8. Ситуативная находчивость: техника парадокса
Методы – техника – инструменты В современном искусстве общения, а также в литературе парадокс, парадоксальные высказывания – это особый жанр. Провоцирующее парадоксальное высказывание нацелено на то, чтобы создать у собеседника раздражение или кризис мысли. Ярко и одновременно доступно используются противоречивость высказываний и цепь аргументаций. Собеседник должен допускать присутствие явных противоречий, которые – чисто логически – по содержанию высказывания принципиально исключают друг друга. Парадокс можно сравнить с двуликим Янусом, допускающим наличие двух одновременно различных по содержанию высказываний, исключающих друг друга. Парадокс соединяет их и приводит в гармонию друг с другом. Это и создает раздражение собеседника. Так же может возникнуть провокационно-риторический парадокс, который проявляется в различных формах: сначала (и это свойственно всем парадоксам) в элементах реальной и бессмысленной противоречивости, причем за ней стоят весьма обоснованные, доступные пониманию и очевидные, понятные и непонятные предпосылки. Произнесенная логическая бессмыслица или нелогическая лжеистина могут шутки ради уничтожить действенность высказывания благодаря своей формулировке и лежащей в ее основе эстетике. Даже если слушатель должен будет расширить высказывание словами, которые завуалированно отбросят все лишнее: «Или, или; ни, ни; как, так и…».
Функционирование и принцип действия В ситуативной речевой находчивости мы говорим о ясных высказываниях, которые все же формулируются как «несказанные». Они могут быть: • обезличенными; • классически парадоксальными по сути высказывания.
|
Пример • «Мое хорошее воспитание не позволяет мне назвать ваши нелепые возгласы таковыми». Каждому слушателю без лишних слов станет понятно, что хорошие манеры запрещают вам говорить о том, что высказывание собеседника является «тупым».
• «Своим предложением вы ставите себя в центр внимания как инициатора, но в решении вопроса стоите поперек пути!». Понятия «находиться в центре внимания» и «стоять поперек» пути логически исключают друг друга. В этом и заключается парадокс высказывания.
• «Обычно я резко реагирую на подобные возгласы, но сегодня я расположен к конструктивному диалогу!». Это высказывание уже считается деструктивным. Образец реакции очевиден: высказывание – ответ с парадоксальным значением. Техникой обезличенного парадокса я называю применение высказываний, которые снимают ответственность с автора за содержание сказанного.
Примеры • «Другой человек в ответ на это замечание назвал бы вас тупицей, но это не мой стиль». • «Мой друг Томас Майер ответил бы вам на это замечание: “Хорошо, очень, очень хорошо!”. Вы довольны?».
Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков Преимущество. Эта техника пускает в ход вашу тяжелую артиллерию, потому что в подобных парадоксальных и обезличенных высказываниях можно выразить почти все, что у вас накипело. Недостаток. Такие формулировки ни в коем случае не являются конструктивными. Вы только наживете себе врагов, и вызовите злорадствующие насмешки. Но, несмотря ни на что, метод является выходом из ситуации.
|
Советы, обусловленные ситуацией Милая насмешка каждой из этих формулировок содержит колкость, которая как раз и остается от разговора. Здесь речь идет о технике, которая тоже демонстрирует находчивость, но она ни в коем случае не считается конструктивной. Если вам когда-нибудь придется воспользоваться данной техникой, то высказыванием нужно потребовать перейти к конструктивному диалогу. Пример • «… (высказывание)… Ну достаточно, закончим эту словесную перепалку!». Продолжая разговор, воспользуйтесь принципом правила «3 – Т» и действуйте конструктивно.
Но есть ситуации, в которых мы должны высказать все, что накопилось…