Цель дипломного проекта заключается в разработке маркетинговой стратегии ОАО «Мотордеталь».




В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что качество управления предприятием, как микроэкономической системой, зависит от реализации ее управленческой стратегии, что требует теоретического обоснования процессов формирования маркетинговой стратегии.

Цель дипломного проекта заключается в разработке маркетинговой стратегии ОАО «Мотордеталь».

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

– дана характеристика ОАО «Мотордеталь» и его конкурентов на рынке продаж цилиндропоршневой группы;

– изучена сложившаяся система маркетинговой деятельности на предприятии

–рассмотрены методические подходы к разработке маркетинговой стратегии;

– проведен SWOT-анализ предприятия;

– исследован ассортимент продукции с помощью матрицы БКГ;

– проведен внутренний мониторинг продаж;

– предложена и обоснована маркетинговая стратегия ОАО «Мотордеталь»;

–дана экономическая оценка предложенного мероприятия и правовое обеспечение.

Объектом исследования является «ОАО «Мотордеталь».

Предметом дипломного проекта является маркетинговая деятельность предприятия.

Методологической базойдля разработки маркетинговой стратегии ОАО «Мотордеталь» являются подходы, предложенные Бостонской консультационной груп­пой (портфельная матрица БКГ), методология SWOT – анализа и методика проведения внутреннего мониторинга продаж.

Теоретической базойявляются труды отечественных и зарубежных ученых в области управления маркетингом, таких как: Завьялов П. С. Кузнецова С.А., Маркова В.Д., Маслова Т.Д, Фатхутдинов Р.А., Боумэн. К.

К информационной базе данного дипломного проекта относится: учебная, справочная литература, нормативно-правовые акты и данные отчетности предприятия.

Для выявления сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз в дипломном проекте используется метод SWOT – анализа. Его задача заключается в том, чтобы получить максимум значимой информации об угрозах и возможностях внешней среды, которые надо учитывать при принятии ключевых решений по стратегии развития организации. Для характеристики продуктового портфеля в работе используется матрица БКГ. С помощью неё определяется, какой вид продукции играет ведущую роль, как должно развиваться производство и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объем выпуска и сбыта товаров. Для изучения, определения и организации удовлетворения настоящих и будущих потребностей потребителей в дипломном проекте используется внутренний мониторинг продаж.

Дипломный проект состоит из трёх глав. В первой главе «Характеристика объекта исследования» рассмотрена краткая характеристика предприятия, определены наиболее важные показатели её работы, изучена маркетинговая деятельности предприятия, а также определены особенности конъюнктуры рынка и характеристика потребителей продукции ОАО «Мотордеталь». Во второй главе «Теоретико-методический подход разработки маркетинговой стратегии предприятия» рассматриваются методические подходы к разработке маркетинговой стратегии. В третьей главе «Разработка маркетинговой стратегии предприятия» составлен SWOT-анализ, исследован ассортимент продукции с помощью матрицы БКГ и проведен внутренний мониторинг продаж, а также разработана маркетинговая стратегия и даны рекомендации по дальнейшему развитию предприятия и их экономическое обоснование.

Исследовав маркетинговую деятельность организации, её внешнюю и внутреннюю среду, было проведено исследование ассортиментного портфеля ОАО «Мотордеталь» с помощью матрицы БКГ. В результате данного анализа был предложен ряд рекомендаций направленных на проведение активной политики продвижения продукции на новые рынки и фокусирование на уже функционирующих рынках. Для комплекта 24-1000110 была предложена «напоминающая» реклама, которая позволит укрепить лидирующие положение на рынке. В результате чего вырастет объем реализованной продукции на 14% и эффективность доходов от рекламы составит более 185 тыс. руб. Стратегия снижения цены по комплекту 740.1000128-А приведет к повышению прибыли на 3%, спрос будет стремительно расти, опережая снижение цены. Участия завода в выставке-ярмарке «Агро 2007» увеличит объем продаж: по комплекту Д-65-1000108-С – на 6,8 %, по комплекту 240-1004008 – на 7,3%, тем самым позволит привлечь новых потребителей и увеличить долю рынка. Модернизация оборудования снизит процент возврата продукции по комплекту ВК-21-1000105- А4 (на 11%), тем самым обеспечит годовую экономию в размере 83680 рублей.

На основе полученных данных мониторинга продаж в динамике было предложено ввести новую должность «специалист по анализу и прогнозированию спроса и сбыта» в отдел региональных поставок. Благодаря внедрению новой должности отлаживается система поступление денежных средств на расчетные счета от операций по сбыту продукции, в результате коэффициент привлечения денежных средств увеличивается до 0,97.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке маркетинговой стратегии ОАО «Мотордеталь» для её дальнейшего успешного развития, повышения конкурентоспособности, увеличения доли на рынке, росту прибыли.

Дипломная работа содержит: 36 таблиц, 27 рисунков, библиографический список – 32 наименования.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1.ОАО «Костромской завод «Мотордеталь»

как объект исследования

Открытое Акционерное общество «Костромской завод «Мотордеталь» является одним из крупнейших в России и Европе специализированных предприятий по изготовлению деталей цилиндропоршневой группы для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания.

Цель предприятия - это постоянное лидерство сфере производства и продажи деталей цилиндропоршневой группы.

Завод был основан в 1972 году как специализированный производитель комплектации для КамАЗа и Заволжского моторного завода.

Общество создано и действует под следующим фирменным наиме­нованием, на которое имеет исключительное право его исполь­зования:

Открытое акционерное общество «Костромской завод «Мотордеталь».

Местонахождение ОАО «Костромской завод «Мотордеталь»: Российская Федерация, г. Кострома, ул. Московская, 105.

Сегодня завод поставляет детали на крупнейшие моторостроительные конвейеры России и СНГ. Единственный в СНГ завод, производящий все четыре компонента поршневой группы: гильзу цилиндра, поршень, поршневые кольца и поршневой палец.

Миссия фирмы заключается в обеспечении долгой жизни двигателя и создании уверенности в завтрашнем дне партнерам завода, сотрудникам и акционерам.

Стратегические цели:

1. Лидерство в производстве и продажах деталей ЦПГ на основе лидерства в качестве и себестоимости выпускаемой продукции;

2. Эффективная система менеджмента качества и предприятия;

3. Профессиональная гордость и удовлетворённость сотрудников результатами своего труда.

Сочетание в разных вариантах общего и раздельного частного присвоения, определяет смешанный характер собственности ОАО «Мотордеталь».

ОАО «Мотордеталь» по капиталу и контролю является национальным предприятием.

ОАО «Мотордеталь» -это организационно правовая форма существования и функционирования предприятия.

Организационная структура- это совокупность элементов четко установленной иерархической связи. В рамках ее выделяют две составляющие: структура управления и производственная структура. Производственная структура определяется составом производственных звеньев организации, формы их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. Производственную структуру можно охарактеризовать спецификой основного, обслуживающего и вспомогательного производства.

К основному производству относятся подразделения, непосредственно занятые производством продукции, подлежащей реализации (например: литейный цех).

К вспомогательному производству относятся участки, выпускающие продукцию, используемую в основном производстве (например: инструментальный цех).

Обслуживающие производство – это производственные участки, цеха и службы, которые обеспечивают работу основного и вспомогательного производства (например: транспортный цех, электроцех, отдел главного техника, отдел главного металлурга и др.)

На предприятии действует линейно - функциональная структура управления. Схема организационной структуры управления ОАО «Мотордеталь» представлена в приложении 1.

