Только он сможет нам помочь».




Этот текст – блестящий образец воплощения в жизнь мифа – Юрий Трутнев. Яркий пример использования в PR суггестивной лингвистики с опорой на миф.

1. а) Миф героя, который принесет обновление.

«Родился в первый день весны», с точки зрения семиотики, весна как знак – время года, как символ – время пробуждения, время чего-то нового (что, как мы помним, было очень важно для Перми в то время), более того весна – общепризнанный знак – время любви, значит, большинство женского электората обязательно представят хорошенького мальчика (дети), превратившегося в красавца-мужчину. Сексуальность – третья из основных составляющих успешного имиджа.

б) Миф героя, который знает традиции, значит, не принесет разрушения.

«На Разгуляе, где когда-то возник наш город, в старом двухэтажном доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки и деда рос обыкновенный мальчик».

«Разгуляй» как знак – район города Перми, «Разгуляй» как символ – место, откуда началась Пермь, то есть без него ничего бы не было, «старый двухэтажный дом» как знак – типичный барак, как символ имеет как минимум два значения: традиции и их незыблемость, мудрость старины; «таких домов много» – значит, герой «родом из народа», один «из нас», «такой же, как мы», значит, знает чаяния и нужды народа.

Набор слов «бабушка и дедушка, воспитание» как символ также имеет два значения: одно такое же, как «старый дом на Разгуляе» – незыблемость и знание традиций, основ; второе – воспитан людьми старшего поколения, значит, не избалован, воспитан строго, значит, знает порядок (далее – миф «герой, который знает и умеет наводить порядок» – еще появится).

в) Миф земляка, миф героя, с самого раннего детства умеющего принимать правильные решения.

«Родители много работали на нефтяных промыслах. Пришлось стать самостоятельным». Прикамье – нефтяная область, нефтяники – уважаемые люди. Символическое значение фразы «родители много работали на нефтяных промыслах» для жителей Перми – «хорошая, трудоспособная, уважаемая семья».

Далее идет развитие мифов «родом из народа», «земляк», «герой, который независим и самостоятелен»: «Школа, пионерия, комсомол, – все как у миллионов советских людей. Учился легко, увлекался математикой, химией, историей. Пошел по стопам родителей и поступил в ППИ на горный факультет».

г) Миф героя – лидера, многие задатки которого даны свыше.

«С успехом окончил», «сдал кандидатские экзамены», «первый получил направление», «проявил изрядный дар лидера», «возглавил студенчество», – символическое значение: прирожденный лидер, успешный лидер, человек, который может за собой повести.

Герой – всегда особенный человек. Поэтому лидерство – это дар. А дар, как известно, дается не каждому, и дается свыше.

д) Миф героя, преодолевающего любые испытания.

«Многократно поднимался в горы » – знак. Но что на самом деле значит, когда человек поднимается гору? Это символ – преодоления испытаний, символ упорности, символ победы человека над какими бы то ни было условиями. И это значение усилено определением «многократно». И для массового сознания человек «многократно» поднимавшийся в горы – герой.

е) Миф героя как особенного человека.

Знак: «постигая тайны боевого искусства», вроде бы предельно ясно. Значит, занимается восточными (или еще какими) единоборствами в спортзале. Но на самом деле, символичное значение этой фразы иное, ведь он постигает тайны (а дано это далеко не каждому), значит, он особенный, значит, он герой.

С помощью семиологической системы (сплав означаемого и значащего, система символов и знаков) для Юрия Трутнева создали героический миф, в котором герой – земляк, «родом из народа», принесет обновление и не принесет разрушения, так как знает традиции, он с самого раннего детства принимает самостоятельные решения, он лидер, он успешен, он из хорошей семьи, он преодолевает любые испытания, и, в конце концов, он особенный.

2. а) Миф о герое как о богатыре.

Зачин у этой агитационной листовки – абсолютно сказочный, басенный. Начинается с местоимения «он», кто – он? Он – богатырь, он – мессия... Не в 1956 году, а «года 1956», как в старославянских текстах, как в былинах. Он не просто «поступил в университет», он «пошел по стопам родителей». Эта былинность, размеренность, нарочитая песенность и плавность настраивает читателя на некоторый почтительный лад, на уважение к тому, о ком басня/миф.

б) Миф о герое как о человеке думающем, интеллектуале.

«Любимое животное Юрия Петровича – тигр. Именно его он считает царем зверей. «Ведь лев, – поясняет он, – лидер по привычке, а не по призванию. Кроме того, он слишком кудряв и номенклатурен, водится где-то в Африке, и видели-то его только в зоопарке и по телевизору. А Тигр – наш российский житель. Мудрый, красивый хищник. Сила, грация... Может быть победителем». Эпитеты «мудрый, красивый, хищник, российский, лидер по призванию» читатель волей-неволей проецирует на Трутнева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: