Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2018
Естественные науки (от 14 до 17 лет)
Влияние работы коры головного мозга
На психическое развитие младшего школьника.
Авторы:
Хусаинова Эвелина, 17 лет
ученица 11 «А» класса,
МОАУ «СОШ №5»
Руководители:
Неверова Светлана Александровна,
педагог-психолог
МОАУ «СОШ №5»
Галяпо Светлана Александровна,
руководитель научного общества
МОАУ «СОШ №5»
Оренбург, 2018
Оглавление:
Введение. ……………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор понятия психического развития и строения коры головного мозга…………………………………………………………………………..………….5
1.1. Психическое развитие.………………………………………………………………….……….5
1.2. Факторы психического развития………………………………………………………………..5
1.3. Кора большого мозга и высшие психические функции……………………………………….6
1.4. Основные виды высших психических функций и их нарушения…………………………….9
1.5. Синдромы поражения коры полушарий большого мозга…………………………………....11
1.6. Задержка психического развития…………………………………………………………...…13
Глава 2. Организация и методы исследования наличия и выраженности интеллектуальных особенностей……………………………………………………………….16
2.1. 1 этап исследования - использование методики словесно-логического мышления и методики,направленной на исследование нарушений произвольной регуляции деятельности………………………………………………………………………………………....162.2. 2 этап исследования - коррекционные мероприятия…………………………………………16
2.3. 3 этап исследования - изучение эффективности проводимых мероприятий……………….17
|
Глава 3. Результаты исследования наличия и выраженности интеллектуальных особенностей…………………………………………………………………………………...……18
Заключение………………………………………………………………………………...…………………..............20
Список литературы………………………………………………………………………………….21
Приложения …………………………………………………………………………………………23
Введение
Рост жизни не в одном развитье мышц,
По мере роста, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
В. Шекспир «Гамлет».
Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания
Актуальность нашей работы заключается в том, что многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Более того, в последнее время накапливаются данные о том, что психические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием определенных химических веществ в мозге. А так же неравномерное созревании мозговых зон, влияющих на формирование функциональных систем, обеспечивающих те или иные психические функции влекут за собой трудности формирования каких-либо психических действий в процессе школьного обучения.
В аспекте нашей проблемы особую ценность представляют исследования психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна; физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, психофизиологов К. Халла и др.
Цель работы: создание условий для психического развития младшего школьника, имеющего нарушения созревания систем головного мозга путем теоретического изучения и практических исследований.
|
Объект исследования: кора головного мозга и психическое развитие
Предмет исследования: взаимосвязь работы коры головного мозга и психического развития младшего школьника.
Гипотеза:
Если для учащихся, имеющих нарушения созревания систем головного мозга, создавать специальные условия для психического развития, то это приведет к улучшению работы коры головного мозга и положительной динамике высших психических функций.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Провести исследование словесно-логического мышления,
3. Провести исследование нарушений произвольной регуляции деятельности.
4. Провести коррекционные мероприятия учащимися, имеющими нарушения мозговой деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Методика диагностики уровня развития словесно-логического мышления, сконструированная Э.Ф. Замбацявичене
3. Цветные прогрессивные матрицы Равена (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой (1978).
4. Коррекционные мероприятия
5. Математические (диаграммы, таблицы)
Этапы исследования: выбор темы, постановка целей и задач, сбор материала, обобщение полученных данных, проведение исследования влияния позитивного мышления на эмоциональное состояние и учебную мотивацию, диагностика эмоционального состояния и учебной мотивации, подведение итогов работы.
В исследовании приняли участие 25 обучающихся 2 класса МОАУ «СОШ №5».
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.
|
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Новизна: В ходе исследование предусмотреносоздание коррекционной программы, направленной на успешное обучение.
Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что анализ научной литературы поможет полнее разобраться в особенностях влияние работы коры головного мозга на психическое развитие младшего школьника.
Практическое значение заключается в возможности использовать полученные данные в работе педагога, с целью более эффективного обучения детей, имеющих отклонения в психическом развитии.
Глава 1. Теоретический обзор понятия психического развития и строения коры головного мозга
Психическое развитие
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.
Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, которое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.
В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года; второй — развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет; третий —созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени.