Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, какую методологию использовал.
Методология (от греч. methodos - способ познания и logos - учение, слово) – в настоящее время имеет несколько смысловых значений:
• Наука о методе.
• Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной конкретной науки.
• Совокупность теорий, концепций, парадигм, приемов исследования, применяемых в той или иной науке, на ее конкретно-исторической стадии развития.
Социология - одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общенаучные методы и принципы, характерные для всякого научного исследования:
· выявление объективной сущности и природы процессов и явлений;
· соблюдение логики построения научных выводов от абстрактного к конкретному;
· изучение явлений в структурно-статическом состоянии, наиболее существенных и устойчивых связей соответствующего процесса;
· исследование изменчивых свойств, каузальных (причинно-следственных) взаимозависимостей переменных;
· сочетание теоретического и эмпирического анализа в постоянной взаимодополняющей разработке фундаментальных и прикладных проблем;
· соблюдение принципа адекватности, который в каждом конкретном случае строится на законах и категориях диалектики.
Социологическое исследование - это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Формирование методологии социологических исследований стало возможным на пересечении многих взаимообусловленных социально-экономических, научных, социокультурных и философских факторов. Тем не менее, ни в отечественной, ни в зарубежной практике социологических исследований не сложилось единого словоупотребления. Одну и ту же систему действий некоторые исследователи называют методологией, другие методом или техникой исследования, третьи – методикой. С одной стороны это указывает на большую, чем в естественных науках, роль субъекта, его мировоззрения, стоящих в основе исследования экономических и политических интересов, с другой – снижает значение критерия объективной истины.
|
Один из общенаучных принципов исследования требует выявления устойчивости, инвариантности в многообразных связях и изменениях. К примеру, в исследовании мотивов трудовой деятельности необходимо выявить некоторое устойчивое мотивационное «ядро». Для каждой исторической эпохи характерно нечто специфическое. Одна из возможных классификаций позволяет выделить четыре стимула: прямое принуждение, экономическое стимулирование, моральное стимулирование, социально-статусное стимулирование. Различные варианты сочетания этих типов стимулов в каждую эпоху и в особых сообществах составляют основное мотивационное ядро трудовой деятельности.
Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет социологическая теория, формирует относительно принципиальные основы частных социологических теорий в соотношении с набором социальных фактов.
Понятие «методология» имеет и более узкий смысл, употребляемое в значении конкретно-научных исследованиях, например, измерения каких-либо социальных характеристик; соотношений между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения, о теории и эксперименте.
|
Поскольку социология относится к разряду наук об обществе и человеке, ей присущи общие для всех этих наук принципы:
· историко-генетический анализ изучаемого явления, предполагающий выявление причин его возникновения и развития;
· многофакторность объяснений социальных изменений;
· специфическая верификация (перепроверка) эмпирических фактов, их систематичности, повторяемости через определенные промежутки времени, сопоставимости данных;
· ограниченные возможности эксперимента в общественных процессах и потому более значительная роль в методологии таких логико-понятийных средств как: анализ и синтез, абстрактное и конкретное, индукция и дедукция, сравнительный анализ информации, полученной из разных источников, с учетом отличающихся друг от друга методик;
· специфическое использование математико-статистических процедур обработки и интерпретации полученной информации;
· завершение социальных исследований формулированием выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и социально-практическую ценность.
Ни одна из общественных или гуманитарных наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных и др. явлениях, - именуемых в социологии социальными фактами, отражающими общие родовые черты социума и проявляющимися как его закономерности. Именно эти наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, кроме социологии, и составляют ее специфику.
|
Методологическая специфика социологии определяется ею как науки:
· о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации;
· об изменениях вызываемых активностью социального субъекта;
· о социальных механизмах взаимосвязи взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями;
· о социальных механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями;
· о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Социологическая методология имеет свои специфические принципы исследования, свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей общественного и гуманитарного знания. Для социологических исследований характерны:
· событийно-повседневный анализ, при котором предметом исследования являются реально происшедшие события (социальные факты);
· субъектно-деятельностный анализ, основанный не только на фиксации и интерпретации поведенческих актов людей, но и выяснением того смысла, который вкладывается ими в свои поступки;
· гуманистическая ориентированность исследований, призванная служить человеку, повышать его возможности для удовлетворения своих потребностей, интересов, прав, развития и совершенствования социальных форм их жизнедеятельности;
· изучение связи и взаимообусловленности менталитета, духовных потребностей, интересов, прав со способами развития и совершенствования социальных форм жизнедеятельности общества и личности.