Органы управления таможенным делом и их компетенция




 

В современный период управление таможенным делом осуществ-

ляется на двух уровнях — надгосударственном и государственном.

Российская Федерация является членом ЕАЭС, в рамках которого

осуществляется единое регулирование таможенных отношений. Все

основные вопросы таможенного сотрудничества решаются высшим

органом управления ЕАЭС — Высшим Евразийским экономическим

советом, в состав которого входят президенты государств — членов

ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) создана в целях

регулирования отношений по созданию условий для деятельности и

развития ЕАЭС и подготовки предложений по совершенствованию

интеграции.

В настоящее время в составе ЕЭК представлены пять стран: Рес-

публика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кир-

гизская Республика и Российская Федерация. ЕЭК по сути является

наднациональным органом управления, ее деятельность основывает-

ся на интересах стран — участниц проекта евразийской экономиче-

ской интеграции. Причем решения Комиссии носят обязательный

характер для стран — участниц ЕАЭС и не могут отвечать только ин-

тересам какоголибо национального правительства. Все решения

принимаются данным органом на коллегиальной основе.

Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 10

членов (по два члена Коллегии (министра) Комиссии от каждого

государстваучастника), один из которых является Председателем

Коллегии Комиссии.

Председатель Коллегии и члены Коллегии назначаются сроком на

четыре года решением Высшего Евразийского экономического совета

на уровне глав государств с возможностью продления полномочий.

Решения Коллегией принимаются голосованием ее членов.

Структура ЕЭК построена по функциональному принципу. Каж-

дое направление включает в себя отрасль и сферу экономической дея-

тельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК функционируют в

тесном взаимодействии с уполномоченными национальными органа-

ми власти в рамках курируемого направления деятельности.

В настоящее время в структуру ЕЭК входят 23 департамента при

которых функционируют 20 консультативных комитетов. Деятель-

ность комитетов направлена на подготовку предложений для Колле-

гии ЕЭК и проведение консультаций с представителями националь-

ных органов государственной власти.

Управление в области таможенного дела на государственном уров-

не осуществляется Минфином России и таможенными органами.

В 2016 г. в Минфине России создан департамент налоговой и та-

моженной политики, который обеспечивает осуществление функций

Министерства по выработке государственной политики и норматив-

ноправовому регулированию в сфере таможенных платежей, опреде-

ления таможенной стоимости товаров и таможенного дела.

Система таможенных органов состоит из четырех звеньев: феде-

ральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области

таможенного дела (ФТС России), региональные таможенные управ-

ления, таможни и таможенные посты.

ФТС России осуществляет общее руководство, координацию и

контроль внутри таможенного ведомства за деятельностью нижестоя-

щих, подчиненных им органов. ФТС России осуществляет свою дея-

тельность непосредственно, через территориальные органы Службы и

свои представительства (представителей) в иностранных государствах

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнитель-

ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органа-

ми местного самоуправления, Банком России, общественными объ-

единениями и иными организациями.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и ос-

вобождаемый от должности Правительством РФ по представлению

Министра финансов РФ.

В п. 4 ст. 10 Закона о таможенном регулировании закреплено, что

ФТС России вправе создавать специализированные таможенные орга-

ны, а также свои структурные подразделения (департаменты, управле-

ния), компетенция которых ограничивается отдельными правомочия-

ми для выполнения некоторых функций, возложенных на таможен-

ные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении

определенных видов товаров.

В ведении ФТС России находятся научноисследовательские, обра-

зовательные учреждения высшего профессионального и дополнитель-

ного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания,

информационновычислительные центры и другие учреждения, а так-

же государственные унитарные предприятия, деятельность которых

способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Региональные таможенные управления (РТУ) РФ входят в единую

систему таможенных органов РФ и осуществляют непосредственное

руководство таможенным делом на территории подведомственного

региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все распо-

ложенные на территории подведомственного региона таможенные

органы, за исключением тех, которые непосредственно подчинены

ФТС России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное управление

расположенными на территории подведомственного ему региона ор-

ганизациями таможенной службы (таможенными лабораториями,

учебными заведениями др.)

РТУ по сути являются промежуточным звеном в системе управле-

ния таможенным делом в стране, что связано с большой территорией

страны. Территория России поделена на таможенные регионы, в гра-

ницах которых региональные таможенные управления осуществляют

деятельность по руководству и координации работы нижестоящих

звеньев таможенной системы. Границы таможенных регионов могут

как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ и адми-

нистративнотерриториальных единиц.

Таможни и таможенные посты являются организационным фунда-

ментом системы таможенных органов России, поскольку они непо-

средственно осуществляют основные задачи и функции в сфере тамо-

женного дела. Таможня входит в единую систему таможенных органов

России и осуществляет свою деятельность под общим руководством

ФТС России и непосредственным руководством РТУ, в состав кото-

рого она входит. Таможни могут подчинятся непосредственно ФТС

России (например, Шереметьевская).

Таможни могут подразделятся на «пограничные» и «внутренние».

Первые находятся в основном приграничной зоне. А вторые распола-

гаются внутри таможенной территории страны.

Таможенный пост является начальным звеном системы таможен-

ных органов и реализует свои функции под непосредственным руко-

водством таможни. В некоторых случаях таможенные посты могут

быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России.

Функции таможен и таможенных постов по целевому характеру

подразделяются на экономические (фискальные), правоохранитель-

ные и организационноаналитические.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: