Факторы, определяющие точность и правильность измерения различных шкал.




Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми могли бы быть выражены в некотором числовом масштабе.

Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т. д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон. Поскольку получить точный аналог (изоморфную модель) практически не удается, разрабатывают приблизительный аналог (гомоморфную модель), в числовом выражении условно соответствующий оригиналу. Социальные измерения часто называют квалиметрическими, т. е. условно количественными аналогами качественных отношений.

Проблема первичного измерения — лишь частично математическая. Чтобы по определенным правилам приписать числа свойствам социального объекта, надо обстоятельно уяснить их содержательную структуру и найти соответствие между нею и инструментом измерения, т. е. это задачи качественно-количественного анализа.

В принципе изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах, образование в годах обучения и т. п.) дело обстоит сравнительно просто. Для них уже есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи.

Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту в соответствие ставится некое число или другой математический конструкт.

Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания или числовых значений).

Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения[1]. Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования. Поэтому мерительные процедуры качественных характеристик—своего рода изобретения, которые, однако, осуществляются по определенным типовым способам. О них мы и будем говорить далее.

В первом приближении способы измерений в социологии можно разделить на две категории.

Первую составляют приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и времени.

Протяженность в пространстве может быть использована как мера удаленности людей от индустриально-культурного, политического центра в исследованиях политических движений. Физическая протяженность коммуникаций между взаимодействующими людьми характеризует одно из условий их совместной деятельности. Число строк в тексте, содержащее определенную мысль, используется как мера для классификации текстов по частоте повторения данной мысли (или упоминаемых событий).

Единицы протяженности во времени — частота событий, их длительность, величина временных интервалов — также характеризуют социальные процессы с количественной стороны. Во всех этих случаях пригодны "естественные" эталоны измерения.

Вторая категория измерений относится к объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, частоты повторяемости. Онтологическое основание такого утверждения — качественно-количественная определенность любых объектов реальной действительности, каковая характеризуется в философской категории меры.

Основные этапы шкалирования:

1. построение теоретической классификации (интерпретация)

2. поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта (операционализация)

3. тестирование получившейся шкалы

Требования к шкале:

1. Полнота охвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале);

2. Непротиворечие (один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одного места);

3. Единое основание классификации (шкала должна быть одномерной);

4. Шкала должна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того же объекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться);

5. Расстояние от одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым.

При конструировании шкал в прикладной социологии соблюдаются еще такие требования, как точность и надежность.

Точность шкалы – эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

Надежность шкалы – ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплением" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.

Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:

· Надежность - воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.

· Валидность - степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.

Результаты – должны быть одинаковы, устойчивы.

Нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии, каждая из которых — необходимая пред­посылка надежности будущей шкалы.

Первая стадия — качественная классификация объектов. Собираясь, например, измерять структуру цен­ностных ориентации или социальных установок личности, мы прежде всего должны четко классифици­ровать типы ориентации, исходя из теоретической кон­цепции и задач исследования. Можно положить в осно­ву классификации иерархию потребностей или интере­сов, сфер деятельности, социальные функции, соци­альные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности и т. д.

Вторая стадия — поиск протяженности выделен­ных в качественном анализе свойств. Следует устано­вить, обладают ли эти свойства прерывной или непре­рывной протяженностью, можно ли их представить в виде различных последовательных состояний изме­ряемого качества.

Рассмотрим с этой точки зрения какую-нибудь цен­ностную ориентацию (на материальный достаток, куль­турные ценности, творчество и др.)- Ее можно "вытя­нуть" в несколько протяженностей — континуумов. Один континуум составляет: сильная—средняя—слабая ориентации; другой: устойчивая—малоустойчивая— неустойчивая; третий: господствующая—рядоположен-ная—подавленная; четвертый: центральная или перифе­рийная. В зависимости от концепции исследования можно выделить и другие протяженности.

Третья стадия — установление эмпирических ин­дикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум.

Индикатор — внешне хорошо различимый показа­тель измеряемого признака. С его помощью устанавли­вается наличие или отсутствие признака, его состояние.

Например, высота ртутного столбика термометра — ин­дикатор температуры.

Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяс­нить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: