По повелению Бога пророк Исайя оставляет нам возвещение дьявола о том, как он намеревался править: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13, 14).
В этом дьявольском возвещении содержится пять положений. В еврейском тексте используется выражение «я хочу».
1. «Я хочу взойти на небо» (13-й стих). Дьявол хочет занять место Бога на небесах.
2. «Я хочу вознести мой престол выше звезд Божиих» (13-й стих).
Дьявол хочет властвовать над всеми небесными существами.
3. «Я хочу сесть на престол на горе собрания, на самых крайних высотах (у Лютера — "на самом крайнем севере") Святой горы» (13-й стих). Согласно представлениям ассирийцев, место Божьего собрания находилось на севере.
Итак, подобно Богу, дьявол хочет управлять Вселенной.
4. «Я хочу взойти на вершины облаков» (14-й стих). Дьявол хочет, чтобы его почитали так, как почитают одного лишь Бога.
5. «Я хочу уподобиться Всевышнему» (14-й стих). Истинная цель дьявольского правления такова: он хочет править небом и землей, как Всевышний Бог5.
Дьявол хотел, чтобы его почитали, как Творца, и чтобы у него была такая же власть, но не хотел иметь природу и характер Бога.
Обвинение Бога
Дьявол во всеуслышание заявил на небесах, чего он хочет: равенства с Богом. Сотворенное существо захотело стать равным Богу и самостоятельно управлять Вселенной. Чтобы достичь этого, дьяволу пришлось обвинить Бога. Будучи клеветником (diabolos), дьявол исказил природу Божьего характера перед всеми небесными существами. Он оклеветал святую Божью природу, использовав для этого хитроумные уловки.
|
Тактика Божьего врага была очень проста и в то же время очень действенна. Черты своего собственного характера он приписал характеру Бога: Бог деспотичен, несправедлив, жесток и не склонен прощать; Божьи заповеди ограничивают свободу тех, кого Он сотворил, Богу доставляет большое удовольствие порабощать свое творение, и поэтому противостояние Божьему Закону вполне оправданно; Бог — это тиран, которого надо бояться.
Стремление возложить на Бога ответственность за все страдания в этом мире не представляет для нас ничего нового, мы сталкиваемся с ним буквально на каждом шагу. Довольно часто мы слышим вопрос, исполненный горького упрека: «Если на самом деле существует справедливый Бог, то почему в этом мире так много страданий?» Для многих логичным представляется такой вывод: «Если любящий Бог допускает так много страданий, я больше не могу верить в Божью справедливость и вообще сомневаюсь, существует ли на самом деле Этот любящий Бог!»
Если мы приходим к такому выводу, то, следовательно, в отношении нас Божий враг достиг своей цели: он заставил нас усомниться в Божьей справедливости и любви. Отсюда неизбежно следует одно: Бог мертв! В действительности все обстоит как раз наоборот.
Небесная борьба за власть
В Священном Писании содержится Божья весть, представляющая собой важное откровение о том, что происходило на самом деле и какими оказались результаты бунта сатаны: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7—9).
|
Изгнание дьявола
После того как характер Люцифера столь резко изменился, он больше не мог находиться в присутствии Бога.
«Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:17).
Почему Бог больше не мог терпеть рядом с собой мятежного Люцифера? Сотворенный Божьей рукой, Люцифер посягнул на власть и достоинство своего Творца, однако особенности Божьей природы не представляли для него чего-то такого, к чему стоило стремиться. Сотворенное существо захотело стать выше своего Творца.
Используя образ вавилонского царя, пророк Исайя сообщает нам важные сведения о Люцифере, которого Бог некогда сотворил как исполненное славы живое существо.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12).
Выражение «разбился о землю» несет в себе образ срубленного дерева.
Божий враг и его имена
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9).
Библейский комментарий на Книгу Откровение поясняет это место так: «В Книге Откровение враг назван всеми своими именами, которые одновременно выражают весь "список грехов".
1. "Великий дракон" хочет пожрать все вокруг, хочет уничтожить и разрушить прекрасное Божье творение, и прежде всего людей.
2. "Древний змий" (Быт. 3:1—4) коварно стремился к тому, чтобы посеять в умах людей сомнение в Божьем Законе ("Подлинно ли сказал Бог?"), посеять недоверие к Богу
|
("Нет, не умрете...") и вселить в них дух собственного величия и бунт против Бога ("И вы будете как боги").
3. "Диавол" (по-гречески diabolos) — это сеятель смуты, раздора и отчуждения, клеветник и обвинитель.
4. "Сатана" (еврейское слово) — это противник, враг. Он постоянно стремится к тому, чтобы расстроить Божье дело, помешать Ему, уничтожить Его и с насмешкой и презрением показать, что Бог не смог выполнить Своих замыслов и осуществить Свою работу. В этой связи еврейское слово "сатана" означает также "обвинитель", который, обнаруживая скрытую несправедливость, хочет показать, что "и праведник не представляет собой ничего особенного" (см. Иов. 1:6 — 11; 2:4, 5), показать также, "кто ввел в заблуждение весь мир" и что "все согрешили" (Рим. 5:12). "Введение в заблуждение" означает, что он ведет в ложном направлении, удаляя от Бога и таким образом приводя людей к гибели и проклятию. Иисус же ведет назад к Богу и, следовательно, к вечной жизни и вечному спасению»6.