С целью установить наличие и выраженность интеллектуальных особенностей на первом этапе мы использовали методику словесно-логического мышления, а также методику, направленную на исследование нарушений произвольной регуляции деятельности.
1. Методика диагностики уровня развития словесно-логического мышления, сконструированная Э.Ф. Замбацявичене (23): методика разработана на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Каждому обучающемуся были предложены 4 субтеста. Ответы на которые он должен был выбрать самостоятельно. (Приложение 1)
|
2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой (1978).
Даная методика предназначена для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Он состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние приобретенных знаний, полученных в процессе образования и жизненного опыта испытуемых. Самостоятельное выделение принципа решения задачи и применение его для всех задач в серии сигнализирует о самостоятельном ходе интеллектуальной деятельности испытуемого и возможности применения данной методики в качестве психодиагностического инструмента для оценки развития «зоны творческой самостоятельности» субъекта.
Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.
Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей),и людей с нарушениями интеллектуального развития. (Приложение 2) Диагностика проходила с каждым обучающимся индивидуально.
|
В основу дифференциации положен принцип уровня зрелости той или иной психической функции, независимо от этапа и характера начального школьного обучения, а так же хронологического возраста в интервале 6-10 лет.
Четыре уровня градации для каждого из регистрируемых двумя методиками, показатели и способы дополнительного их анализа, с учетом нейрофизиологических механизмов дают возможность сопоставлять между собой специфику развития психических функций.
Испытуемыми выступили учащиеся 2 –го класса МОАУ «СОШ №5 с изучением предметов гуманитарного цикла г. Оренбурга» в возрасте 8 лет. Выборка численностью в 25 обучающихся. Исследование проводилось в сентябре 2017 года.
На втором этапе исследования опираясь на анализ данных, полученных при диагностике описанных методик, дополненный результатами квалифицированного клинического обследования мы подобрали и провели коррекционные мероприятия (Приложение №3) с обучающимся 2 класса И.Х., поскольку только у этого ученика класса было проведено комплексное исследование с привлечением невролога и заключением МППК, следовательно проходила комплексная реабилитация.
Третий этап исследования был проведен с целью изучения эффективности проводимых нами коррекционных мероприятий с обучающимся 2 класса И,Х. Для этого мы использовали:
1.Методику диагностики уровня развития словесно-логического мышления, Э.Ф. Замбацявичене.
2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой (1978).