 

ОАО «Мотордеталь» расположено вдоль автомагистрали Кострома – Ярославль – Москва, занимает производственную территорию 102 га, производственную площадь 273,8 тыс. кв. м, имеет развитую инфраструктуру. На предприятии выполняется полный производственный цикл изготовления деталей ЦПГ, включая получение отливок, их термическую и механическую обработку, контроль, консервацию и упаковку.

В ассортиментном портфеле ОАО «Мотордеталь» находятся 52 комплекта деталей ЦПГ, из них: комплект «Специалист»-18, моторокомплект «ПОН» - 4, комплект СМД – 4, поршнекомплект «Дальнобой» - 4, поршнекомплект, «Агро» - 3, поршнекомплект «Грузовичок» - 1, и 19 комплектов п/колец. Объем производства составляет 2 000 000 комплектов в год. Узкая номенклатура изделий при больших объемах выпуска обеспечивает максимально стабильное качество. Идеальная совместимость деталей обусловлена тем, что они изготовлены по единой конструкторской документации, из оптимально подобранных материалов. Это позволяет значительно сократить период приработки поверхностей и улучшить эксплуатационные характеристики двигателя. Качество запасных частей отвечает самым строгим требованиям моторостроительных предприятий. Продукция завода надежно служит в самых разных условиях и режимах эксплуатации. Она применяется в двигателях легковых и грузовых автомобилей, тракторов и комбайнов, карьерных самосвалов, буровых установок и дорожно-строительной техники. Весь ассортимент, выпускаемый ОАО «Мотордеталь» представлен в приложении 2 [32].

ОАО «Мотордеталь» поставляет комплектующие на крупнейшие моторостроительные производства России и СНГ: «Автодизель» (ЯМЗ), «Алтайдизель», «Волжские моторы» (Ульяновск), Заволжский моторный завод, КамАЗ, Минский моторный завод, Тутаевский моторный завод.

Основными конкурентами ОАО «Мотордеталь» являются КФ ЗАО «Мотордеталь-Правэкс», ООО «ТД Киевтрактордеталь», ОАО «Стапри», ЗАО «Новороссийский завод Красный Двигатель», ПП «Новатор».

Основные факторы конкурентоспособности ОАО «Мотордеталь».

- эффективная маркетинговая политика,

- наличие современного оборудования и перспективных технологий,

- высокое качество продукции,

- высококвалифицированный персонал.

Высокий уровень технического оснащения завода – результат многолетнего сотрудничества с ведущими мировыми производителями. На предприятии используется оборудование Seri-Renault (Франция), FATA (Италия), La Salle (США), Degussa, Nazional Kaiser, Duker (Германия). Плавильное отделение завода оснащено оборудованием всемирно известных фирм BBC (Германия), Kawasaki (Япония), ASEA (Швеция). Более 18 лет завод сотрудничает с немецкой фирмой Goetze: поршневые кольца производятся по технологии знаменитых «ювелиров из Буршайда». Недавно партнером ОАО «Мотордеталь» стал крупнейший концерн Federal Mogul.

Основными поставщиками ресурсов для предприятия ОАО «Мотордеталь» являются следующие заводы-изготовители: ООО «МеталлИмпорт» (Москва), ЗАО ТД «СамЗАС» (Самара), ООО ТД «Виал» (Челябинск), ООО «ЯПГ» (Ярославль), ООО «Газметторг» (Санкт-Перербург), СП ООО «Линком» (Беларусь) и др.

В 2000 году на предприятии внедрена система менеджмента качества (СМК), в настоящий момент, отвечающий международному стандарту ISO 9001:2000. Результатом внедрения этой системы стало получение предприятием дипломов конкурсов «Всероссийская марка – знак качества XXI века» и «100 лучших товаров России» [31].

По итогам работы, за первый квартал 2006 года удельный вес суммы возврата в сумме отгрузки составил 0,2 %. С целью защиты от приобретения поддельных запасных частей с марта 2006 года каждой единице продукции ОАО «Мотордеталь» присваивается индивидуальный 12-значный код, который содержится на специальной карте и зарегистрирован в базе данных ОАО «Мотордеталь». По итогам 2005 года отмечено увеличение объемов производства и реализации ЦПГ на 25% по сравнению с 2004 г. Продукция ОАО «Мотордеталь» занимает 39,6 % от общего рынка производителей поршневых групп.

Имеющийся производственный потенциал и эффективная программа контроля качества ОАО «Мотордеталь» позволяют выпускать высоко конкурентоспособную продукцию, специальным образом защищенную от подделок. Все это делает возможным расширение рынков сбыта продукции ОАО «Мотордеталь» и занятие ею лидирующего положения.

Комплексная программа «Качества продукции ОАО «Мотордеталь» включает:

- 5-ступенчатую систему непрерывного контроля качества выпускаемой продукции;

- финансовую ответственность всех подразделений предприятия за превышение допустимых параметров;

- регулярные проверки деталей со стороны моторостроителей;

- подготовка документации для получения сертификата международного стандарта ISO;

- открытость предприятия для оценок независимых специалистов [19].

Стратегическими рынками сбыта продукции ОАО «Мотордеталь» являются региональные оптовые рынки запчастей для автомобилей ГАЗ, УАЗ, КамАЗ и т.д. На каждом из этих рынков работают официальные дилеры предприятия, осуществляющие его политику.

Сегодня в отечественном ав­томобилестроении работают 250 крупных и средних предпри­ятий. Одним из инст­рументов интеграции российско­го автомобилестроения в миро­вое, яв­ляется, одобренная Правительством в 2002г, «Концепция развития автомобильной промышленнос­ти России».

В рамках реализации «Кон­цепции» уже с 1 декабря 2002 года прекращен ввоз в страну автомобилей и автобусов с ди­зельными двигателями, экологи­ческие характеристики которых ниже требований ЕВРО-1. В ре­зультате выполнения меропри­ятий по повышению техническо­го уровня выпускаемой техники, автомобильные заводы провели подготовку и с учетом особенно­стей отдельных производств пе­решли с 2004 - 2005 гг. на вы­пуск автомобилей с экологичес­кими характеристиками ЕВРО-2 и ЕВРО-3. На сегодняшний день государ­ство предприняло ряд шагов, на­правленных на привлечение ин­вестиций в отрасль. Важным для отрасли событием явилось принятое Правительством РФ Постановле­ние от 29 марта 2005 года № 166 «О внесении изменений в тамо­женный тариф Российской Фе­дерации в отношении автоком­понентов, ввозимых для про­мышленной сборки», в котором предусмотрен беспошлинный ввоз на эти компоненты, а также снижение ввозных таможенных пошлин на них, что удешевляет собираемые в России автомоби­ли и ужесточает конкурентные требования к производствам отечественных автокомпонен­тов.

В результате, в ближайшие годы резко увеличатся объемы сборки зарубежных автомоби­лей на территории России. Уже сегодня осуществляется сборка автомобилей на СП GM-АвтоВАЗ в Тольятти, Ford во Всеволожске Ленинградской области, BMW и Kia в Калининграде, Renault в Москве, Hyundai в Таганроге и др. О своих намерениях построить сборочные заводы в России за­явили Toyota, Volswagen, Daimler-Crysler и др.

Таким образом, рынок авто­техники в России будет в ближай­шие годы расти, что в первом приближении позитивно для ОАО «Мотордеталь», большая часть этого роста будет покры­ваться за счет зарубежных авто­мобилей, собираемых на терри­тории страны. Российские производители должны перейти с 2006 года на выпуск техники, отвечающей нор­мам ЕВРО-2, а затем и ЕВРО-3. Двигателестроение в России так­же будет активно развиваться, как российскими производите­лями, если последние смогут выдержать жесткую конкурен­цию, так и иностранными, кото­рые придут вслед за крупноузло­вой сборкой автомобилей».

 

1.2. Анализ технико-экономических показателей

работы предприятия ОАО «Мотордеталь»

Деятельность ОАО «Мотордеталь» можно охарактеризовать динамикой технико-экономических показателей. Среди них можно выделить: основные средства, оборотные средства, производственная площадь, фондоотдача, фондовооруженность, себестоимость и рентабельность. Основные технико-экономические показатели работы предприятия ОАО «Мотордеталь» представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные технико–экономические показатели работы ОАО «Мотордеталь»

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005г., в % к 2003 г.
Основные средства, тыс. руб.       105,1
Оборотные средства, тыс. руб. 392 715 429 987   135,2
Энергетическая мощность, л.с.       103,3
Производственная площадь, кв.м.       100,0
Себестоимость продукции, тыс. руб.       144,5
Фондоотдача, руб. 3,6 3,8 4,1 113,9
Фондоемкость, руб 0,28 0,26 0,24 85,7
Фондовооруженность, тыс. руб. 109,6 113,7 125,0 114,1
Рентабельность продаж, %. 7,0 7,0 8,9 127,1
Рентабельность активов, % 3,2 3,6 7,9 246,9
Рентабельность собственного капитала, % 6,9 7,6 15,8 228,9

 

Таким образом, исходя из данных таблицы 1.1, можно сделать вывод о том, что величина основных средства каждый год увеличивается на 2,4%, что способствует увеличению производственной мощности и росту технической оснащенности предприятия. Показатель фондоотдачи характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2003 году на 1рубль от продажи продукции завода приходилось 3,6 руб. стоимости основных средств, в 2004 году – 3,8 руб., в 2005 году – 4,1 руб. При этом обратный показатель фондоотдачи – фондоемкость с каждым годом уменьшается. Снижение фондоемкости и увеличение фондоотдачи означает повышение эффективности использования основных средств. Качественным показателем использования основных средств является фондовооруженность. Данный показатель ежегодно увеличивается, что свидетельствует об обеспеченности предприятия основными средствами.

На основе данных таблицы 1.1 наблюдается рост оборотных средств. В 2005 году они увеличились на 35,2% по сравнению с 2003 годом, что является положительным фактором для предприятия. Себестоимость продукции имеет тенденцию роста, так в 2005 году она выросла почти на 44% по сравнению с 2003 годом, что объясняется увеличением объемов выпуска продукции и повышением эффективности производства. Производственная площадь на предприятии за рассматриваемый период не изменялась и составляла 1020 м2. Энергетические мощности на предприятии в 2003 и 2004 году оставались на одном и том же уровне 114729 л. с., лишь в 2005 году наблюдается незначительный рост на 3,3%.

Для наглядности представим данные таблицы 1.1 с помощью диаграммы, изображенной на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Технико-экономические показатели работы ОАО «Мотордеталь»

Для оценки эффективности деятельности предприятия используется относительный показатель доходности – рентабельность. Показатель рентабельности бывает несколько. Рассмотрим рентабельность продаж, активов и собственного капитала завода с помощью рисунка 1.2.

Рис.1.2. Рентабельность, %

На основании рисунка 1.2 рентабельность продаж на предприятии в 2005 году выросла на 27,1% по сравнению 2003 году, это свидетельствует о стабильности и увеличении ежегодных продаж. Рентабельность активов в 2005 году по сравнению с 2003 годом увеличилась почти в два раза, это говорит о том, что активы на предприятии находятся в постоянном движении. Рентабельность собственного капитала увеличилась в 2005 году по сравнению с 2003 также в два раза, это произошло из-за увеличения чистой прибыли без изменения в росте собственного капитала.

В частности от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат, объем производства продукции, ее себестоимость и ряд других экономических показателей. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Мотордеталь» за 2003 - 2005 гг. представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов

на ОАО «Мотордеталь»

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005г., в % к 2003 г.
Товарная продукция в учетных ценах, тыс. руб.       161,0
Численность работников, чел.       104,9
Производительность труда, тыс. руб./чел.       109,5
Фонд оплаты труда, тыс. руб.       170,3
Выплаты соц. характера, тыс. руб. 1978,0 1969,0 1969,4 99,6
Среднемесячная заработная платы, руб.       143,6

 

Таким образом, исходя из данных таблицы 1.2, можно пронаблюдать, что по сравнению с 2003 и 2004 годом все основные показатели по труду имеют положительную динамику. Однако производительность труда выросла в меньшей степени, чем средняя заработная плата – 109,5% против 143,6%, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития. Рост объема производства продукции в учетных ценах составил 161,0% в 2005 году по сравнению с 2003 годом и был достигнут за счет роста производительности труда – 109,5% и увеличения численности работников на 104,9%.

Для наглядности представим данные таблицы 1.2 с помощью диаграмм, изображенных на рисунке 1.3 и 1.4.

Рис. 1.3. Фонд оплаты труда и Рис. 1.4. Основные показатели использования

производительность труда трудовых ресурсов ОАО «Мотордеталь»

 

Проектная мощность ОАО «Мотордеталь» включает в себя литейное и механообрабатывающее производство. Рассмотрим проектную мощность предприятия с помощью таблицы 1.3.

Таблица 1.3

Проектная мощность ОАО «Мотордеталь»

1. Литейное производство    
1.1. Литье чугунное   тыс. тонн в год;
1.2. Литье цветное 24,5 тыс. тонн в год;
2.Механообрабатывающие производство    
2.1. Поршень 3,87 млн. штук в год;
2.2. Гильза цилиндров 2,97 млн. штук в год;
2.3. Кольца поршневые 2,1 млн. комплектов в год;
2.4. Пальцы поршневые 6,35 млн. штук в год;
2.5. Заготовки гильз цилиндров 3,3 млн. штук в год;
2.6. Заготовки поршней 2,075 млн. штук в год;
2.7. Заготовки поршневых пальцев   млн. штук в год.

 

Проектная мощность предприятия с 2003 по 2005 год не изменялась и оставалась на одном и том же уровне, который приведен в отдельной таблице 1.3. На основе данных таблицы 1.3 в литейном производстве наибольшую долю занимает чугунное литье 78%, цветному литью на предприятии отводится лишь 22%. В механообрабатывающем производстве наибольший удельный вес занимают заготовки поршневых пальцев – 36,7%.

Объем и структура денежной выручки на ОАО «Мотордеталь» представлено в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Объем и структура денежной выручки на ОАО «Мотордеталь»

Вид продукции и услуг 2003 г. 2004 г. 2005 г.
тыс.руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг - всего в том числе:            
- продукции основного производства   82,35   81,20   78,85
- продукции на экспорт   13,58   15,71   19,41
- продукции обслуживающих производств   0,75   0,64   0,29
- покупных товаров и услуг   3,20   2,45   1,43
- покупных товаров на экспорт   0,12   0,00   0,02
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, в том числе проданных:            
- продукции основного производства   82,67   81,74   78,62
- продукции на экспорт   13,18   14,61   19,38
- продукции обслуживающих производств   1,70   1,39   0,66
- покупных товаров и услуг   2,43   2,26   1,32
- покупных товаров на экспорт   0,02   0,00   0,02

 

Анализируя объем и структуру денежной выручки можно сделать вывод о том, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, в общем, его объеме каждый год растет. Это говорит о том, что предприятие эффективно работает, продукция, выпускаемая ОАО «Мотордеталь», пользуется большим спросом. Наибольший удельный вес в выручке занимает продукция основного производства. Данный показатель имеет тенденцию ежегодного роста, в 2005 году он вырос на 19,5% по сравнению с предыдущим годом, а в 2004 году на 29% по сравнению с 2003 годом. Однако удельный вес продукции основного производства с каждым годом снижается в среднем на 1-2%. Это происходит за счет роста продажи продукции на экспорт. В результате снижения удельного веса продукции основного производства в общем объеме производства происходит снижение удельного веса себестоимости данной продукции. Продукция, производимая на экспорт, также имеет тенденцию ежегодного роста, при этом по данному показателю также наблюдается увеличение удельного веса в общей сумме выручки. В связи с увеличением продукции производимой на экспорт на 51,9% ежегодно увеличивается себестоимость данной продукции в среднем на 53% в год. Увеличение выручки по продукции, производимой на экспорт, происходит за счет расширения рынков сбыта ОАО «Мотордеталь» в ближнем и дальнем зарубежье. Величина продукции обслуживающих производств имеет тенденцию к снижению, как в денежном выражении, так и по величине удельного веса, при этом данный показатель занимает незначительную долю в общей сумме выручки. Себестоимость по продукции обслуживающих производств также изменяется в сторону уменьшения. Величина покупных товаров и услуг в 2004 году оставалась практически на том же уровне по сравнению с 2003 годом, в вот в 2005 году данный показатель снизился на 28% по сравнению с 2004 годом. При этом удельный вес покупных товаров и услуг ежегодно уменьшается. Самую наименьшую долю в общем объеме выручки занимают покупные товары на экспорт (0,2%)

Для наглядности таблицы 1.4 представим её на диаграмме 1.5.

Рис. 1.5. Динамика объема и структуры денежной выручки

на ОАО «Мотордеталь»

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В конечном итоге финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность ОАО «Мотордеталь», его экономический потенциал, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям. Рассмотрим финансовое состояние ОАО «Мотордеталь» за 2003-2005 гг. с помощью таблицы 1.5.

Таблица 1.5

Финансовое состояние ОАО «Мотордеталь»

Показатели Рекомен-дуемый критерий 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности >0,2:0,3 0,058 0,064 0,072
Коэффициент быстрой ликвидности >0,8:1 0,416 0,420 0,424
Коэффициент текущей ликвидности >1:2 1,104 1,049 1,096
Коэффициент автономии >0,5 0,534 0,497 0,521
Коэффициент заемных средств >0,5 1,011 1,016 1,411
Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами >0,1 0,048 0,047 0,085
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами >0,6 0,005 0,023 0,082
Дебиторская задолженность, тыс. руб. -      
Период оборачиваемости ДЗ (дни) -      
Кредиторская задолженность, тыс. руб. -      

 

Основываясь на значениях показателей, представленных в таблице 1.5, можно сделать следующие выводы. Ориентировочно нормальными значения абсолютной ликвидности считаются значения, находящиеся в интервале от 0,2 до 0,3. Фактические значения показателя 0,072, ниже нормативного, что позволяет говорить о том, за период 2003-2005 года у предприятия существовали трудности с покрытием наиболее срочной части обязательств. Рекомендуемое значение быстрой ликвидности 0,8-1, фактическое 0,424, ниже нормативного. Для погашения краткосрочных обязательств ликвидных активов и дебиторской задолженности недостаточно и, в случае необходимости, предприятие будет расплачиваться за счет товарно-материальных ценностей. Коэффициент текущей ликвидности, значение которого составило 1,096, означает что ОАО «Мотордеталь» могло погасить полностью краткосрочные обязательства. Коэффициент автономии в 2005 году составил 0,521 – это означает, что 52,1% имущества предприятия сформирована за счет собственного капитала. Коэффициент заемных средств показывает, что на 1 рубль собственных средств в 2005 году предприятия привлекло 1,41 рублей заемных средств, причем у данного показателя наблюдается тенденция ежегодного роста. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами показывает, что оборотные средства сформированы за счет заемного капитала. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, что в формировании материальных запасов предприятие вынуждено привлекать заемные средства. Рост показателя оборачиваемости дебиторской задолженности вызван увеличением сроков отсрочки оплаты продукции контрагентами, имеющими высокую надежность и длительный срок сотрудничества с ОАО «Мотордеталь». Произошел значительный рост кредиторской задолженности на 114,3%. Доля кредиторской задолженности в структуре заемных средств составила на конец 2005 года 36,7%. Данного источника финансирования оказалось недостаточно, и предприятие было вынуждено привлекать кредиты.

Таким образом, ОАО «Мотордеталь» сегодня является технологическим лидером на российском рынке в производстве деталей ЦПГ. В течение последних пяти лет ОАО «Мотордеталь» демонстрирует устойчивый рост продаж, следовательно, увеличение объема выручки. Объем выручки за 2005 год вырос по сравнению с 2004 годом на 23%. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - на 19%. В результате величина валовой прибыли в 2005 году больше на 6,7% величины валовой прибыли, полученной в 2004 году.

1.3. Характеристика маркетинговой деятельности предприятия

 

В условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится маркетинг. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен.

Маркетинговую деятельность на ОАО «Мотордеталь» осуществляет отдел «Управление маркетинга и сбыта». Этот отдел занимается сбытом готовой продукции и её реализацией; проводит анализы рынков сбыта по регионам и осуществляет работы по планированию отгрузок продукции; осуществляет деятельность по рекламе продукции; участвует в выставках. «Управление маркетинга и сбыта» (УМиС) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Мотордеталь» и подчиняется директору по продажам и развитию. Основной целью деятельности «Управления маркетинга и сбыта» является построение и обеспечение работы системы доходов ОАО «Мотордеталь»

Представим организационную структуру отдела «Управление маркетинга и сбыта» в виде схемы, изображенной на рисунке 1.6.

 

Рис.1.6. Организационная структура отдела маркетинга и сбыта (УМ и С)

Рассмотрим цели и функции структурных подразделений отдела «Управление маркетинга и сбыта» с помощью таблицы 1.6.

Таблица 1.6

Цели и функции структурных подразделений отдела

«Управление маркетинга и сбыта»

Отдел Цель Решаемые задачи Функции
Отдел маркетинга Развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. 1.сбор и анализ информации о состоянии рынка запасных частей; 2.разработка продуктового портфеля для освоенного и перспективных рынков сбыта; 3.разработка ценовой политики продаж продукции предприятия; 4.формирование позитивного общественного мнения (PR) о предприятии и его продукции; 5.формирование и осуществление рекламной концепции предприятия; 6. среднесрочное (от 2 до 5 лет) и долгосрочное (от 5 и более лет) прогнозирование продаж; 7. осуществление информационной поддержки при работе с потребителями. 1.краткосрочное и долгосрочное прогнозирование и планирование продаж; 2. разработка прогноза по платёжеспособному спросу на новую продукцию; 3. исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети; 4. организация обратной связи с потребителем; 5. анализ конкуренции и конъюнктуры на рынке продукции предприятия; 6. организация рекламной деятельности предприятия и участие и организация выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе.
Отдел главного конструктора Обеспечение конкурентоспособности предприятия, руководствуясь современным достижениям науки и техники. 1. обеспечение внедрения систем автоматизированного проектирования, своевременное составление и утверждение чертежей и обеспечение производства ими; 2.организация разработки проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений.   1. руководит созданием новых и модернизацией конструкторских изделий действующего производства; 2. организует разработку планов внедрения и освоения новой техники; 3. принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства; 4. участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий.
Продолжение таблицы 1.6
       
Отдел региональных поставок   Организация четкой системы сбыта готовой продукции. 1.организация сбыта продукции; 2.заключение договоров с потребителями на поставку продукции; 3.контроль за своевременным поступлением денежных средств, выполнение заказов, договоров; 4.организация составления отчетности по сбыту. 1. поиск и привлечение к сотрудничеству новых партнёров; 2. заключение договоров (контрактов) на поставку продукции; 3. организация рационального сбыта продукци


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: