1. История Олимпийских игр и их значение.
2. Советские и российские спортсмены – победители Олимпиад.
3. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
4. Понятие здоровья, его содержание и критерии.
5. Понятие об органе и системе органов.
6. Форма и функции костей скелета человека.
7. Понятие о суставах, связках и сухожилиях.
8. Представление о строении мышечной системе.
9. Представление о дыхательной системе.
10. Представление о пищеварительной системе.
11. Представление о выделительной системе.
12. Центральная нервная система, её отделы и функции.
13. Внешняя среда, её природные, биологические и социальные факторы.
14. Экологические факторы и их влияние на организм.
15. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
16. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
17. Гипокинезия и гиподинамия.
18. Обмен минеральных веществ и физическая нагрузка.
19. Кровь, её состав и функции.
20. Представление о сердечнососудистой системе.
21. Значение здорового образа жизни.
22. Факторы, влияющие на состояние здоровья.
23. Основные элементы здорового образа жизни.
24. Причины избыточного веса и роль физической культуры и спорта в его профилактике.
25. Профилактика вредных привычек.
26. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья студентов.
27. Общее представление о строении тела человека.
28. Гигиена физической культуры и спорта.
29. Определение «Закаливания». Основные правила закаливания.
30. Особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года.
31. Особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года.
|
32. Значение утренней гигиенической гимнастики и ее воздействия на человека (подбор, последовательность и дозировка упражнений).
33. Особенности занятий физическими упражнениями на различных возрастных этапах.
34. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.
35. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
36. Понятие «активный отдых» и характеристика основных форм его организации.
37. Определение понятия профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), её цели и задачи.
38. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в ВУЗе.
39. Производственная физическая культура, её цели и задачи.
40. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики.
41. Медицинский контроль при занятиях физкультурой и спортом. Показания и противопоказания для занятий физическими упражнениями.
42. Контроль и самоконтроль за физической подготовленностью при занятиях физической культурой.
43. Объективные и субъективные показатели самоконтроля при занятиях физической культурой.
44. Внешние признаки утомления и переутомления.
45. Изменение работоспособности человека на протяжении суток.
46. Требования к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
47. Требования безопасности при занятиях в тренажерном зале.
48. Требования безопасности во время занятий по плаванию.
49. Требования безопасности во время занятий лыжами.
50. Особенности самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
51. Гиподинамия, как фактор риска сердечнососудистых и других заболеваний.
|
52. Влияние занятий физической культурой и спортом на социальную активность студента.
53. Влияние занятий физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека.
54. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.
55. Утренняя гигиеническая гимнастика.
56. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей.
57. Аутогенная тренировка на расслабление и методика ее проведения.
58. Основы правильного питания.
59. Основные функции компонентов питания.
60. Средства реабилитации при занятиях физической культурой и спортом.
61. Значение массажа и самомассажа для восстановления.
62. Гигиенический массаж.
63. Спортивный массаж.
64. Лечебный массаж.
65. Приемы массажа и самомассажа.
66. Показания и противопоказания для массажа.
67. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
68. Профилактические меры, исключающие обморожение, первая медицинская помощь при обморожении.
69. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.
70. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.
71. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, растяжениях и ушибах.
72. Первая медицинская помощь при кровотечениях, обмороках и солнечном ударе.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
|
Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Физическое воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.
Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
Человеческий организм – сложная биологическая система, в которой все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики, двигательных, вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.
Гомеостаз – поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство.
Адаптация – приспособление организма к общеприродным, бытовым, производственным, социальным условиям.
Гиподинамия – ограничение двигательной активности.
Мышечная работа – перемещение и поддержание положений тела и его частей за счет работы мышц, обеспечиваемой координацией всех физиологических процессов в организме.
Динамическая работа – вид мышечной деятельности, который характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий.
Статическая работа – вид мышечной деятельности, характеризуемый непрерывным сокращением скелетных мышц без видимых изменений их длины с целью удержания тела или отдельных его частей в определенной позе.
Тренировка – систематическое воздействие физических упражнений на организм человека, служащее повышению работоспособности.
Работоспособность – потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых воспитание и обучение должны играть ведущую роль.
Спортивная форма – готовность спортсмена к выполнению того или иного упражнения в максимальном темпе и необходимой длительности.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к определенному действию.
Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида).
Здоровый образ жизни – формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма для наиболее эффективного выполнения человеком различных профессиональных функций.
Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.
Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния.
Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный сон), а также при чрезмерной рабочей нагрузке.
Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности.
Стресс – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками.
Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные
составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.
Зона физической нагрузки – режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-либо показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.).
Общая физическая подготовка – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Спортивная подготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Физические качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения.
Двигательная активность – оптимальное количество движений, выполняемых человеком в течение дня при активном участии всех органов и систем организма. Двигательная активность – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма.
Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Интенсивность – время, затраченное на выполнение конкретного объема работ, а также мощность (работа, выполненная за единицу времени).
Общеразвивающие упражнения – упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника.
Физическая нагрузка – определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающегося.
Физическое самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека над формированием физических качеств личности и опыта физической деятельности.
Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества.
Спорт высших достижени й – различные формы организации и проведения систематических занятий, тренировок, соревнований, используемые с целью достижения максимальных спортивных результатов.
Фитнес – комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни.
Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику.
Тактическая подготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта.
Техническая подготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
Физическая подготовка – подготовка, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей.
Врачебный контроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом.
Диагностика физического состояния студентов – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей студентов, истолкование и обобщение полученных данных об их здоровье и заболеваниях.
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – специализированный вид физического воспитания, направленный на получение обучающимися оптимальной физической подготовки, необходимой для определенной профессиональной деятельности.
Профессиональная адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям производства.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачами которых являются повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.
ПФК в рабочее время – производственная гимнастика в виде комплексов специальных гимнастических упражнений, используемых в режиме рабочего дня, с целью повышения общей и специальной работоспособности при производственно-трудовой деятельности.
ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном носят рекреационный характер (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).
Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных трудовых процессов.
Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, связанное с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кафедра физического воспитания Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), организуя учебно-познавательный процесс в условиях технического вуза, направляет усилия на развитие у студентов дистанционного и заочного обучения тех компетенций, которые позволяют им овладеть знаниями и средствами физической культуры на уровне сформулированной в рабочей программе цели с актуализацией в профессиональной подготовке.
В учебных материалах по прикладной физической культуре и спорту, предназначенных для студентов дистанционного и заочной форм обучения, раскрывается содержание дидактических единиц государственного образовательного стандарта: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка; спорт и индивидуальный выбор видов спорта; особенности методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; производственная физическая культура; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
В содержании учебных материалов отражены современные достижения науки, формирующие прикладную физическую культуру, ее понятийный аппарат и практическое использование в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление теоретических знаний, их практическое использование в профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2012. – 218 с.
2 Муллер, А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дедичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013.
3 Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов [Электронный ресурс]: учебное пособие / УГНТУ, каф. ФВ; сост. А. В. Греб [и др.]. – Уфа: УГНТУ, 2016. – 992 КБ.
4 Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1 курса [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для практических занятий по дисциплине "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН; сост. А. Ю. Поляков. – Октябрьский: УГНТУ, 2018. – 184 КБ.
5 Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.
6 Физическая культура студента [Текст]: учеб. для вузов / ред. В. И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 448 с.
7 Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой [Текст]: учеб. пособие / Л. Е. Матузов; УГНТУ. – 2-е изд., доп. и перераб. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2013. - 99 с.
8 Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 № 1025. – 34 с.
9 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80-ФЗ. – 102 с.