Центры паллиативного лечения, хосписы




Стационары, предусматривающие помещение больных на 2-3 недели для оказания того или иного вида симптоматического лечения, в том числе обезболивания, когда это невозможно осуществить в домашних условиях или в дневном стационаре.

Хоспис является государственным учреждением, предназначенным для инкурабельных онкологических больных для обеспечения паллиативного (симптоматического) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической поддержки родственников на период болезни и утраты близкого (Из положения о первом Московском хосписе Комитета здравоохранения г. Москвы).

Медицинская помощь и квалифицированный уход за больными в хосписе осуществляется бесплатно. Дотации (оплата со стороны родственников или больных) запрещаются. Не запрещаются благотворительные пожертвования.

Хоспис не занимается коммерческой, хозрасчетной и иной деятельностью, он является бюджетным учреждением. На хоспис возлагается создание службы добровольных помощников, обеспечивающих безвозмездный уход за больным в домашних условиях и в стационаре, обучение их.

Хоспис включает в себя следующие службы: поликлиническое отделение (выездная служба и дневной стационар), стационар, организационно-методический кабинет.

При оказании паллиативной помощи главным является не продление жизни больному, а принятие мер, делающих оставшуюся жизнь по возможности комфортной и значимой. Паллиативная помощь в хосписе – это большой круг задач, среди которых трудно выделить отдельные компоненты. Медицинские, социальные, психологические, духовные и другие задачи, стоящие перед пациентом, его родственниками, персоналом, добровольцами, органично связаны и вытекают друг из друга.

Билет 26

Социальные, правовые и этические аспекты применения медицинских технологий

Все клинические исследования (исследования, проводимые с участием человека в качестве субъекта для выявления или подтверждения клинических или фармакологических эффектов исследуемых продуктов, выявления нежелательных реакций на исследуемые продукты, изучения их всасывания, распределения, метаболизма и выведения с целью оценить их безопасность или эффективность) должны быть проведены в соответствии с положениями Хельсинской декларации и правилами надлежащей клинической практики. Исследования, нарушающие эти принципы и правила не должны рассматриваться при оценке медицинских технологий.

При проведении оценки медицинских технологий необходимо учитывать социальные и этические аспекты применения медицинских технологий, к которым относятся:

· приемлемость технологии – ее соответствие принятым в обществе моральными, культурными и религиозными ценностями (примерами медицинских технологий, приемлемость которых разная в разных обществах, являются контрацепция, искусственное прерывание беременности по желанию женщины, использование стволовых клеток в лечебных целях);

· соблюдение прав граждан при применении технологии (этические проблемы могут быть связаны с массовым применением технологий в интересах общества, если при этом интересы отдельных граждан страдают, примером такой технологии может служить вакцинация);

· соблюдение принципа равенства справедливости в оказании медицинской помощи (например, внедрение новой дорогостоящей технологии может привести к перераспределению ресурсов здравоохранения и к сокращению финансирования, а значит к уменьшению доступности других технологий, что может рассматриваться как нарушение принципов равенства и справедливости);

· возможность причинения вреда кому-либо в результате применения технологии (например, результаты генетического обследования могут отрицательно повлиять на семейную жизнь не только самого пациента, но и его близких).

При проведении оценки медицинских технологий экспертам следует определить, имеются ли в настоящем и не могут ли возникнуть в будущем серьезные социальные и этические проблемы, связанные с применением медицинской технологии. Для выявления социальных и этических проблем могут использоваться результаты научных исследований в области психологии, социологии и пр., описывающих ценности общества; исследования, направленные на выявление проблем применения технологий; опросы медицинских специалистов и пациентов; анализ публикаций в средствах массовой информации; личный опыт.

При необходимости экспертам следует отразить в рекомендациях особенности применения технологии с целью предотвращения, устранения или минимизации возможных социальных и этических проблем.

2. В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных "Medicade" и пенсионеров "Medicare". Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.

Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.

Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины.

 

 

3.Описание ситуации:

На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста /1/, т.е. 10% населения. Это особая социальная группа населения, которая в силу не зависящих от нее, естественных, причин имеет свои особые нужды и не может собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. Именно поэтому данная группа нуждается в соответствующих мерах государственной социальной защиты и обеспечения своих прав.

На сегодняшний день в стране отсутствует единый нормативно-правовой акт о правах и свободах пожилых людей, который бы регламентировал все вопросы социальной защиты населения пожилого возраста, включая пенсионное обеспечение, здоровье и медицинское обеспечение, социальное обслуживание, доступ к культурным мероприятиям, организация досуга и т.п. Подобные НПА действуют в отношении других социально уязвимых групп, таких как дети (Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» /2/), инвалиды (Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан /3/) и молодежь (Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»/4/). Однако с возрастом появляются определенные потребности, которые также требуют необходимого внимания со стороны государства. Вместо этого в Казахстане действует ряд разрозненных НПА, регулирующих отдельные виды правоотношений с участием пожилых людей: например, Закон РК «О пенсионном обеспечении», Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» и другие. В результате не все потребности и проблемы населения пожилого возраста охвачены действующим законодательством в равной степени.

Важно отметить, что согласно международным стандартам по обеспечению прав пожилых людей, закрепленным в Венском международном плане действий по проблемам старения 1982 года, пункт 68 «Службы социального обеспечения должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций; также иметь базу и предоставлять широкий диапазон услуг в области профилактики и развития стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме, оставаясь активными и полезными гражданами» /5/. Несмотря на многочисленность лиц пожилого возраста, в Казахстане отсутствует специальный орган по защите прав этой категории социально уязвимой группы людей. Для сравнения, по вопросам продвижения прав женщин и защиты материнства действует Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан, а по вопросам защиты прав детей действует Комитет по охране прав детей МОН РК. Хотя во всех районах и городах существуют Советы ветеранов, эти образования охватывают не всех представителей пожилого возраста. Вследствие отсутствия единого НПА и уполномоченного органа по правам пожилых людей большинство пожилых людей не знают точный объем полагающихся им прав, а также не знают, куда обращаться для получения квалифицированной помощи для реализации своих прав или в случае их нарушения.

Принято говорить, что наше общество традиционно относится с уважением и почетом к пожилому поколению, что в восточной культуре забота о старшем поколении является моральным долгом детей. Однако на практике это утверждение является скорее пожеланием, чем реальностью. В нашем обществе немало одиноко проживающих пожилых людей, несмотря на наличие живых трудоспособных детей. Более того, нередки случаи, когда даже при совместном проживании с родственниками пожилые люди могут стать жертвами домашнего насилия, жестокого обращения и социальной изоляции. Наконец, люди пожилого возраста чаще всего становятся жертвами мошенничества и других противоправных деяний в силу своих возрастных и физиологических ограничений. К сожалению, взыванием к традициям в приведенных случаях не поможешь. Более того, наше государство утверждает себя, прежде всего, правовым государством, а не традиционным. Соответственно, особые права, потребности и интересы пожилых людей должны быть надлежащим образом закреплены на законодательном уровне.

Предлагаемые изменения в законодательство:

1) Принять единый Закон «О правах пожилых людей в Республике Казахстан » , в котором объединить все основные права, свободы, гарантии и льготы пожилых людей в Казахстане, как особо уязвимой категории населения.

2)На основании указанного Закона учредить уполномоченный орган по защите прав пожилых людей и оказания им квалифицированной помощи. Пожилые люди должны иметь возможность обратиться в территориальные подразделения этого органа для реализации своих прав и для восстановления нарушенных прав. В свою очередь, Уполномоченный орган должен осуществлять функции контроля над соблюдением прав пожилых людей другими государственными органами и негосударственными организациями, оказывающими услуги пожилым людям. Стоит отметить наличие положительного международного опыта в этой сфере (в России, Великобритании и США).

3)На примере Комитета по охране прав детей МОН РК, при данном уполномоченном органе должна действовать телефонная служба доверия, которая может проконсультировать пожилых людей, особенно тех, кто не может передвигаться, куда они могут обратиться за помощью и по каким вопросам, например, в случае домашнего насилия, противоправных деяний со стороны государственных служащих, включая социальных работников, психологических проблем и т.п. Анализ обращений в телефонную службу позволит уполномоченному органу оперировать более точными данными о реальных потребностях пожилых людей в Казахстане для разработки более эффективной национальной геронтологической стратегии, которая, кстати, также до сих пор отсутствует в Казахстане.

Что это даст?

Все предлагаемые выше изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным изменениям:

1) Улучшение социальной защищенности одиноких престарелых людях, предотвращение их социальной изоляции.

2) Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения. Важно отметить, что это весьма актуальный вопрос для нашей страны, так как согласно мировой статистике Казахстан со средней продолжительностью жизни 70,24 года на сегодняшний день занимает 150 место среди всех стран по данному показателю./3/ [1]

3) Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав и обязанностей позволит им защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний.

4) Повышение активности пожилых людей, желание быть полезными и полноценными членами общества, вносить вклад в воспитание детей и молодежи, в том числе и патриотическое воспитание.

Вопросы обеспечения и защиты прав пожилых людей касаются всех нас. Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить в преклонном возрасте. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы будем в таком же положении и практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей, и нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

Билет 27

Аккредитация JCI

JointCommissionInternational (JCI)- международная организация, которая занимается продвижением и улучшением качества обслуживания и безопасности пациентов в медицинских учреждениях. Аккредитация JCI является «золотым стандартом» для медицинских организаций, стремящихся улучшить качество медицинских услуг. В этой области JCI самая крупная и старейшая организация в мире.

Наличие аккредитации JCI также расценивается как залог доверия медицинских туристов -пациентов, выезжающих за пределы своей страны в поисках высококачественных медицинских услуг.

 

Преимущества JCI

JCI является признанным мировым лидером в области качества здравоохранения и безопасности пациентов. Внимание JCI сосредоточено на здравоохранении, улучшении качества и безопасности пациентов, на борьбе с инфекциями и подготовке к аккредитации медицинских организаций.

На сегодня JCI аккредитовала более 300 государственных и частных организаций здравоохранения в 39 странах мира. Предметом аккредитации являются больницы, амбулаторные организации, клинические лаборатории, реабилитационные центры, организации по медицинскому транспорту, ПМСП, а также сертификация по отдельным медицинским услугам.

Целью JCI является стимулирование непрерывного улучшения работы медицинских организаций в мире благодаря согласованным на международном уровне стандартам и сбору, анализу и эффективному использованию информации о деятельности медицинской организации.

 

JCI и НМХ

2 марта 2012 года одна из клиник НМХ - Национальный научный центр материнства и детства получил официальное заключение объединенной международной комиссии Joint Commission International об аккредитации по международным стандартам. Это первая на постсоветском пространстве клиника такого уровня, получившая международное признание в сфере здравоохранения.

Подготовка к международной аккредитации Национального научного центра материнства и детства была начата в 2009 году. В течение 3 лет велась кропотливая работа по приведению уровня персонала и клиники к международным стандартами оказания медицинской помощи и обеспечения безопасности пациентов. Ежегодно международные эксперты на разных этапах подготовительной работы вместе с коллективом клиники оценивали эффективность проводимых мероприятий, корректировали план дальнейших усовершенствований.

В процессе подготовки к международной аккредитации, консультанты комиссии JCI уделяли особое внимание соблюдению в клинике 329 мировых стандартов, оцениваемых по 1 200 критериям качества и лидерства в области здравоохранения. Планируется, что в ближайшее время подобную международную аккредитацию пройдут еще 5 клиник Нацмедхолдинга.

Наличие данной международной аккредитации в клиниках Холдинга, несомненно, улучшит качество оказываемых услуг, и позволит гражданам Республики Казахстан и иностранным гражданам, получать высококачественные медицинские услуги, не выезжая за пределы страны. Такая аккредитация будет также способствовать выходу на международные рынки и развитию медицинского туризма в Казахстане.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!