом» и «прогрессивной ролью» в истории Европы восхищался Тарле. Но это было неизбежно, т.к. требовалось во что бы то ни стало принизить Гитлера до уровня мелкого уголовника.

Таким образом, «похищение» мифа позволяет вернуться к реальности, избавиться от очарования мифа. Однако это прозрение недолговечно и иллюзорно. Реальность постоянно ускользает от нас. Освободившись от одного мифа, человек открывается для другого. Свято место пусто не бывает. Поэтому в истории случается так, что люди просят вернуть им «похищенный» миф. Так было с Хрущевым, отставку которого население восприняло с облегчением. Ранний Брежнев поначалу пытался восстановить сакральность советской власти, пока сам не превратился в посмешище.

Сработал этот механизм и при передаче власти от Ельцина к Путину. Образ Ельцина регрессировал от народного героя к нелепому «дирижеру оркестра». Выходки Ельцина нарушали тайну власти. В какой-то мере восстановил эту тайну Владимир Путин. Пресловутая «загадка Путина» была ответом на массовый запрос восстановления тайны власти, возвращения «похищенного» мифа.

Путинская эпоха началась с отрицания ельцинской мифологии и частичного возвращения к советской мифологической системе. Однако советские мифы оказались слишком слабы, чтобы захватить воображение россиян. Когда Путин восстановил старый советский гимн и предпринял ряд других символических шагов, многие восприняли это как возрождение советской мифологии, а следовательно, и советских порядков. На самом деле ничего подобного не случилось. Путин, выражаясь словами Ролана Барта, «похитил» советский миф. Превратил его из довольно весомого фактора российской политики в декорацию, пародию. Но символический возврат в прошлое позволил ему укрепить свои позиции в настоящем.

Миф и РК. То, что люди нуждаются в мифах, выражается в том, что мы по-прежнему ищем героев. Элвис Пресли, принцесса Диана после смерти превратились в мифологических персонажей и даже породили своего рода религиозные культы. Но в подобном преклонении перед кумирами есть нечто ненормальное. Задача героического мифа – не дать людям объект для обожания, а пробудить героический миф в них самих. Миф должен вести к подражанию или соучастию, а не к пассивному созерцанию. А мы разучились использовать миф как средство духовного преображения.

В наше время миф, как говорят некоторые исследователи, является одним из центральных пунктов «психологической войны». Благодаря средствам массовой информации процесс создания мифов резко ускорился. Эти мифы подчас заставляют людей действовать против своих интересов. После разрушения многих образов и конструкций советской эпохи, происходило создание и замещение старых мифов советской эпохи новыми мифами. Средства массовой информации могут являться одним из главных источников мифов. СМИ могут выступать рупором, стоящих за ними лиц или структур; могут являться проявителем содержания массовой культуры и сознания. Следовательно, журналисты осознанно или неосознанно часто являются создателями или проводниками мифов.

Начиная с 10-х годов XX в. «ремифологизация», «возрождение» мифа становится бурным процессом, захватывающим различные стороны европейской культуры. Сквозная тема для большинства исследователей этого периода на Западе — политическое мифотворчество. О политических мифах, с тех или иных позиций, писали: Жорж Сорель, Т.Манн, Р. Нибур, Р. Барт, М. Элиаде. Ролан Барт в очерке «Миф сегодня» тесно связывает миф с языком и информацией и рассматривает мифологию как часть семиотики, изучающей значения независимо от их содержания. Миф, по Барту, есть своего рода некая форма, имеющая историческое основание, но совершенно независимая от природы вещей.

Исследователь Ранк О. выделяет среди различных типов мифа миф о герое. На нем стоит остановиться подробнее, так как в PR, активно используют именно «героический миф». «Вавилоняне, египтяне, евреи и индусы, жители Ирана и Персии, греки и римляне и др., еще на ранней стадии развития начали прославлять своих героев, мифических правителей и царей, основателей религий, династий, империй или городов, одним словом, своих национальных героев, во множестве поэтических сказаний и легенд».

Профессор Георгий Почепцов выделяет так называемые «типы», или «роли» героев. Например, тип рыцаря возникает в момент кризиса. Рыцарь появляется – разрешает его и вновь исчезает. Это выгодная роль, поскольку она позволяет интерпретировать любой имеющийся недостаток как такой, о котором не знает первое лицо. Рыцарь, как правило, выведен из конфликта и поставлен над ним, что позволяет ему играть роль арбитра между двумя противоборствующими сторонами. Рыцарю позволено быть и добрым и злым одновременно. Он зол по отношению к врагам, но добр по отношению к своим сторонникам.

Есть еще роль – генерала (ср.: роль Пиночета). От генерала ждут не только командирского голоса, но и наказания всех и всюду виновных, чего не делает рыцарь, поскольку в его роли присутствует избирательность.

Роль хозяина – всеобщая, а не частичная роль, подобная первой. Если генерал наводит порядок в более системном виде, чем это может позволить себе рыцарь, то хозяин наводит порядок везде и всюду. Он мастеровой, а не политик. Это очень выгодная рол ь с точки зрения отторжения политики и политиков в некоторых группах населения.

Роль молодого дарования – на эту роль умудренные опытом рыцарь или хозяин пытаются «загнать» своих молодых да ранних противников. Задав в ней «координату молодости», можно не бояться, что обладатель ее обгонит на повороте – все всегда будут думать, что у него все еще впереди, эти выборы еще не для него. С другой стороны, это выгодная координата, поскольку дает официальное право на неординарное поведение, моделируемое словами «еще перебесится». Даже попав во власть, данный образ трактуется как временный. Он там только потому, что таково мнение «старших товарищей».

Роль денежного мешка. Массовое сознание не очень любит эту роль. В шаржированном виде оно моделирует ее в понятие «новые русские». Все варианты анекдотов этого типа акцентируют две характеристики: непроходимую глупость и внушительный объем денег. Подобное сочетание позволяет для массового сознания компенсировать свое неадекватное положение («если ты такой умный, почему же такой бедный»). Советский народ также моделировал и генеральных секретарей, задавая им сочетание глупости и власти.

Интересно, что некоторые роли позволяют идти на определенные нарушения, которые массовое сознание все равно готово принять. Роль «генерала» допускает большую долю жестокости, выходящую за пределы права, но массовое сознание согласно пойти на это ради установления в определенной степени идеализированного порядка. Роль «хозяина» делает возможными нарушения в плане личного обогащения, но массовое сознание и тут спокойно, поскольку предполагает, что хозяин не только сам будет обогащаться, но кое-то перепадет и остальным.

Мифы выступают в роли своеобразного «банка данных», из которого черпаются все серьезные идеи и цели для продвижения, для PR. Г. Почепцов приводит несколько примеров использования мифологем в политическом PR. Например, А. Лебедь, рекламировавшийся на выборах в Красноярске среди прочих под лозунгом «Могучему краю – могучий губернатор». Это отсылка на местную мифологию, воспринимающую и подающую Сибирь именно в этом ключе.

Как используются мифы и образы на деле? Все образы: «новый русский», «хозяин», «защитник», «предприниматель», «родом из народа», «сосед», «братишка», «отец» в «черных» и «белых» PR текстах, созданных для агитации за Юрия Трутнева как претендента на пост главы Перми. Проанализируем текст:

«Слово и дело Юрия Трутнева

Он родился в первый день весны года 1956. На Разгуляе, где когда-то возник наш город, в старом двухэтажном доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки и деда рос обыкновенный мальчик. Родители много работали на нефтяных промыслах. Пришлось стать самостоятельным.

Школа, пионерия, комсомол, – все как у миллионов советских людей. Учился легко, увлекался математикой, химией, историей. Пошел по стопам родителей и поступил в ППИ на горный факультет. С успехом его окончил, работал в НИИ, сдал кандидатские экзамены, первый получил направление в целевую аспирантуру и курировал научно-техническое творчество в горкоме комсомола. Здесь Юрий Трутнев проявил изрядный дар лидера и возглавил студенчество Прикамья при областном комитете.

Романтика

Еще ребенком взбирался он на крутой склон у речки Егошиха и потом многократно поднимался в горы. Урал, Кольский полуостров, Памир... Испытание самого себя. Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали – если идешь в связке с Юрой – все в порядке.

Юра Трутнев не раз ходил на медведя. Охота тоже была испытанием. В одной из схваток он понял, что человек гораздо сильнее зверя и должен быть благороден. Ему есть чему научить своих сыновей (их двое)...

Сила

Любимое животное Юрия Петровича – тигр. Именно его он считает царем зверей. «Ведь лев, – поясняет он, – лидер по привычке, а не по призванию. Кроме того, он слишком кудряв и номенклатурен, водится где-то в Африке, и видели-то его только в зоопарке и по телевизору. А Тигр – наш российский житель. Мудрый, красивый хищник. Сила, грация... Может быть победителем».

Лидер обязан быть сильным. Он должен уметь защищать тех, за кого взял ответственность. И Юрий Трутнев тренируется в спортзале, постигая тайны боевого искусства, жмет штангу весом в 140 кг, работает в облспорткомитете. Возглавляя крупное предприятие, он может позволить себе ходить без охраны и не платить дань бандитам.

Работа

В 1988 году Юрий Трутнев начал работу в негосударственном секторе экономики. Нефтяник по образованию, он принципиально не стал участвовать в распродаже отечественного сырья. Он пошел другим путем: выбрал отрасли, благоприятные для развития региона. На голом месте создал одну из крупнейших промышленно-финансовых групп в Перми. «Экс» начинал с пяти человек – теперь дал городу несколько тысяч рабочих мест, причем ни разу не задержал зарплату. Помогает образованию, культуре и науке. Сила и крепкое слово, труд и воля, организаторский талант и отвага, определили его успех.

Но жить в государстве и быть свободным от него нельзя. И Юрий Трутнев становится депутатом областного законодательного собрания, председателем комитета по экономической политике и налогам, депутатом городской Думы.

Долг

Юрий Трутнев последним вступил в предвыборную борьбу. «Я, к сожалению, не увидел среди заявившихся на пост мэра людей, которые смогут кардинально изменить Пермь. Двое из них возглавляли администрацию последние четыре года. И теперь трудно надеяться на то, что они изменят стиль работы и наш город». Они говорят: «Нет денег...» и по-прежнему сохраняют помойки и пустыри, разбитые дороги, темноту, грязь, унизительное существование тысяч людей старшего поколения – наших родителей...

Юрий Трутнев знает и говорит: «Деньги в городе есть. Нет порядка и той силы, которая распределит их разумно и справедливо». Слово его крепко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: