Сульде «небесного счастья»




 

Его знамя назвали Сульде. Оно было духом‑хранителем тюркского народа, его «жизненной силой» (так переводится слово). С ним шли в бой, с ним побеждали воины Великого Алтая.

Сульде и Яса Чингисхана помогали тюркам в самую трудную минуту. Они были гласом Неба. Давали народу уверенность и силу. Их присутствие почувствовали сразу и все. Например, в 1222 году, когда отряд разведки Чингисхана взял Дербент, Тифлис и другие города Кавказа, хан Джебе принес сюда весть о Сульде и Ясе Чингисхана. И ему, посланцу правителя, живущие здесь тюрки подчинились без боя.

Люди поняли: речь идет о знаках священной войны, которую начал Алтай. Войны за возрождение тюркского народа!

Отряд хана Джебе был невелик числом, всего 25 тысяч всадников, но прошел он от Самарканда до Днепра, что сравнимо разве что с походом Александра Македонского. Однако совершил куда больше, чем вся армия Македонского.

Что это было? Современники не поняли, а историки так и не объяснили. Удаль? Шалость? Умная нелепость? Возможно, и то, и то. И даже что‑то другое. Но поход был рассчитан с математической точностью! Просто поразительно. Разведка шла по незнакомому краю, будто по двору собственного дома.

И здесь пригодились компас, географические карты.

И здесь отряд был похож на призрак. На посланников Неба. Встретив их и узнав их цели, никто из кипчаков не осмеливался поднять глаза на знамя Чингисхана. Все склоняли перед ним голову и колени.

А с противниками Ясы поступали просто – по закону… Так поступили на Северном Кавказе с кипчаками, которые обнажили шашки против священного Сульде. И поплатились за это.

К сожалению, тот поход хана Джебе толком не изучен. Слишком по‑разному отзывались о нем современники. Кто‑то описывал с радостью, кто‑то – нет. Особенно враги Великой Степи. Они всегда захлебывались желчью, говоря о нем и о самом Чингисхане.

Но вот факт, от которого нельзя отвернуться: отряд разведки вошел в каганат Великая Болгария. Вошел легко, не встретив серьезного сопротивления. Потому что он следовал Ясе Чингисхана и объявил об этом… Вторжение не было вторжением врага! Не в чужие земли вступали конники. Они пришли освободить тюркские земли, истощенные междоусобицами, разоренные разбоем византийцев.

Великая Болгария тяжело болела с IX века. После императора Льва Исавра, который, как на беду, приблизил ее к Византии. Греки поначалу «заразили» болгарских тюрков христианством… Потом подчинили их своей Греческой церкви. А потом уже разбойничали у них по примеру католиков, захвативших власть над всей Западной Европой.

Не случайно же одного из византийских императоров прозвали Болгаробойца. За победы в Великой Болгарии получил он это имя. Самые страшные пытки бледнеют перед тем, что творили там греки‑победители. Пятнадцати тысячам кипчаков они выкололи глаза, чтобы те не видели Неба… И не молились Тенгри.

Это они, греки, рассорили болгарских ханов. Это им, грекам, был на руку раздор у тюрков, так они начали утверждать свою власть в Великой Степи… Восток Европы заполыхал, как огромный костер, от нового греческого огня.

Трагическое непонимание окутало Великую Степь.

В пылу всеобщего пожара хан Богур первым предал тюркский народ. В 852 году он, известный ныне как царь Борис или Богорис, подняв мятеж в Великой Болгарии, совершил измену. Мятежники обезглавили пятьдесят две благородные тюркские семьи. И Богур стал царем, назвав подданных не кипчаками, а славянами.

Чтобы утвердиться, этот предатель в 864–865 годах навязал своему народу греческое христианство. Себе взял имя Михаил, в честь крестного отца – византийского императора Михаила III.

Греки помогли ему. А он помогал им.

…К «болезни» Степи не раз прикладывал руку папа римский. Но там совсем другая история – не кровавая, не жестокая. Она о том, как мягок голос дьявола, заставивший иных кипчаков Восточной Европы признать власть папы римского: после крещения они стали мораванами, чехами, поляками, австрийцами, хорватами, венграми… История трагическая и туманная.

В 882 году союзники византийцев, норманны, захватили север каганата Украина. Появилась Киевская Русь, а с ней – новая «болезнь» Степи. И здесь потомки Аттилы тоже стали «славянами», «христианами», даже не поняв, как.

 

…Выходит, разведку на Запад Чингисхан выслал не случайно, ее предопределила История. Великий предводитель прекрасно знал, что творилось в Европе. «Тюрки должны вернуть утерянное имя», – решил он.

Хан Джебе и его помощник Субутай (Судебей) принесли с Алтая на восток Европы священное Сульде. Оно стало лекарством от всех болезней тюркского народа. Повелитель приказал разведчикам «идти так далеко на запад, пока не встретится хотя бы один тюрк». И хан Джебе шел только вперед, желая восстановить имя и честь своего народа. Ему не нужны были чужие страны.

Разведчики Чингисхана не вел и захват. Они спокойно намечали стоянки для войска, которое вскоре придет сюда. Из местных кипчаков назначали приставов, которые будут собирать подати для армии, осуществлять власть. Все ставили на учет, все было подвластно им. Они, как лекари, делали незаметное, но полезное дело: лечили больные земли.

О тех днях напоминают слова, появившиеся тогда. «Есаулом» назвали пристава, «ямщиком» – того, кто на яме (почтовой станции) будет визировать паспорта. «Дарога» – ответственного за порядок и пути‑сообщения… Мышь не прошмыгнула бы за спиной Джебе и Субутая. Потому что они возвращали порядок в государство!

 

В 1223 году отряд подошел к границам Западного мира. Их, эти границы, определил папа римский, вернее, власть Церкви, которая полностью подчинялась ему.

Киевская Русь была восточным оплотом невидимой папской империи. Возможно, она и не знала, что, приняв христианство, стала папской колонией. Но именно здесь, в степях Украины, сходились тогда Восток и Запад. Поэтому здесь и должны они были мериться силами. Как при Аттиле…

Их бой был неизбежен. Разумеется, завязывался он не только из‑за подлого убийства послов Чингисхана в Киеве. Все было куда сложнее: столкнулись два мировоззрения. Две культуры, две правды. Каждая отстаивала себя, свою жизнь.

30 мая началось знаменитое сражение с русскими князьями, их армия в четыре раза превосходила отряд Джебе и Субутая, им помогала вся Европа. Все было на их стороне… Кроме Бога.

Сражение началось необычно. Сначала отряд хана Джебе умело показывал свое неумение воевать, потом сделал вид, что испугался, и стал спешно отступать. Это был спектакль – боевое искусство, так воевал Чингисхан с превосходящим противником. Но русские князья не знали о том, они бросились в погоню и на многие километры растянули свое войско. Их огромное преимущество растаяло, как снег весной.

Лишь у речки Калки понял киевский князь Мстислав, что случилось, да было поздно. У Калки и началась настоящая битва.

Мало кто уцелел в ней. Шесть князей, семьдесят бояр, десятки тысяч простолюдинов остались в поле. Отряд разведки шутя разгромил огромную армию, на которую сделал ставку папа римский, объявив о «втором Риме» на востоке Европы.

Кипчаки, забывшие Алтай, получили хороший урок.

Правда, и они не остались в долгу – отомстили за Калку. Но без русских. Осенью того же года дерзко напали на отряд Джебе и Субутая, когда те перешли Итиль (Волгу)…

Что ж? Ответ, достойный тюрка.

 

Иго, которого не было

 

И все‑таки недоумение оставил тот выдающийся поход: со своего поражения на Калке Русь ведет отсчет татаро‑монгольского ига. А победу Великой Степи она записала у себя в истории не как победу и не как поражение, а как исчезновение страны кипчаков с лица Земли.

Чудеса, да и только.

Будто бы кипчаки после той своей великолепной победы подарили разгромленным русским свои города, станицы, пашни и пастбища, а сами ушли неведомо куда… Трудно представить – исчез многомиллионный народ! Сам. Добровольно. В одночасье. И следов не оставил. Но именно так утверждает официальная история.

Могло ли быть такое?

Здравый смысл подсказывает, что не хватило бы русских на всем белом свете, чтобы принять тот «ханский подарок» – заселить города одного только Дона. А Дон не Великая Степь. Это – малая ее толика.

Русь была в сто раз меньше Степи…

Выходит, «иго» и все, что связано с ним, придумано?!

 

Верно, придумано. Известно, когда – в 1823 году. Известно, где – в Петербурге. Известно, кем – учителем гимназии.

К сожалению, искажений в истории народов много. Всяких. На них росли поколения людей, от которых скрывали правду о предках и о них самих. Так было заведено в Западной Европе, так с XVIII века стало в России.

Все складывалось, конечно, иначе.

Поход хана Джебе и Субутая, как холодный душ, остановил Чингисхана. Он понял, бой у Запада ему не выиграть. Мешают кипчаки! Те самые, что не признали Сульде и Ясу. Интерес полководца к Западу остыл уже в 1223 году.

Дело решил случай, как часто бывает в жизни.

Однажды Мангуш, сын хана Котяна, охотился с соколом в степи. Ему встретился хан Аккубуль, давний соперник их рода. Им бы разъехаться! Тогда вся мировая история сложилась бы иначе. Но они не разъехались, сошлись. В поединке Аккубуль убил юношу.

Едва печальная весть долетела до Днепра, до владений хана Котяна, как он собрал войско и пошел на Дон, на хана Аккубуля.

Вдоволь погуляли по Дону запорожцы… Раненный Аккубуль еле спасся. И, не найдя сил для ответного удара, отправил брата своего, Ансара, на Алтай, за подмогой. Тот и привел «монголов» на Дон.

Случилось это через пять лет после битвы на Калке. Самого Чингисхана уже не было… Так началось «татаро‑монгольское иго». Хотя в нем нет ничего унизительного. Ведь «игэ» на древнетюркском означает «хозяин». У Великой Степи появился хозяин – это Яса. И Сульде.

Ни исчезновения народа, ни вторжения «орд кочевников», ничего не было. Прибыл суд, который заставил подчиниться Закону. Яса особо карала за ссоры и раздоры между своими… Степняки прекратили междоусобицы, вернули в свои дома мир.

Запад стравил их, а Чингисхан помирил. Вот что было.

 

Внешне жизнь шла вроде бы, как прежде, но уже по‑иному.

Степь, признав Ясу, осталась уделом «своих», то есть тюрков. И на Дону, и на Днепре, и на Волге (Итили) жили они. И никто иной. Сорок их поколений сменилось здесь со времен хана Акташа. Кипчаки давно стали коренным народом Степи.

Приняв «игэ», они конечно же не изменились внешне, но свои земли уже называли по‑новому: Золотая орда, Голубая орда… Новая жизнь пришла! Это и оставило след.

В новых названиях Степи был свой знак: по цвету знамени выбрали их. «Орда» означало уже «страна, признавшая Ясу».

 

Сыновья Чингисхана огромную Алтайскую державу поделили между собой на орды, где командовал хан. Старший сын, Джучи, получил западные земли – Золотую Орду, но правил там его сын Батый.

Столицей Золотой Орды он выбрал Сарай – самый богатый город в Восточной Европе. Его фонтаны, дворцы приводили в восторг даже венецианцев, которые наведывались сюда. Сарай быстро стал перекрестком торговых дорог, где стекались товары Востока и Запада. Любые предметы роскоши продавались на его базарах. В городе жили искусные ремесленники, их мастерство изумляло византийцев. Археологи, например, нашли там кофейный сервиз тончайшей работы, изящные золотые украшения, монеты (они хранятся теперь в Эрмитаже).

Город славился прекрасной библиотекой, учеными. И это в столице «кровожадного» Батыя, «дикаря», как пишут о нем иные историки… Но факты убеждают в обратном.

Известно, что самого Батыя сородичи звали Саинхан, это его домашнее имя, то есть «добродушный». Хан был толстым увальнем. Ленивцем. Любил роскошь и безделье, долгие беседы за столом. Он не испытывал ни малейшего интереса к войнам и походам.

Конечно, Батый воевал. И воевал успешно. Но не по своей воле. Под его знаменем стояли триста тысяч всадников – кипчаков с Днепра, Дона и Итили. В их числе «монголов», то есть пришельцев с Алтая, было лишь четыре тысячи. Их прислал дядя Батыя, хан Октай. Он же назначил Субутая главнокомандующим Золотой орды. Этот любимец Чингисхана и принес славу Орде. Решительный был человек. Это он заставлял Батыя поступать так, как считал нужным. Не отступал ни перед чем.

По его настоянию в 1237 году ордынцы приобщали к Ясе рязанских и других кипчаков. В 1240 году город Киев, не принявший Ясу, узнал, какова плата за ее преступление. Потом были Буда и Пешт, Прага, Краков, Пожега и другие тюркские города.

Благодаря Субутаю Центральная Европа, где жили тюрки, вспомнила предков!.. Он, а не Батый посрамил в бою польских, богемских, немецких и венгерских рыцарей. Великий Мастер боя. Европа не знала полководцев такого таланта. В его грандиозных победах удивляли изящество и легкость.

Субутай воевал строго по завету Чингисхана. А завет велел идти вперед и остановиться там, где кончается тюркский мир. Чужого не брать. Отвоевывать только свое. Вот почему в 1238 году, по дороге на Новгород, войско Батыя повернуло назад. Разумеется, оно никого не испугалось.

Просто Субутай увидел – там нет тюрков, значит, то чужая земля. Ее обложили данью и ушли.

 

У Москвы‑реки в XIII веке кончался тюркский мир. Дальше к северу тянулись земли финно‑угорских народов. Чужие земли.

«Обложить данью» тогда значило не «покорить», а «заключить союз». Дань – это и договор, и налог. Это вовсе не кровавое и страшное слово. Чингисхан велел охранять слабых союзников. И Батый следовал его воле. Может быть, даже слишком усердно.

Яса Чингисхана обязывала его защищать любой город, любую страну в обмен за молитву Богу Небесному. И за признание хана. Ничего иного от данника хану не требовалось. Только чистая молитва Богу…

Вот и вся дань, которую платила Русь Золотой орде при Батые.

Тюрки за это охраняли своего данника от внешних врагов. Например, Новгородское княжество охранял хан Алискандер. Он, сын владимирского князя и кипчакской княжны, вырос во дворце Батыя, был молочным братом его сыну Сартаху. Под степные песни росли два мальчика.

На свое знаменитое Ледовое побоище хан Алискандер в 1242 году вывел всадников Золотой орды, они проучили «псов рыцарей». Они! Не русские. У русских тогда вообще не было армии, и своих юношей они отправляли служить в Орду, как требовал договор…

Выходит, хан Алискандер и Александр Невский – это два совершенно разных человека в одном лице. В XVIII веке, когда «исправляли» историю России, хана сделали «Невским», русским святым. Но «Невским» он быть не мог, потому что не участвовал в Невской битве. Там сошлись войска шведов и финнов. И не на территории Руси выясняли они свои отношения.

Батый – тоже человек с «двойной историей». А он ведь помогал Церкви. При его «татаро‑монгольском иге» выиграли в первую очередь русские монастыри: их стало на Руси в несколько раз больше. «Молящиеся Небу пусть молятся», – сказал хан.

Он освободил духовенство от податей, усердно строил новые церкви, его сын Сартах принял сан дьякона. Правда, сам Батый не стал креститься, узнав, что в церковь заносят покойников – он их ужасно боялся. Но жена его христианкой стала.

Видимо, не случайно агенты папы римского, венецианцы, подолгу гостили в Сарае у Батыя. Они склонили его к христианству: он первым в Орде усомнился в вере отца и деда… Поведение хана стало сродни предательству.

 

Дважды Батый предал Орду. Дважды изменил тюркскому миру.

Этот толстый увалень рассорился с аристократами. Они открыто презирали его за измену вере, за лень. Поначалу Батый молча терпел, потом пожаловался дяде и, не найдя опоры, с жестокостью слабого бросился уничтожить ненавистных ему людей. Много голов пало от рук палачей.

Аристократы стали спешно покидать Родину. Одни ехали на Кавказ, там скрывались от обезумевшего потомка Чингисхана, которого и убить не могли, и видеть не желали. Иные знатные люди спасались в Западной Европе. А часть их устремилась на север, на земли финно‑угорских княжеств, неподвластных Батыю. Тверь, Кострома, Москов и другие лесные городки приютили степных пришельцев…

С них, с этих прибывших тюркских аристократов, началось российское дворянство: кипчаки взяли русские имена, пошли на службу к русским князьям.

Сказочно обогатилась Русь. Аксаковы, Аракчеевы, Булгаковы, Годуновы, Голицыны, Кутузовы, Куракины, Нахимовы, Огаревы, Пушкины, Суворовы, Тургеневы, Толстые, Чириковы, Юсуповы… Три сотни тюркских фамилий осели на Руси!

Три сотни родов. Цвет будущего дворянства. Самые лучшие, самые достойные. Они навсегда ушли из Великой Степи, из родного тюркского мира. С них, а не с Киевской Руси и пошла Россия.

Они, тюркские аристократы, по примеру предков «продали меч ради имени», стали вельможами другой страны. Даже русские цари Романовы по крови тюрки – из рода Копыл, об этом говорит их родословная.

Так, своим капризом, упрямец Батый создал Россию!

 

С его нелегкой руки городишко Москов из захолустья превратился в княжескую Москву. Но не торговлей, не ремеслами прославилась она. А оброком, который собирали его новые жители «со всея Руси».

Это был город‑жандарм, служивший Орде.

 

Инквизиция

 

Поход хана Батыя в 1241 году очень напугал Европу.

Тогда тюркская армия подошла к самым границам Италии: к Адриатическому морю. Она разбила отборное папское войско. И зазимовала, готовясь к походу на Рим. Исход дела был лишь вопросом времени.

Конечно, не о захвате Рима думал Батый. Тюрки‑католики, осевшие там, должны подчиняться правителям своего народа, а не папе. Так посчитали на Алтае, отправляя войско в далекую Европу.

 

Страшно представить, что творилось в ту зиму. Настоящий конец света. Всюду паника, переполох. Потомки Аттилы ждали Суда, идущего с Востока. Говорили только о нем. А что это? Толком не знали. Католиков страшили не «монголы», а порядок, который несли они.

При новом порядке римский папа становился лишним на этой земле…

Жители Готландии (Швеции), например, были настолько напуганы, что перестали ловить селедку и вообще выходить в море, боялись случайно привести за собой следом армию Батыя. Рынки закрылись. Всем было все равно. Безразличие царило кругом.

Улицы европейских городов заполняли люди, ослепленные страхом и не знавшие, от кого и куда бежать. Они словно чувствовали за собой большую вину. Но какую?.. Батыя ждали. И ждали каждый день. «Боже, спаси нас от ярости татар», – просили европейцы, поднимая к небу глаза. В Англии даже появилось выражение: «To catch a tartar» (схватиться с татарином), то есть «столкнуться с заведомо более сильным противником».

Но нападения не последовало…

К началу марта 1242 года, уже перед самым наступлением, в ставку пришло известие: на Алтае умер любимый дядя Батыя, хан Октай. И Батыя словно подменили. Он потерял себя – целыми днями метался в слезах, не находя места. Ни о каком походе не желал даже слышать.

В очень тяжелом положении оказался главнокомандующий: не отступать, не наступать он без хана не мог. Армия, созревшая для решающей победы, стояла на перепутье. Батый слезно, на коленях, молил Субутая отпустить его. Ничто не прельщало обезумевшего от горя хана. Даже скорая победа.

И он, в конце концов, уехал, бросив армию на произвол судьбы.

А главнокомандующий Субутай, чтобы обмануть неприятеля, выдвинул вперед отряд разведки, показывая европейцам, что его намерения серьезны. Отряд громил встреченные города, словом, вел себя решительно и непримиримо.

Тем временем армия медленно, чтобы избежать подозрений в бегстве, отступала. Субутай хитрил мастерски. Заявил, например, что Алтай прощает европейских кипчаков, изменивших вере в Бога Небесного…

И только тогда Европа облегченно вздохнула.

 

А за дело взялся папа римский Иннокентий IV. У него созрел дерзкий план: он решил обратить своих врагов в союзников.

Этот папа слыл выдающимся юристом и тонким политиком. Его предки были кипчаками – лангобардами, у них, а не у римлян, он имел поддержку: папа происходил из рода иноземных рыцарей. В 1245 году он отправил своего посла, монаха Джованни дель Плано Карпини, на Алтай. В столицу «монгольской» Империи, город Каракорум. Цель поездки вроде бы самая мирная: папа, признав Тенгри, предлагал тюркам союз для борьбы с мусульманами.

Хитрейший политический ход. И неожиданный. Не войны, а союза искал он! Чтобы Алтай и Запад встали рядом против мусульманского Востока. И – Европа спаслась бы от нового нашествия тюрков… Придумано отлично.

Посла сопровождал другой монах, толмач (тюрк‑переводчик) Бенедикт Поляк. Они проехали через Великую Степь и увидели ее своими глазами – глазами шпионов! Разведка удалась на славу. О ней они написали отчет папе, а потом и книгу. То были первые католики, побывавшие на Алтае – в Эдеме.

Потом, в 1253 году, под тем же предлогом сюда ездил еще один папский шпион – Гильом де Рубрук…

В XIII веке у Церкви вызрел план, его идею подсказала Яса Чингисхана. Гениальный план, названный инквизицией. Суть его была проста и понятна: чтобы избежать новых атак Золотой Орды, надо полностью стереть следы присутствия кипчаков в Европе. Сделать так, чтобы ничто не указывало на них. А как?

Замаскировать! Ведь Яса Чингисхана обязывала вести войну не против европейцев, а только против тюрков, живущих здесь. «Идти вперед, пока не встретишь последнего тюрка», – призывала она. Дальше поворачивай назад.

Вот почему Батый не пошел на Византию! Там смолкла тюркская речь, а в Западной Европе – нет.

Папские помощники вновь оказались на высоте положения.

 

Об инквизиции они заговорили на церковном Соборе в Тулузе в 1229 году, после поражения русских на Калке. Потом – в Лионе в 1245 году, уже после похода Батыя в Европу.

Идею подсказал монах Доминик, предложив создать еще один орден. Самый грозный и самый могучий. Чтобы он уничтожал все тюркское, чтобы ему подчинялись суды, чтобы он вел розыск виновных и сам проводил следствие… Словом, суд и палач в одном лице.

Так появился орден доминиканцев. На его гербе красовались свирепые псы, вынюхивающие ересь. Все тюркское назвали ересью.

Конечно, не всем понравилось это решение. Кто‑то из католиков не пожелал забывать тюркский язык. Не пожелал «маскировать» свои родные обычаи. Они и стали первыми жертвами инквизиции. Их объявили еретиками.

Между прочим, слово «еретик» – тюркское. Да, даже оно! И здесь ничего нового тюрки‑католики не придумали. Так назвали того, кто отвергал взгляды Церкви. По‑тюркски «ересь» – «то, что надо отвергнуть». С помощью инквизиции католики и «маскировали» Европу.

По‑человечески их понять нетрудно. Люди ощущали себя не тюрками, а европейцами. Монголы – братья, десятым чувством они, возможно, и осознавали это. Но в первую очередь видели в них людей другой культуры – не европейской. Значит, уже чужой и враждебной! Чужие братья… Они отличались друг от друга, как принц и нищий.

Но каждый думал, что принц – это он.

Оказывается, чтобы быть единым народом, мало говорить на одном языке и иметь общие корни. Нужна общая культура, а ее уже не было: Великая Степь за века растворилась, размылась на Западе. Стала частью Европы. Лишь еретики, эти островки в океане забвения, указывали на былое – на тюрков…

Но что не принимали еретики? Что искали? За что держались?

Их общины в средневековой Европе считали на десятки: богомилы, катары, альбигойцы, оливиты, эвхиты, иоахимиты… Одни слыли известными и многочисленными, другие – нет. А общим у них было одно: они выступали против Церкви. Вернее, против тьмы, которая затянула небо Европы.

По‑своему объясняя зарождение мира, веря в переселение душ, они упорно не признали Христа равным Богу. Считали, что Бог един, что Он на небе … Нет, они не отрицали религию Европы. Они лишь указывали на пороки, которые несли миру люди Церкви.

Их возмущало, что священники, называя себя «слугами Божьими», купались в роскоши, умирали от обжорства, а народ, который слушал их проповеди, нищенствовал.

Видимо, то были не самые глупые люди, эти еретики. Тайны исповеди они доверяли Богу, не подпуская и близко папских слуг к своей душе. И этим, конечно, тоже раздражали Церковь.

На юге Франции и севере Италии, которые, по выражению монахов, «кишели ересью», известность получили катары. Их еще называли болгарами, хазарами. И даже лангобардами. Они, потомки джентльменов‑иноземцев, хранили веру в Тенгри, имели свою Церковь.

Их поддержали во Фландрии и других странах, где тоже жили тюрки, помнившие Тенгри.

Катары, например, считали, что обряды у католиков излишне богаты и пышны. «Бог любит скромность», – настаивали они. И эти слова тоже раздражали Церковь, которая, разбогатев, полюбила богатство, сытость, утехи.

Любопытно, учение о Боге, которое проповедовали катары в замках джентльменов Франции, удивительно совпадало с тем, что бытовало на Алтае или в среде северных буддистов… Это была философия Востока!

Но почему‑то Церковь выставляла еретиков глупцами.

 

Не случайно катары первыми пострадали от инквизиции. В 1229 году им нанесли ощутимый удар: на них напали крестоносцы.

Много крови пролилось тогда во владениях герцога Раймунда Тулузского. Потомки кипчаков стояли до последнего вздоха, но силы были слишком неравными… «Выгоните его и его сторонников из их замков, – кричал папа, – отнимите у них земли, пусть правоверные католики займут владения еретиков!»

В этих словах ответ на иные тайны инквизиции.

«Занять владения еретиков»… Об этом никогда не забывала Церковь, начиная свою политику. И инквизицию в том числе.

Как в пылу страстей отличали еретиков от правоверных католиков? Проще не бывает. Папский легат Арнольд Амальрик, например, советовал: «Убивайте всех подряд, Господь отличит своих от чужих».

Настоящий разбой царил в XIII веке.

…Похоже, иные европейцы тайно желали прихода армии тюрков. Они знали о Ясе Чингисхана и своей «ересью» давали знать о себе соплеменникам с Алтая. Пусть это утверждение спорно, но оно не исключено. Не мог тюркский народ спокойно умереть, он сопротивлялся, искал новые силы в каждом новом поколении. И медленно стихал: инквизиторы «устраняли людей посредством смерти». Они делали свое дело.

Но и люди, конечно, не сидели, сложа руки, отвечали тем же… Шла борьба, жестокая и долгая – за жизнь или смерть. Во Франции, Швейцарии, Чехии, Венгрии, Польше, Англии, Германии, Болгарии… Всюду история хранит ее следы.

 

Волю инквизиции оглашал суд. Обвиняемый порой даже не знал, за что его судят, кто свидетель преступления. Его страшно пытали, потом на городской площади под звуки труб и рев толпы зачитывали приговор… Это был не суд и не следствие. Людей запугивали. Внушали им страх. Чтобы те никогда не противились решению Церкви. Чтобы сжимались от каждого услышанного тюркского слова, как от удара.

Наказаний было три: «примирение», «лишение имущества» и «тюрьма». Упорствующих в ереси живьем сжигали на костре.

Горели люди и книги. Целые библиотеки на тюркском языке навсегда исчезли в огне инквизиции. Для французов, англичан, немцев, швейцарцев и других народов то был свой «домашний» язык, то были свои «домашние» книги.

А иные ценные книги прятали в библиотеках Церкви. Чтобы никто в будущем не догадался о них… Вот так, что‑то по воле Неба и сохранилось. Кроме того, уцелели кое‑какие тюркские книги и документы в светских архивах: их инквизиторы просто потеряли из виду.

Судя по бумагам, уцелевшим совершенно случайно, графы Фуггеры из города Аугсбурга (он рядом с Мюнхеном) писали и говорили на тюркском языке еще в 1553–1555 годах. Об этом же говорит и труд венгерского историка Телегди – о кипчаках Европы и их языке, книга издана в 1598 году…

То даже не книга – стон человека, у которого умерла Родина.

 

Потомки Чингисхана

 

Историки давно обратили внимание на то, что старинные рукописи в Европе хранятся в отрывках. Будто кто‑то сознательно вырвал страницы Времени. Или залил их краской, чтобы они не читались. Античная эпоха оставила намного больше документов, чем средневековье… Поэтому средние века и назвали «темными».

Лишь в XV–XVI столетиях появились документы в их полном объеме. Что же люди вновь научились читать и писать? Какие бумаги исчезли?

Написанные по‑тюркски!

Их сожгли. В них хранилось то, что Церковь хотела скрыть… Пропажа исторических документов, их подделка – тоже след инквизиции. Ее печальный итог.

Еретиков уничтожали монахи‑доминиканцы, а документы – иезуиты, члены «Общества Иисуса». Это самая страшная католическая организация, ее боялись даже папы римские. Она не подчинялась никому. Ее принцип: «Цель оправдывает средства».

Основал орден иезуитов в 1534 году кипчак Игнатий Лойола, чтобы дать слугам папы самое лучшее образование. Его так и называли: орден ученых. Там были только образованные люди, с помощью науки они вершили свой суд и свою политику.

Вскоре они создали в Западной Европе свою тайную империю, взяли в руки науку, образование всех католических стран. Иезуиты открывали школы, семинарии и академии, где обучали молодежь – своих сторонников. Они кропотливо, из века в век, выстраивали новый порядок мира. Тот, в центре которого стоят Запад и католичество.

Стоит ли удивляться, что тюркская Европа теперь забыта?

Это «орден ученых» рылся в архивах, чистил их, похищал и прятал свидетельства былого… Поныне в Ватикане есть библиотека, которая так и называется Иезуитской. Она только для членов ордена. В ней и хранятся бесценные бумаги и книги – те самые, которые не попали в костры инквизиции. Их не сожгли, сохранили, чтобы самим знать правду о средневековье. И чтобы лучше скрывать ее.

Все‑таки орден ученых.

Часть старинных тюркских книг иезуиты перевели на латынь. Теперь они известны как книги латинских авторов средневековья. Иезуитами переписана история мира. Все перепутано и поставлено с ног на голову. Даже жития святых не обошла рука переписчика…

Почти пятьсот лет работает орден, точит правду, как червь дерево. О его масштабах говорят цифры. Общество имеет 35 тысяч членов, издает около 1 тысячи газет и журналов общим тиражом 150 миллионов экземпляров на 50 языках. У Ордена 33 университета и более 200 собственных школ. Гигантская империя руководит совестью Запада.

Иезуиты – всюду, как воздух. И невидимы, как воздух.

 

В Москву папские посланники пробрались благодаря Ивану Грозному, который распахнул им двери. С их помощью московский князь готовил войны против Великой Степи… Детище Чингисхана было обречено. Натиска невидимого папского воинства не выдерживал еще никто за всю историю мира.

 

«Если слабых поведет отважный, отважным будет каждый». Чингисхан был отважным. Он собрал «слабых» и – подарил миру Алтайскую империю. Однако полководец не оставил достойного наследника. Этим и воспользовались папские агенты.

Не своих сынов вспомнил великий Чингисхан на смертном одре. «Слушайте маленького Хубилая, его слова полны мудрости»… То была последняя фраза, слетевшая с умирающих уст.

Внук Чингисхана, Хубилай, завершил триумф деда в Китае; он открыл острова Индонезии, был рядом с Австралией. Стал владыкой на Дальнем Востоке. Китайскому императору ничего не оставалось, как вонзить себе в сердце кинжал и крикнуть: «Наши боги бессильны!» Победы молодого Хубилая восхищали.

Конечно, называть их можно по‑разному. Но – только не «захватом Китая». Потому что не было Китая! Были провинции, жестоко враждовавшие между собой. Тюрки собрали их в единую страну. По легенде они и назвали Китай Китаем – отгороженным, имея в виду Великую стену.

Чингисхан и его потомки задумали построить средневековый мир по‑своему. Именно построить! Аттила начал, Чингисхан продолжил.

…Другой внук Чингисхана, Хулагу, довершил дело деда на Ближнем Востоке. И тоже не города завоевывал он, а искоренял сектантов, разлагавших Ислам. Он шел по земле как внук Чингисхана – великого заступника веры и тюрков.

Хулагу в 1258 году взял Багдад, Дамаск и другие города. Но ни Мекку, ни Медину не тронул. Священные города!

 

Вроде бы все складывалось удачно для тюркского мира? Нет. Луч надежды блеснул и погас. С Батыя вернулось неладное… Говорят же: «За подъемом идет спуск, а за высоким местом – низкое». Так устроена жизнь. Чингисхан был гений. Его потомки – нет. Они предали веру отцов. И все проиграли.

Батый возмечтал стать православным, его брат Берке – мусульманином, Хубилай – буддистом, Мамай – вообще католиком… Их души разложили враги. И великие победы Чингисхана оказались напрочь перечеркнутыми. Больше того – о них забыли сами тюрки.

Нельзя сомневаться в Боге. Сомнения – это смерть.

В Золотой Орде чуть покачнулась вера, и – исчезло единство. В тот момент и погибла страна. Сама. Ее вроде бы никто не побеждал, никто не подталкивал к пропасти. Точно так пала Орда в Китае…

Хубилай на старости лет стал буддистом, взял китайское имя Шуцу, свою династию назвал по‑китайски – Юань. Даже духа тюрков не оставил в Китае. Чингисхана сделал китайским национальным героем.

Поныне чтят в Китае своего любимого Хубилая. Помнят, как он засеял степной полынью задний дворик дворца. И, указав на крошечный лужок, что зеленел среди каменных стен, сказал по‑китайски детям: «Это – трава смирения. Глядя на нее, вспоминайте предков».

…Смирением завершалось средневековье в тюркском мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: