Социологические исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управления. Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явлениях. Предметом социологического исследования являются проблемы, актуальные для общества, группы, организации. Оно отличается практической направленностью.
Социологическое исследование имеет сложную структуру и включает в себя:
· методологию – принципы и методы научного познания, теоретическое обоснование проблемы и логики исследования;
· методику и технику – совокупность приемов и способов наиболее рационального использования социологических методов;
· методы – способы построения и обоснования научного знания;
· процедуры – последовательные операции по организации исследования;
· инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (например, анкеты, бланки-интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.)
В процессе реализации прикладного социологического исследования принято выделять несколько этапов:
1. подготовка (включает в себя определение темы, целей, и задач исследования; проведение пилотажного (пробного) исследования и подготовку программы; определение генеральной и выборочной совокупности*; разработку инструментария, выборки; формирование исследовательской группы; определение сметы и графика работ);
2. сбор первичной социологической информации;
3. подготовка собранной информации к обработке и обработка ее на компьютере;
4. анализ обработанной информации, подготовка аналитического отчета по результатам исследования, содержащего выводы и практические рекомендации.
Конкретная форма или вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач и, в соответствии с ними, глубиной требуемого количественного анализа предмета исследования. На основании этого критерия выделяются три вида социологических исследований:
1) пилотажное (разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.
Разведывательное – наиболее простой вид конкретного исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, который проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном событии или явлении.
Объектом описательного исследования выступает большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет производить сравнения и сопоставления.
Аналитическое – является самым сложным видом исследования. Оно предполагает выявление причин, обуславливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику.
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных принято различать:
1) опрос (анкетирование, интервью, почтовый и телефонный опрос, экспертный опрос и т. д.);
2) наблюдение;
3) изучение документов (в т. ч. количественные и качественные методы);
4) эксперимент;
5) социометрический анализ.
Все методы, применяемые в социологических исследованиях, можно разделить следующим образом. Во-первых, количественные, которые основаны на измерении параметров социального явления, действия. Цель их применения – дать количественную характеристику изучаемого явления. Задачами являются: измерение параметров явления, установление взаимосвязей между отдельными параметрами.
Во-вторых, качественные, которые основаны на понимании смысла социального явления, действия. Качественное исследование воспроизводит не статистическую картину (структуру и результаты) изучаемого социального действия, а смысл, который вкладывают в него участники. Решаемые исследовательские задачи состоят в следующем: выявить общую картину явления, концептуализировать, интерпретировать его.
В зависимости от того, изучается ли данный предмет в статике или в динамике, выделяются следующие виды эмпирического социологического исследования:
· точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;
· повторное – вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.