ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ




 

1. История Олимпийских игр и их значение.

2. Советские и российские спортсмены – победители Олимпиад.

3. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.

4. Понятие здоровья, его содержание и критерии.

5. Понятие об органе и системе органов.

6. Форма и функции костей скелета человека.

7. Понятие о суставах, связках и сухожилиях.

8. Представление о строении мышечной системе.

9. Представление о дыхательной системе.

10. Представление о пищеварительной системе.

11. Представление о выделительной системе.

12. Центральная нервная система, её отделы и функции.

13. Внешняя среда, её природные, биологические и социальные факторы.

14. Экологические факторы и их влияние на организм.

15. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

16. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.

17. Гипокинезия и гиподинамия.

18. Обмен минеральных веществ и физическая нагрузка.

19. Кровь, её состав и функции.

20. Представление о сердечнососудистой системе.

21. Значение здорового образа жизни.

22. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

23. Основные элементы здорового образа жизни.

24. Причины избыточного веса и роль физической культуры и спорта в его профилактике.

25. Профилактика вредных привычек.

26. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья студентов.

27. Общее представление о строении тела человека.

28. Гигиена физической культуры и спорта.

29. Определение «Закаливания». Основные правила закаливания.

30. Особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года.

31. Особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года.

32. Значение утренней гигиенической гимнастики и ее воздействия на человека (подбор, последовательность и дозировка упражнений).

33. Особенности занятий физическими упражнениями на различных возрастных этапах.

34. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

35. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

36. Понятие «активный отдых» и характеристика основных форм его организации.

37. Определение понятия профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), её цели и задачи.

38. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в ВУЗе.

39. Производственная физическая культура, её цели и задачи.

40. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики.

41. Медицинский контроль при занятиях физкультурой и спортом. Показания и противопоказания для занятий физическими упражнениями.

42. Контроль и самоконтроль за физической подготовленностью при занятиях физической культурой.

43. Объективные и субъективные показатели самоконтроля при занятиях физической культурой.

44. Внешние признаки утомления и переутомления.

45. Изменение работоспособности человека на протяжении суток.

46. Требования к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

47. Требования безопасности при занятиях в тренажерном зале.

48. Требования безопасности во время занятий по плаванию.

49. Требования безопасности во время занятий лыжами.

50. Особенности самостоятельных занятий у лиц разного возраста.

51. Гиподинамия, как фактор риска сердечнососудистых и других заболеваний.

52. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальную активность студента.

53. Влияние занятий физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека.

54. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.

55. Утренняя гигиеническая гимнастика.

56. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей.

57. Аутогенная тренировка на расслабление и методика ее проведения.

58. Основы правильного питания.

59. Основные функции компонентов питания.

60. Средства реабилитации при занятиях физической культурой и спортом.

61. Значение массажа и самомассажа для восстановления.

62. Гигиенический массаж.

63. Спортивный массаж.

64. Лечебный массаж.

65. Приемы массажа и самомассажа.

66. Показания и противопоказания для массажа.

67. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

68. Профилактические меры, исключающие обморожение, первая медицинская помощь при обморожении.

69. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

70. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.

71. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, растяжениях и ушибах.

72. Первая медицинская помощь при кровотечениях, обмороках и солнечном ударе.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

 

Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическое воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Человеческий организм – сложная биологическая система, в которой все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики, двигательных, вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Гомеостаз – поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство.

Адаптация – приспособление организма к общеприродным, бытовым, производственным, социальным условиям.

Гиподинамия – ограничение двигательной активности.

Мышечная работа – перемещение и поддержание положений тела и его частей за счет работы мышц, обеспечиваемой координацией всех физиологических процессов в организме.

Динамическая работа – вид мышечной деятельности, который характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий.

Статическая работа – вид мышечной деятельности, характеризуемый непрерывным сокращением скелетных мышц без видимых изменений их длины с целью удержания тела или отдельных его частей в определенной позе.

Тренировка – систематическое воздействие физических упражнений на организм человека, служащее повышению работоспособности.

Работоспособность – потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.

Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых воспитание и обучение должны играть ведущую роль.

Спортивная форма – готовность спортсмена к выполнению того или иного упражнения в максимальном темпе и необходимой длительности.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к определенному действию.

Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида).

Здоровый образ жизни – формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма для наиболее эффективного выполнения человеком различных профессиональных функций.

Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния.

Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный сон), а также при чрезмерной рабочей нагрузке.

Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности.

Стресс – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками.

Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные
составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.

Зона физической нагрузки – режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-либо показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.).

Общая физическая подготовка – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

Спортивная подготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Физические качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения.

Двигательная активность – оптимальное количество движений, выполняемых человеком в течение дня при активном участии всех органов и систем организма. Двигательная активность – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма.

Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Интенсивность – время, затраченное на выполнение конкретного объема работ, а также мощность (работа, выполненная за единицу времени).

Общеразвивающие упражнения – упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника.

Физическая нагрузка – определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающегося.

Физическое самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека над формированием физических качеств личности и опыта физической деятельности.

Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества.

Спорт высших достижени й – различные формы организации и проведения систематических занятий, тренировок, соревнований, используемые с целью достижения максимальных спортивных результатов.

Фитнес – комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни.

Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику.

Тактическая подготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта.

Техническая подготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Физическая подготовка – подготовка, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей.

Врачебный контроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом.

Диагностика физического состояния студентов – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей студентов, истолкование и обобщение полученных данных об их здоровье и заболеваниях.

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – специализированный вид физического воспитания, направленный на получение обучающимися оптимальной физической подготовки, необходимой для определенной профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям производства.

Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачами которых являются повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.

ПФК в рабочее время – производственная гимнастика в виде комплексов специальных гимнастических упражнений, используемых в режиме рабочего дня, с целью повышения общей и специальной работоспособности при производственно-трудовой деятельности.

ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном носят рекреационный характер (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).

Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных трудовых процессов.

Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, связанное с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кафедра физического воспитания Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), организуя учебно-познавательный процесс в условиях технического вуза, направляет усилия на развитие у студентов дистанционного и заочного обучения тех компетенций, которые позволяют им овладеть знаниями и средствами физической культуры на уровне сформулированной в рабочей программе цели с актуализацией в профессиональной подготовке.

В учебных материалах по прикладной физической культуре и спорту, предназначенных для студентов дистанционного и заочной форм обучения, раскрывается содержание дидактических единиц государственного образовательного стандарта: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка; спорт и индивидуальный выбор видов спорта; особенности методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; производственная физическая культура; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

В содержании учебных материалов отражены современные достижения науки, формирующие прикладную физическую культуру, ее понятийный аппарат и практическое использование в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление теоретических знаний, их практическое использование в профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2012. – 218 с.

2 Муллер, А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дедичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013.

3 Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов [Электронный ресурс]: учебное пособие / УГНТУ, каф. ФВ; сост. А. В. Греб [и др.]. – Уфа: УГНТУ, 2016. – 992 КБ.

4 Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1 курса [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для практических занятий по дисциплине "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН; сост. А. Ю. Поляков. – Октябрьский: УГНТУ, 2018. – 184 КБ.

5 Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.

6 Физическая культура студента [Текст]: учеб. для вузов / ред. В. И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 448 с.

7 Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой [Текст]: учеб. пособие / Л. Е. Матузов; УГНТУ. – 2-е изд., доп. и перераб. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2013. - 99 с.

8 Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 № 1025. – 34 с.

9 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80-ФЗ. – 102 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: