Автомобиль надо было снова как следует вычистить. Ветровое стекло страшно загрязнилось, и в одном месте я попытался губкой удалить особенно толстый, въевшийся слой пыли. Сосед довольно долго удивленно наблюдал за мной. Его ухмылка начала меня раздражать, и в конце концов я спросил: «Что здесь смешного?» Его ответ смутил меня. Он сказал: «Интересно, сколько времени вам надо, чтобы понять, что грязь находится внутри?» Да, грязь находилась на внутренней стороне стекла, а этого я не понял.
Мы чистим наши машины, ухаживаем за садами, старательно занимаемся каким-нибудь видом спорта, заботимся о том, чтобы сохранить любовь, доброе имя, уважение, хороший внешний вид, стараемся преуспеть в карьере, содержать в порядке свои банковские счета и так далее. Но, как бы мы ни старались, настоящего удовлетворения нам это не приносит. Что-то не так. Мы никогда не чувствуем, что по-настоящему преуспели. «Грязь находится внутри!» Чем мы руководствуемся в своих установках и действиях? Даже преследуя самые лучшие замыслы и прилагая как можно больше сил, мы часто обнаруживаем, что результаты не полностью соответствуют нашим целям. Наша радость омрачается. «Грязь находится внутри!»
Двойственность нашего поведения хорошо описана в Священном Писании.
«Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, ко-
торого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:15—20). Очевидно, что нами движет импульсивный «грех».
|
Что следует понимать под словом «грех»?
Бунт. Pesha (евр.).
«Речь идет о бунте (государственном, нравственном или религиозном), преступлении, грехе, нарушении, порочности, мятеже, неверии, отступничестве, отпадении. Это означает преднамеренное нарушение Закона Божьего, мятежное отрицание Божественного авторитета»1.
«Впадая в грех, человек взбунтовался и устремился к свободе, которой якобы был лишен. Природа греха проявляется в том, что он уводит человека от Бога, человек перестает Его бояться и доверять Ему и ставит во главу угла свое собственное "я"»2.
«Человек является грешником. Он хочет грешить, потому что бунтует против Бога, а поскольку он хочет грешить и бунтует, то становится виновным.
Находясь во власти греха, порожденного его собственной виной, человек живет как бы в плену у себя самого, будучи не в силах преодолеть грех, но подчиняясь ему. Ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8:34)»ъ.
Природа греха — бунт, мятеж. Этот бунт мы чувствуем ежедневно. Дети бунтуют против родителей, один супруг — против другого, меньшинства — против основного населения. Бунт выходит на политическую арену. Мятеж и бунт встречаются нам повсюду.
В сущности, каждый человек живет в состоянии бунта, бунта против Бога. Бог нас раздражает. В какой-то момент мысль о том, что нам надо отвечать перед Ним за наши намерения и поступки, наполняет нас страхом и трепетом. Мысль о том, что над нами кто-то есть, задевает нашу гордыню. Мы не хотим, чтобы нами управляли, но сами готовы управлять. Оказавшись перед лицом Бога, мы поднимаем мятеж. Само собой разумеется, впоследствии такая установка оказывает влияние и на другие стороны нашей жизни.
|
Промах. Chata (евр.).
«Движение в ложном направлении, мимо намеченной цели»4.
«Несоответствие Божьей норме»5.
«А согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8:36).
«Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (/ Цар. 2:25).
Hamartia (греч.).
«Грех, упущение истинного предназначения и цели нашей жизни, которая в Боге».
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).
Кроме того, в Своем Десятисловии Бог дал нам правила жизни. Десять Заповедей — это десять направлений в поведении, с помощью которых Бог дает нам возможность сохранить свое физическое, психическое и духовное благополучие. С помощью Десяти Заповедей Бог хочет оградить нас от вреда. Божьи заповеди — это «ограничительные вехи», предназначенные для того, чтобы защитить нас. Когда мне не удается соблюсти Божественную норму? Когда я становлюсь грешником?
В Десятисловии, например, сказано: «Не кради» (Исх. 20:15). Замысел Бога сводится к тому, чтобы защитить чужую собственность. Воровство представляет собой прямо противоположное: мы берем эту собственность без разрешения владельца. Согласно Божественному высказыванию, воровство — это несоблюдение заповеди, которая гласит: «Не кради». Воровство — грех, несмотря на то, что сегодня мы пытаемся говорить о нем «красиво». Используя современный язык, мы говорим не о воровстве, а «только» об «упорядочении вещей», «равном распределении благ», «заботе о самом себе».
|
Когда, «помогая себе», я беру на работе несколько марок для своих личных писем и когда я, якобы «распределяя издержки», присваиваю значительную сумму денег, особой разницы не возникает, поскольку в обоих случаях я нарушаю заповедь: «Не кради». Я преступил закон и потому стал грешником.
Футболист стремится к тому, чтобы забить гол в ворота противника. При этом не важно, на каком расстоянии от ворот пройдет мяч: в любом случае гол не забит.
Божья заповедь гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Независимо от того, солгал ли я лишь немного или опустился до самой настоящей клеветы, в обоих случаях я не достиг цели, намеченной Богом. Я нарушил закон и стал грешником. «Ложь во спасение» все равно остается ложью!
Грех, «промах» не является каким-то безобидным времяпрепровождением. Смерть ожидает всякого, кто, совершая «промах» или грех, тем самым отделяет себя от Бога, Подателя жизни.
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
3. Преступление. Parabasis (греч.).
«В пространственном, или образном, смысле это означает отклонение, нарушение определенной границы, выход за черту».
«Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:23).
Представьте себе соревнования по легкой атлетике. Самые лучшие спортсмены готовятся к прыжкам в длину. Всем известно, что линию отталкивания заступать нельзя, но наш любимый прыгун как раз это и делает. Прыжок не засчитывается. Еще две попытки оканчиваются тем же, и вот печальный итог: дисквалификация, то есть отстранение от дальнейшего участия в соревнованиях.
Каждый, кто преступает Божьи заповеди, становится виновным в преступлении, становится грешником и тоже «дисквалифицируется». Бог должен «отстранить» его: его ждет смерть.
Parabaino (греч. глагол). «Утрата местоположения или должности в результате преступления».
«Утрачивать точку опоры, проходить мимо, заблуждаться».
Вновь и вновь случается так, что серьезный, ответственный человек выходит за пределы своих полномочий и начинает вести себя неподобающе. В результате нарушений он утрачивает свое положение, а затем теряет и должность.
Нарушив указание, данное Богом, наши прародители тоже утратили занимаемое ими положение и стали грешниками.