ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ




Зачет – итоговая форма контроля и проверки знаний, полученных в учебном курсе «Введение в профессию». При этом допуском к зачету служит своевременное выполнение студентом контрольных заданий, предусмотренных учебным планом, и успешное прохождение тестирования.

Представим некоторые рекомендации, предложенные психологами А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, которые могут быть полезны как при подготовке к зачету, так и в процессе самого зачета (Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.).

Итак, прежде чем начать подготовку к зачету следует оборудовать свое рабочее место для занятий: убрать лишние вещи, отвлекающие внимание, удобно расположить нужные пособия, тетради и т.п. Кроме того, как отмечают специалисты, хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый, фиолетовый и насыщенный синий цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность, способствуют лучшей концентрации, пробуждают творческое мышление. Определенную помощь может также оказать и ароматерапия. Например, использование эфирных масел мускатного ореха, шалфея, можжевельника, розмарина, лаванды заметно укрепляют память, активизируют умственные способности.

При подготовке к зачету весь перечень вопросов целесообразно разделить на несколько групп, а именно:

- относительно легкие вопросы, предполагающие изложение материала, в котором студент ориентируется лучше всего;

- вопросы средней степени трудности, требующие более серьезного осмысления, в том числе обращения к дополнительной литературе;

- наиболее слабо изученные или особенно сложные в теоретическом отношении вопросы, для проработки которых необходимо максимальное использование интеллектуальных ресурсов и тщательный анализ научных первоисточников.

Конечно, хорошо начать с самого трудного, с того раздела, содержание которого заведомо известно меньше всего. Но бывает и так, что подобная перспектива сразу «утонуть в сложном, непонятном материале» вызывает сильное внутреннее напряжение, делает студента менее уверенным в возможности успешной подготовки. В этом случае полезно, напротив, начать с того, что известно лучше, с того материала, который более всего интересен и приятен. При таком подходе действует принцип постепенного врабатывания.

При подготовке к любой форме итогового контроля, в том числе и к зачету, рекомендуется по каждому вопросу четко структурировать материал ответа за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание информации и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать и воспроизводить. Возникает впечатление знания, а когда надо сообщить его другим, в частности преподавателю, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т.е. делаете то же самое, что необходимо на зачете или экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Важно помнить и о том, что ответы на наиболее сложные вопросы следует рассказывать вслух, что обеспечивает их лучшее запоминание и осознание.

Кроме того, в психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к зачету) и воспроизводит ее (сдает зачет), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а, отвечая на зачете, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ, вы сближаете эти два состояния.

Заметим и тот факт, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того, чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной, что-то видится как образ, а словами не выражается. Когда студент пересказывает ответ, он включает особый вид памяти – речедвигательную, помогающую отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что он знает твердо и основательно, чем может поделиться с другими, что - только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знает.

Особо нужно обратить внимание на то, что никогда не надо стремиться выучить все пособия и конспекты лекций наизусть, напротив, важно всегда помнить, что главная задача студента не вызубрить, а понять. Поэтому необходимо концентрироваться на ключевых мыслях и основополагающих идеях.

Готовясь к зачету, никогда не следует думать о том, что провалитесь, в то же время полезно мысленно рисовать себе картину успешного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют студенту ничего не делать или делать все, «спустя рукава» (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).

Если же вы очень боитесь предстоящей ситуации зачета, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Для этого представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Теперь обратимся к рекомендациям относительно поведения студентов на самом зачете.

Итак, ответ на зачете должен содержать раскрытие основных научных понятий, характеристику важнейших положений, знание первоисточников с указанием фамилий авторов и исследователей, кто осуществил наибольший вклад в разработку той или иной проблемы, осмысленное изложение материала. При этом логика построения ответа предполагает непременное включение в него конкретных примеров, подтверждающих основные положения.

Необходимое условие грамотного ответа – использование научного психологического (а не бытового) языка.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части:

- вступление,

- основная часть,

- заключение.

Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы.

Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Помимо вышеперечисленных в качестве дополнительных рекомендаций в отношении поведения студентов на зачете можно отметить следующие:

1. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

2. При ответе следите за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Помните, что ваша речь, весь ваш вид должны демонстрировать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т.е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы действительно становитесь спокойнее и увереннее в себе. Однако это ни в коем случае не следует путать с развязностью и агрессивностью, нападками на преподавателя, обвинением его в несправедливости. Самое главное – сохранять чувство собственного достоинства и быть тактичным в беседе.

Если в процессе ответа вы «потеряли мысль» или что-то забыли, не говорите об этом преподавателю, а переходите к изложению следующего блока информации. Иногда случается, что только по ходу дальнейших рассуждений по вопросу происходит вспоминание забытого. В таком случае не прерывайте своего ответа, ради того, что было пропущено и неожиданно всплыло в памяти, лучше расскажите об этом в конце, иначе ваш ответ окажется спутанным, нелогичным. При этом не стоит говорить: «Да, я еще забыл(а) сказать о…». Целесообразно использовать, например, такие формулировки: «Кроме того, я хотел(а) бы добавить…», «Особо следует подчеркнуть…» и т.п.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.

2. Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.

3. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.

4. Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.

5. Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.

6. Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.

7. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.

8. Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.

9. Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.

10. Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.

11. Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).

12. Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.

13. Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.

14. Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.

15. Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.

16. Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические). Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.

17. Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.

18. Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.

19. Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).

20. Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

21. Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.

22. Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.

23. Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

24. Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.

25. Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.

26. Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.

27. Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.

28. Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.

29. Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.

30. Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.

31. Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.

32. Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.

33. Основные направления деятельности семейной психологической службы.

34. Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.

35. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.

36. Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.

37. Основные направления работы политического психолога.

38. Содержание деятельности преподавателя психологии.

39. Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Магия, парапсихология: анализ особенностей психологического влияния.

2. Парапсихология в современном мире

3. Религия и психология.

4. Философия и психология.

5. Психология и искусство.

6. Непрерывный личностный рост – условие профессионального становления психолога.

7. Профессионально важные качества психолога и пути их совершенствования.

8. Профессия психолога в современном мире: в России и за рубежом.

9. Психолог - исследователь и психолог - практик: общее и различия.

10. Психолог и клиент: типы отношений, модель эффективного взаимодействия.

11. Психологическая помощь: сущность, подходы.

12. Психологические консультирование: виды и специфика.

13. Условия достижения успеха в профессиональной деятельности.

14. Этические основы профессиональной деятельности психолога.

15. Субъективные и объективные уровни восприятия реальности

16. Уровни научного психологического знания.

17. Понятия заказчик, испытуемый, исследователь, результаты исследования.

18. Психолог и клиент: типы отношений, модель эффективного взаимодействия.

19. Моральные нормы, ограничения, основы соблюдения этических принципов при проведении психологических исследований

20. Специфика этических кодексов психологов Германии, США, Канады и др.

21. Факты биографии ученых, повлиявшее на их профессиональное формирование и становление научных воззрений.

22. Научные направления и школы в современной психологии.

23. Профессиограма. Качества личности психолога.

24. Направленность личности, интересы психолога

25. Сферы деятельности психолога.

26. Потребности человека и психологические услуги.

27. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.

28. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.

29. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).

30. Проблема профессиональной деформации личности.

31. Психология как область преподавания.

32. Приложение специализированных знаний к целостным жизненным явлениям в рамках практической работы психологов.

33. Прохождение практики в рамках обучения на факультете психологии.

34. Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Российские и мировые психологические общества.

35. Развитие профессионального самосознания.

36. Мотивация профессиональной деятельности.

37. Профессиональная самооценка.

38. Стадии профессионального развития.

39. Психолог как специалист и психолог как личность.

40. Специальные знания и авторитет психолога. Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма.

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. Н. Карандашев. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2009. - 512 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С.Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. М.: 2004.

2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. М., 2007.

3. Бачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с.

4. Вачков И.В. Гриншпун И.Б. Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». И.: МПСИ, 2004.

5. Введение в психологию: Курс лекций для студентов вузов (под ред. Сахарного Л.В., Ерофеевой Т.И., Глазановой Е.В.) Изд. 2-е, испр. М.: МПСИ, 2006.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2010

7. Григорович Л. Введение в профессию «психолог». М., 2009.

8. Дубровина И.В. Словарь для начинающего психолога. СПб.: Питер, 2009.

9. Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога. М., 2007.

10. Литвак М.Е. Профессия – психолог. Ростов-на-Дону. 1999.

11. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. СПб., 2010.

12. Машков В.Н. Введение в психологию человека. М., 2003.

13. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. №6.

14. Психолог. Введение в профессию. М.,

15. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология. М., 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: