1. Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения в области здравоохранения в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
2. На правоотношения, урегулированные законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения, в части выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения затрат организациям здравоохранения, а также закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.
Законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения
1. Законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
2.
Государственный контроль и надзор в области здравоохранения
Государственный контроль и надзор в области здравоохранения представляют собой комплекс мер, направленных на проверку соблюдения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан, а также на предупреждение, пресечение и устранение правонарушений в области здравоохранения.
Государственный контроль и надзор осуществляются в сфере:
1) оказания медицинских услуг;
2) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
|
Государственный контроль в области здравоохранения осуществляется в форме проверки и иных формах.
Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере оказания медицинских услуг, а также контроль за соблюдением субъектами здравоохранения нормативных правовых актов в сфере оказания медицинских услуг.
Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, являются:
1) Главный государственный инспектор по контролю в сфере оказания медицинских услуг Республики Казахстан и его заместители;
2) государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг;
3) главные государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг областей, города республиканского значения и столицы, их заместители;
4) государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг областей, города республиканского значения и столицы.
Стандартизация в области здравоохранения - деятельность уполномоченного органа, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения положений в отрасли для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандарты в области здравоохранения включают:
1) организационные технологии;
2) медицинские услуги;
3) технологии, используемые в процессе осуществления медицинской деятельности, врачебной и фармацевтической деятельности;
4) производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинских изделий;
5) квалификацию медицинских и фармацевтических работников;
6) учетно-отчетную документацию.
6. Стандарты здравоохранения являются обязательными для организаций здравоохранения и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
|
Билет 47
1.
Система здравоохранения — это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья.
Несмотря на большое разнообразие национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, выделяют пять устойчиво функционирующих моделей здравоохранения:
1. модель здравоохранения без государственного регулирования;
2. модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС (обязательное медицинское страхование) для отдельных категорий граждан;
3. модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан;
4. монопольная государственная модель здравоохранения;
5. модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования.
Условно первую и вторую модели можно отнести к негосударственным (частным), а последние три - к государственным моделям здравоохранения. В странах с неустойчивыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.
2.
Источниками финансового обеспечения системы здравоохранения являются:
|
1) бюджетные средства;
2) средства добровольного страхования;
3) средства, полученные за оказание платных услуг;
4) иные источники, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Методика формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, определяется уполномоченным органом.
Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Билет 48
1.
Комитет оплаты медицинских услуг (далее – Комитет) является ведомством Министерства здравоохранения Республики Казахстан осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные функции в сфере осуществления выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат, мониторинга за внедрением и развитием Единой национальной системы здравоохранения.
Комитет имеет территориальные подразделения в областях, городе республиканского значения и столицы.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами председателя Комитета.
Структуру и штатную численность Комитета и его территориальных подразделений в пределах лимита штатной численности после согласования с Министром здравоохранения Республики Казахстан утверждает Ответственный секретарь Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Цель:
обеспечение граждан Республики Казахстан и оралманов гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, путем организации выбора поставщика медицинских услуг и возмещения их затрат.
Задачи:
1) обеспечение осуществления выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и возмещения его затрат за счет средств республиканского бюджета, в порядке установленном законодательством Республики Казахстан;
2) осуществление контроля объема за оказанные медицинские услуги при возмещении затрат в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) мониторинг внедрения и развития Единой национальной системы здравоохранения (далее – ЕНСЗ);
4) совершенствование механизма финансирования и управления ресурсами здравоохранения в пределах своей компетенции.
Структура
Руководство Комитетом осуществляется Председателем Комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Председатель Комитета имеет право представлять для назначения заместителей Председателя Комитета.
Обязанности, полномочия и ответственность заместителей Председателя Комитета определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
2.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи финансового менеджмента:
- Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
- Оптимизация денежного оборота.
- Оптимизация расходов.
- Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.
- Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.
- Обеспечение рентабельности предприятия.
- Задачи в области антикризисного управления.
- Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.
Билет 49
1.
Управление - это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и других), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Управление представляет собой многогранный и системный вид человеческой деятельности.
В системе управления обязательно присутствуют два звена: управляющее и управляемое. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, - объектами управления.
Управление организацией здравоохранения - это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации.
Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления (ОУ) и синтезе алгоритма управления(АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.
2.
Менеджмент - рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов.
Строго говоря, «управление» - понятие более общее, базирующееся на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» - понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления.
Билет 50
1.
Менеджмент - рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов.
Строго говоря, «управление» - понятие более общее, базирующееся на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» - понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления.
Методы управления - это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:
• организационно-распорядительные;
• экономико-математические;
• социально-психологические;
• общественные или коллективные.
Организационно-распорядительные методы управления позволяют, прежде всего, компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д.
В настоящее время в управлении здравоохранением все большую распространенность приобретают экономико-математические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа.
Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Общественные или коллективные методы управления подразумевают демократизацию управления, то есть расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские Советы, Советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, пользующиеся наибольшим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что решения коллегии или совета не имеют юридической силы, но на их основании руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя юридически эти решения.
2.
Маркетинг в здравоохранении – система принципов, методов и мер, базирующихся на изучении спроса потребителей и формирования предложений мед услуг производителем.
Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предоставить другой и которые в основном неосязаемы.
Главная задача маркетинга – помочь пациенту оценить и выбрать услугу.
Реклама – информация о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью создания спроса на них.
[1] Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. М,: ЭКМОС, 2003.- С.117-118
[2] Блэквелл Э. Как составить бизнес-план. Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1996. – С.66