Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития.




Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель:

Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать целостность восприятия

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся - 9-12 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 1 урок в неделю.

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.

Программа составлена на основе программы Вачкова «Психологическая азбука», с учетом рекомендаций и разработок:

1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;

2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

 

Тематический план занятий

 

№ Занятия Задачи занятия Содержание занятия
1. - развитие наблюдательности - развитие зрительной памяти 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - Игра «Ищи безостоновочно». - Корректурная проба. Проверка ошибок. - Игра «Запомни порядок». - Игра «Карлики-Великаны». 3. Рефлексия занятия.
2. - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости внимания; - развитие наблюдательности; - развитие памяти. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найти ошибки в алфавите. - Игра «Запомни пары слов». - Корректурная проба. - Закрашивание кружков. - Игра «Заметить все». 3. Рефлексия занятия.
3. - развитие концентрации внимания; - развитие мелкой моторики; - развитие мышления. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Какой предмет самый большой». - Игра «Найди и продолжи закономерность». - Корректурная проба. - «Найди лишнюю фигуру». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия.
4. - развитие устойчивости и произвольности внимания; - развитие слуховой памяти 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Карлики-Великаны». - Графический диктант. - Игра «Зашифрованные цвета». - Закрашивание кружков. - «Заучивание слов». 3. Рефлексия занятия.
5. - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости и произвольности внимания; - Развитие зрительной памяти; - развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Все наоборот». - Корректурная проба. - Задача «Нарисуй бусинки правильно». - «Срисуй фигуру». - «Запомни фигуры». 3. Рефлексия занятия.
6. - Развитие концентрации внимания; - развитие моторики;   1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия.
7. - Развитие концентрации внимания; - развитие наблюдательности; - развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Найди игрушку». - Игра «Кто лучше нарисует». - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - «Картинки-нелепицы». 3. Рефлексия занятия.  
8. - Развитие произвольного внимания. - Развитие слуховой памяти;   1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Запомни ритм». - «Графический диктант». - Игра «Повтори». -Упражнение на распределение внимания. - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия.
9. - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания; - Развитие устойчивости внимания; - Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Что изменилось». - «Нарисуй правильно». - Закрашивание кружков. - «Найди отличия». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия.  
10. - Развитие слуховой памяти; - Развитие концентрации внимания; - Развитие зрительного внимания; - Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение «Все помню». - Корректурная проба. - Графический диктант. - «Шифровка». - Лабиринты. 3. Рефлексия занятия.  
11. - Развитие переключаемости внимания; - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения). - «Трафареты». - «Что изменилось». - «Найди несоответствия на картинке». - «Раскрась вторую часть картинки». 3. Рефлексия занятия.
12. - Развитие концентрации и устойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - Упражнение «Цифровая таблица». - «Шифровка». 3. Рефлексия занятия.
13. - Развитие устойчивости внимания; - Развитие мышления; - Развитие скорости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Закрашивание кружков. - Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками). - Игра «Птица – не птица». - Графический диктант. - Игра «Летела корова». 3. Рефлексия занятия.
14. - Развитие скорости внимания; - Развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра на внимание «Хлоп – топ». - Корректурная проба. - Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). - Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). - «Срисовать фигуру». 3. Заключение.  
15. - Развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - «Найди отличия». - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки). - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: