В наш просвещенный двадцатый век почти все считают, что вопрос о существовании дьявола относится к области волшебных сказок или примитивного суеверия. Если мы представляем такой его образ: красное лицо, рога, черная шерсть, длинный хвост и копыта, то тогда мы мыслим о нем как люди «темного средневековья». Мысль о том, что дьявол может существовать как личность, кажется совершенно абсурдной и нереальной.
В конце второй мировой войны Хельмут Тилике, известный профессор теологии, бывший ректор Гамбургского университета, утверждал: «В наше время нам слишком часто приходится сталкиваться с демоническими силами, мы слишком ясно чувствуем и видим, как таинственные силы преисподней обманывают и сбивают с пути как отдельных людей, так и целые движения... мы слишком часто видим, как какой-то странный дух овладевает многими людьми и так сильно их изменяет, что они начинают совершать злодеяния, опьяняются властью и разражаются безумным бредом, на который никогда прежде не казались способными; более того, из года в год мы видим, как нашу планету заволакивает ядовитая атмосфера, чувствуем в воздухе присутствие злых духов и наблюдаем, как незримая рука, передавая от одного народа к другому невидимую чашу бреда, приводит их в полное замешательство. Повторюсь еще раз: мы видим все это слишком часто, и все это слишком сильно ужасает нас, так что прежде всего нам надо приготовиться к тому, чтобы, не испытывая смущения, хотя бы осмелиться задать вопрос о существовании дьявола вообще... Давайте оставим вопрос о его существовании и спросим: кто он такой, чтобы потом сравнить его библейский образ с тем, с которым мы столкнемся в апокалиптические времена».
|
«Словесный портрет» дьявола
Иисус Христос, Сын Божий, оставил нам «словесный портрет» дьявола: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Три личностные особенности дьявола
1. Греческое слово «diabolos» означает «дьявол», «клеветник» и «враг».
Глагол «diabollo» означает «внезапно разделять», «упрекать», «клеветать», «притворяться», «осуждать», «давать лживое описание», «обманывать».
Прибегая к таким определениям, Иисус адекватно описывает отличительные особенности и поведение реально существующего дьявола.
2. «Он был человекоубийца от начала».
Дьявол имеет своей целью погубить человеческую жизнь. Он не задумываясь готов совершить убийство.
3. «Он лжец и отец лжи».
Дьявол искажает истину; он буквально ставит ее с ног на голову и нагло утверждает обратное.
Вот что говорил кардинал Йозеф Хефнер: «Сегодня некоторые богословы утверждают, что дьявол — это не личность, а символ. "Во всех новозаветных текстах, в которых упоминается о 'сатане' или 'дьяволе', эти слова можно легко заменить словами 'грех' или 'зло'. Это не так. В Священном Писании мы читаем: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1 Ин. 3:8). Однако согрешить может только личность, наделенная разумом и независимым мышлением, а не какое-то "зло"». Иисус Христос ясно и недвусмысленно утверждает: дьявол — личность.
Откуда он пришел?
Наверное, это покажется удивительным, однако дьявол пришел с небес, из того невидимого царства, где пребывает Бог. Иисус Христос сообщает нам: «Я видел сатану [diabolos], спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).
|
Следуя Божьему повелению, пророк Иезекииль описывает падение дьявола, используя образ тирского царя: «Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:12—17).