Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми могли бы быть выражены в некотором числовом масштабе.
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т. д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон. Поскольку получить точный аналог (изоморфную модель) практически не удается, разрабатывают приблизительный аналог (гомоморфную модель), в числовом выражении условно соответствующий оригиналу. Социальные измерения часто называют квалиметрическими, т. е. условно количественными аналогами качественных отношений.
Проблема первичного измерения — лишь частично математическая. Чтобы по определенным правилам приписать числа свойствам социального объекта, надо обстоятельно уяснить их содержательную структуру и найти соответствие между нею и инструментом измерения, т. е. это задачи качественно-количественного анализа.
В принципе изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах, образование в годах обучения и т. п.) дело обстоит сравнительно просто. Для них уже есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи.
|
Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту в соответствие ставится некое число или другой математический конструкт.
Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания или числовых значений).
Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения[1]. Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования. Поэтому мерительные процедуры качественных характеристик—своего рода изобретения, которые, однако, осуществляются по определенным типовым способам. О них мы и будем говорить далее.
В первом приближении способы измерений в социологии можно разделить на две категории.
Первую составляют приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и времени.
Протяженность в пространстве может быть использована как мера удаленности людей от индустриально-культурного, политического центра в исследованиях политических движений. Физическая протяженность коммуникаций между взаимодействующими людьми характеризует одно из условий их совместной деятельности. Число строк в тексте, содержащее определенную мысль, используется как мера для классификации текстов по частоте повторения данной мысли (или упоминаемых событий).
|
Единицы протяженности во времени — частота событий, их длительность, величина временных интервалов — также характеризуют социальные процессы с количественной стороны. Во всех этих случаях пригодны "естественные" эталоны измерения.
Вторая категория измерений относится к объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, частоты повторяемости. Онтологическое основание такого утверждения — качественно-количественная определенность любых объектов реальной действительности, каковая характеризуется в философской категории меры.
Основные этапы шкалирования:
1. построение теоретической классификации (интерпретация)
2. поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта (операционализация)
3. тестирование получившейся шкалы
Требования к шкале:
1. Полнота охвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале);
2. Непротиворечие (один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одного места);
3. Единое основание классификации (шкала должна быть одномерной);
4. Шкала должна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того же объекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться);
5. Расстояние от одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым.
При конструировании шкал в прикладной социологии соблюдаются еще такие требования, как точность и надежность.
Точность шкалы – эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.
|
Надежность шкалы – ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.
Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплением" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.
Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:
· Надежность - воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.
· Валидность - степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.
Результаты – должны быть одинаковы, устойчивы.
Нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии, каждая из которых — необходимая предпосылка надежности будущей шкалы.
Первая стадия — качественная классификация объектов. Собираясь, например, измерять структуру ценностных ориентации или социальных установок личности, мы прежде всего должны четко классифицировать типы ориентации, исходя из теоретической концепции и задач исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности и т. д.
Вторая стадия — поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств. Следует установить, обладают ли эти свойства прерывной или непрерывной протяженностью, можно ли их представить в виде различных последовательных состояний измеряемого качества.
Рассмотрим с этой точки зрения какую-нибудь ценностную ориентацию (на материальный достаток, культурные ценности, творчество и др.)- Ее можно "вытянуть" в несколько протяженностей — континуумов. Один континуум составляет: сильная—средняя—слабая ориентации; другой: устойчивая—малоустойчивая— неустойчивая; третий: господствующая—рядоположен-ная—подавленная; четвертый: центральная или периферийная. В зависимости от концепции исследования можно выделить и другие протяженности.
Третья стадия — установление эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум.
Индикатор — внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние.
Например, высота ртутного столбика термометра — индикатор температуры.
Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам.