Среди живых вещей Твоих, Господи, бродят мертвые дети Твои, более непослушные, чем бездушные вещи. Пред Тобой чисто все земное, и лишь сердце человеческое Ты не принимаешь, ибо нечисто и своенравно оно в упорстве своем. Любой камень следует воле Твоей святой, Боже, покоясь в месте своем, а гордый и своевольный ум далече отделился от Тебя, став бездушнее неподвижных вещей. Даже лежащие камни скатываются с вершин гор, послушные повелению Твоему, а гордое сердце не подвигается к Тебе, Боже, ибо не хочет принять волны любви Твоей, ударяющиеся о каменные покровы его. Чистая радость свойственна лишь чистому сердцу, а своевольному уму - лишь злобные измышления. Даруй же всем нам, Господи, чистоту сердца и ума, коими обымем Тебя, словно двумя небесными крылами!
Сергиев Посад укрылся в туманной завесе моросящего дождя. Отворив дверь, отец чрезвычайно обрадовался, увидев меня:
- Здравствуй, сын! Здравствуй, родной! Спасибо, спасибо тебе за гостинцы и подарки! Но мне больше всего радостно оттого, что ты приехал! Надолго? Здесь все хорошо. Жив-здоров, и даже кое-что перепадает на хлеб от постояльцев: пускаю батюшек, студентов-за- очников, так сказать, которые на свои сессии приезжают. А когда же мы будем переезжать на Кавказ?
- Возможно, весной, папа. Потерпи. В зиму ехать нежелательно...
Отец немного огорчился:
- Ладно, как сможешь. Еще подождем. А у меня тут история вышла... - Он засмеялся, вспоминая свою историю. - Повадился какой-то чудак с бородой и крестом на груди ко мне ходить: «Давай, - говорит, - старик, твой дом продадим, если ты к сыну хочешь уехать. У меня, мол, полно знакомых, быстро все сделаем!»
То одно предлагает, то другое - не голова, а какой-то дом бесовских советов... - Отец махнул рукой. - Еле отвадил, а то прямо уж хотел продавать...
|
- Ну как же, папа, с незнакомым человеком продавать дом? - встревожился я.
- Так я и говорю... Прямо бес попутал! Потом спросил о нем в Лавре, кто это такой. А мне отвечают, что это известный аферист, выдает себя за батюшку!
Мне стало ясно, что пора перевозить отца поближе к себе.
- Папа, никого не слушай, жди меня. Мы все сделаем с Божией помощью и без таких помощников.
- Конечно, сын, конечно...
Мне было его очень жаль. В Лавре я попал на монашеское правило, читаемое у отца Кирилла в келье перед трапезой. После правила, когда монахи выходили из кельи, он сказал:
- Сейчас не успеем поговорить, Симон, вечерком приходи, вечерком...
Весь поседевший, постаревший, старец казался мне лучше и роднее всех людей на свете.
- Батюшка, я так рад, что вас вижу! - Я отдал ему подарки со Псху: несколько пачек восковых свечей и мед.
- Хорошо, хорошо, вечером все и расскажешь, да...
Несмотря на вечерний час, мне повезло: у дверей старческой кельи никого не оказалось. После исповеди я рассказал об увеличении братства на Псху и о просьбе на постриг послушника Аркадия.
- Ты вот что сделай: если кто возжелает пострига и захочет стать насельником скита, принимай и постригай, да. Но сначала лучше в иноки, если молодые. Хорошо бы им в Лавре оформиться. Ты спроси на это благословение у отца наместника.
- Ясно, батюшка. А еще я посетил монастырь, где игуменом отец Пимен. Заодно проведал духовника обители - иеромонаха Херувима. Он вам кланяется.
- Так-так, а как он поживает? - Отец Кирилл даже наклонил голову, чтобы услышать мой ответ.
|
- Молится, спасается. Окормляет монахов и народ, едут к нему отовсюду. Только он все меня о Кавказе расспрашивал...
Старец усмехнулся.
- Понятно, понятно. Ему бы только Кавказ! Пусть пока там сидит... А сам что говорит?
- Рассказывал мне об экуменизме, об антихристе, о том, что наступают последние времена.
- Да, да, верно. Плохие идут времена. И об экуменизме и антихристе он правильно рассуждает. Мал золотник, да дорог... - Старец замолчал, опустив голову. - Судя по всему, да, идут последние времена. Ведь последняя стадия капитализма - сатанизм... «Когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверех». Такими вещами не шутят. Что бы люди ни придумывали, как сделать жизнь лучше без Христа, а выйдет только хуже! И войны, и ненависть, и гонения - все это придет, как тать в нощи. Повсюду одна ненависть расплодится... А людей мало останется, ох мало... Однако не стоит забивать себе голову сведениями, не относящимися к спасению души. Умственное понимание Православия далеко отстоит от духовного понимания и толкования. Нужно жить не умом, а верою, ибо в уме - заблуждение, а в вере - благодать. Ведение истины есть благодать, как пишут отцы. Они не преследуют зло, они его просто оставляют, и оно гибнет.
- Отче, экуменизм, антихрист - это такие темы, что голова от них пухнет, когда у нас в скиту начинают об этом спорить.
Я понурил голову, вспоминая долгие споры на эти темы за чаем в нашей кухне.
- Пустословия избегай и в скиту не поощряй. Не впадай в болтливость, подменяющую духовную жизнь. Болтовня и пустословие - угождение плоти и чреву, а жизнь духовная - самоотречение и отвержение всякого самоугождения. Всегда наблюдай за собой: когда ты с Богом, а когда ты удаляешься от Него в пустословие и пустомыслие. На всяк день знай, что тебе нужно делать: молиться и спасаться, снова и снова приближаясь к Богу и утверждая дух свой во Святом Духе, ибо служение Богу должно быть в духе и истине. От ересей и церковных раздоров будь в стороне, много народа в этом враг запутал... - Старец печально вздохнул. - И не давай в себе никогда лености укорениться, да...
|
- Батюшка, сколько с нами монахов о пустыне разговаривали, о молитве, об Абхазии мечтали, а почти все остались в Лавре... - В моем голосе прозвучала грусть.
- Бывает, бывает, отец Симон, что монахи не могут вернуть первую благодать и остывают, сил не хватает, «ибо осуетились в умствованиях своих». Что долго копится, то долго устраняется. Так и разленение душевное копится понемногу. Нельзя позволять себе остывать духом, да... Горение, горение нужно иметь сердечное к Богу, отец Симон! Кстати, у меня попросил благословения поехать с тобой и присмотреться к абхазской жизни иеромонах Филадельф! Дела свои он устроил, хочет к тебе присоединиться. Ты когда едешь?
Я назвал примерную дату.
- Возьми его с собой, пусть посмотрит, подумает. Господь хочет, чтобы мы в свободном произволении пришли к познанию истины, а не силою знамений и чудес. Он желает, чтобы мы распились с Ним волей своей, как Он Сам распялся за нас Своей волей.
Отец Кирилл говорил в полумраке слабого света лампады, но казалось, что его лицо сияет на фоне икон, мерцающих позади его головы.
- Отче, когда я вступаю в духовный спор, то волнуюсь и не могу сразу найти нужные доказательства. Только потом вспоминаю, как нужно было ответить. - пожаловался я.
- Духовное рассуждение есть Божественная мудрость, и она не дается просто так, да. За нее нужно кровь пролить и смириться до зела. Эта благодатная мудрость проявляется только в мирном спокойном состоянии ума. А тот ум, который возбужден и рассеян, не может иметь никакого рассуждения. Возбужденный ум представляет собой полное заблуждение и иным быть не может. Сама природа возбужденного немирного ума есть всецелое заблуждение. Только ясный умиротворенный ум приходит к духовному просвещению и благодатному рассуждению во Святом Духе: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». Всеми силами храни в любых искушениях мир душевный, и Господь не оставит тебя!
- Скажите, пожалуйста, батюшка, как определить, правильно ли ведется духовная беседа?
Меня волновал этот вопрос, в котором я не чувствовал себя достаточно уверенно.
- Если будешь беседовать с кем-либо о Боге, то признаком правильности беседы является присутствие благодати. А разногласия и спорливость в беседах - от лукавого! Умей молиться даже в беседах с людьми, не теряй молитву ни на мгновение и так стяжешь дар духовного рассуждения. Когда находишься один, внемли Богу, а когда говоришь с людьми, внемли своему сердцу. Нужно не столько учить людей, сколько молитвой помогать им спастись!
- Батюшка, я вам очень благодарен за добрые советы! Последний вопрос, и все! - Отец Кирилл улыбнулся и посмотрел на часы, стоящие на тумбочке. - В келье на Грибзе, чтобы не забыть какие- либо важные моменты молитвенной жизни, мне пришлось их записывать. Продолжать вести такие записи или же прекратить?
- Записывай, записывай, потом пригодится...
- Простите, отче, что обременил вас вопросами, а время уже позднее, благословите!
- Бог тебя благословит! Зайди ко мне перед отъездом...
- Непременно, батюшка...
Наместник при встрече, выслушав мою просьбу с упоминанием о разговоре с отцом Кириллом, как всегда, был решителен и краток:
- Благословляю всех, кого пострижешь в монахи, зачислять в насельники Троице-Сергиевой Лавры! Пусть подают документы.
- Благословите, отец Феофан! - с благодарностью поклонился я, не ожидая столь широкого великодушия.
В один из суетных дней, когда я собирался в дорогу, меня разыскал иеромонах, о котором говорил Старец.
- Отец Симон, меня батюшка благословил поехать с тобой в Абхазию, чтобы присмотреться к вашей уединенной жизни...
- Очень рад, присоединяйся, отец Филадельф!
- А что с собой брать?
- Рюкзак побольше, ботинки покрепче и одежду попрочнее. Можно круп разных взять, тоже пригодятся!
- Понял. Почти все это я уже приготовил. Что еще?
Мне нравился этот разумный благочестивый монах.
- Отец Филадельф, а тебе бывает когда-нибудь одиноко?
- Только среди людей, - ответил он, подумав.
- Ну, для уединения это подходит! - сказал я, порадовавшись в душе за нового друга.
В оставшиеся до отъезда дни мне хотелось еще навестить монастырского схимника. В коридоре старого жилого корпуса стоял знакомый запах лекарств и ладана. Я постучал в дверь и произнес молитву.
- Аминь. - Ответивший мне старческий голос был очень слабым, как будто доносился издалека. - А, Симон, слава Богу! Держишься молодцом, выглядишь храбрецом! Очень рад, очень рад... - Схиархимандрит Михаил утомленно приподнял голову от подушки. - Что это ты привез?
Я достал из рюкзака кипарисовые заготовки для резьбы, сыр и баночку меда.
- Ну, спасибо, спасибо, дорогой... А я уж разболелся окончательно... А сыр убери, убери, теперь это уже не для меня! Закончились мои сыры, как и чревоугодие... Ведь у чревоугодника один друг - унитаз! Все внутри у меня вырезали. Теперь уж как Бог даст...
- Помоги вам Господь, отец Михаил, в ваших скорбях...
В моих словах прозвучала неприкрытая печаль.
- Знаешь, Симон, какое великое утешение имею в болезни? Только и благодарю Господа! Ведь тех, кто не имеет скорбей, Ангелы не допускают к благодати. Только в Боге мы познаем, что мы свободны, свободны именно благодаря скорбям, которые освобождают нас от всего земного. Пока вообще все не оставим, что нас держит на земле, чтобы сораспяться Христу. - Схимник помолчал немного, отдыхая. - Вот, недавно скончался отец Моисей: и жил праведно, и праведно умер. Так-то отцы уходят... Царство ему Небесное!
- Вы еще поживете, батюшка, дай вам Бог здоровья! - попытался я переменить тему. - Когда я поступал в семинарию, то был в келье у отца Моисея, мне он очень нравился. Удивительный старец. Очень прямой и искренний, никакого лукавства...
- Не должно лукавствовать человеку пред Христом. Что Бог постановил, то да приемлем со всевозможным смирением. Главное ведь что? Спасение! Правильно я говорю?
- Правильно, батюшка.
- Вот-вот, когда не ждем благодати, тогда она к нам и приходит! Все в руках Твоих, Господи! Где человек стяжает обильную благодать? В покаянии - это первое. В монашеском постриге - это второе. И третье - при рукоположении. Но покаяние - всех выше, ибо оно не дает разлениться душе.
Отец Михаил приподнял голову и перекрестился.
- Отче, так и старец Силуан Афонский говорил. Он еще о духовных бранях много сказал полезного.
Мое замечание заинтересовало схимника.
- А кто он такой?
- Русский монах, подвизался на Афоне в нашем монастыре. О нем недавно хорошая книга вышла с его собственными записями. Написал книгу его ученик, отец Софроний. Хотите, принесу вечером?
- Принеси, принеси... А что он о духовных бранях говорил?
- Сильные духовные брани таковы, что держат душу на грани отчаяния: «Держи ум во аде и не отчаивайся!» Эти слова ему сказал Господь, когда он изнемогал от вражеских нападений...
- Да, уж точно... Временами нам и падения нужны. Для опыта... - Затворник устало посмотрел на меня. - Опыт духовный нелегко дается!
Вечером я принес старцу книгу, а перед отъездом еще раз зашел к нему попросить благословения на дорогу.
- Немного почитал твою книгу, Симон, сил-то у меня мало... А записи Силуана Афонского как Псалтирь - сильно слово его!
Сморщенной старческой рукой он благословил мою склоненную голову. Это было последнее свидание со старцем, принадлежавшим к удивительному поколению подвижников, прославивших Православную Церковь в годы коммунистического безбожия.
На Соловьевской улице меня ожидала новость. Ее сообщил расстроенный отец:
- А дом не удастся продать, сын, как мы с тобой думали!
- Почему, папа?
- Говорят, закон какой-то вышел о приватизации. Нужно владение приватизировать и правильно оформить все документы. А как это делается, я совсем не знаю. И кто эти законы там выдумывает? Как с ума посходили...
Услышав это сообщение, я тоже приуныл, поскольку различные документы и их оформление - не моя стезя, но попытался подбодрить отца.
- Не огорчайся, папа, придумаем что-нибудь. Будет еще и на нашей Соловьевской улице праздник!
- Нет, сын, праздников на земле - раз-два и обчелся, а остальное - горе. Скажу тебе, что говорил мне отец и что он слышал от своего деда. Из тех людей, которых ты видишь вокруг, через сто лет никого не будет в живых. А из тех, кого не видишь, сколько умирает в больницах и тюрьмах? Кроме них, сколько людей погибает в пути, в тяжелых трудах, в тяжбах друг с другом и ссорах? Из горстки оставшихся, которых мы видим на улицах, - кто счастлив? И могут ли они удержать свое счастье? А если не могут, - счастье ли это?
- Ладно, папа, Бог даст, все сделаем. Посоветуемся с отцом Кириллом. Возможно, весной, если живы будем, займемся домом, пока еще другие законы не вышли...
Эта новость дала мне повод спросить старца:
- Батюшка, почему так происходит? Когда приедешь куда-нибудь, то сначала все идет вроде бы хорошо, а потом искушения появляются и их становится все больше?
Отец Кирилл усмехнулся:
- Потому что сказано: В мире скорбны будете! Сатана духовно слеп и ищет души словно на ощупь. А когда найдет их по помыслам, которые окружают каждую душу, то воздвигает искушения. Обороняйся терпением, а если искушение начинает одолевать - побеждай его смирением. Мир - это место ошибок, а Христос - это смиренный мир премудрости Божией.
- Дорогой батюшка, у нас с отцом как раз такое искушение: нужно дом приватизировать, идти в мэрию, ходить по кабинетам. А там везде люди неверующие, и в этих учреждениях мне полный конец - духовно все теряю! Как себя вести, если грубят или говорят с издевкой?
- Если находишься среди благочестивых людей, благодари Бога, а когда попадаешь в среду неверующих, молись о них Богу - и охраняющая благодать не покинет тебя. В чем состоит главное исполнение первой заповеди Божией? Когда даже ни на секунду внимание не отходит от Христа! Монах есть тот, кто не причастен миру. Поэтому укрепляй непрестанную молитву, сживайся с ней, и она приведет тебя к Любви Христовой, искренней, нелицемерной.
- Спаси вас Господь, батюшка! Теперь планирую отца забрать поближе на Кавказ, чтобы его здесь одного не оставлять. И как мне держать себя в отношении новых послушников, которых я совсем не знаю? Что вы посоветуете?
Я поцеловал руку духовника, а когда поднял голову, встретил его изучающий взгляд.
- Никогда ничего не планируй, отец Симон. Когда мы отказываемся от наших планов, Бог открывает Свой Промысл человеку. Посмотрим, посмотрим, как твоего отца устроить... Нужно хорошо помолиться. А в отношении братии своей кавказской запомни, что следует учиться любить людей больше, чем они любят нас, чтобы не остаться должниками любви...
Скрепя сердце я отправился в мэрию и подал документы на приватизацию дома. Там услышал следующее:
- Ожидайте решения. Мы вам сообщим.
- А сколько ждать?
- Имейте терпение. Видите, какая у нас гора документов? Ох уж эти священники! Занимайтесь своими делами, а нам дайте заниматься нашими...
С этим напутствием я вернулся домой.
Отец с нетерпением ждал моего рассказа.
- Сдал документы, папа. А когда их оформят, неизвестно.
- Будем ждать. Главное - начало... - Он явно повеселел.
С отцом Филадельфом мы прибыли в Сухуми. Теплый осенний ветерок серебрил медленно остывающее море. Желтизна чуть тронула зеленые тополя. Отдав хозяевам - матушке Ольге и дьякону Григорию подарки, мы увидели перед собой стол, уставленный пирожками и варениками с картошкой.
- Первым делом отведайте моего борща...
Хозяйка поставила перед каждым из нас по огромной тарелке, налитой до краев. Мой спутник умоляюще взглянул на меня.
- Матушка, это очень много для нас! Простите, мы не сможем столько съесть, - попытался я отказаться от обильного угощения.
- Отец Симон, Глинские отцы и голодать умели, и покушать: у них в тарелках ничего не оставалось, все съедали!
- Так то отцы, нам до них далеко...
- Ладно, ты, как старший, можешь не есть. А вот твой батюшка пусть все съест, для смирения!
Отец Филадельф стоически съел всю предложенную порцию.
- Что там старец говорит? Что нас ожидает? - матушка внимательно ждала мой ответ.
- Говорит, что последние времена идут. Придется очень плохо всем... Войны и гонения начнутся. Одна ненависть останется...
- Точно так и отец Виталий писал: такая война в мире начнется, что крови по колено будет. Человек человека станет искать и не найдет - всех злоба уничтожит. А вот в Абхазию антихрист- то и не успеет прийти, не до нее будет. А вы все, пустынники, здесь соберетесь...
- Ну, ты, мать, снова за свое, - прервал ее хозяин. - Може, так будэ, а може, и не так.
- Так, так! - твердо стояла на своем матушка. - А старец, отец Кирилл, возьмет свою палочку и пешочком сюда придет! Тогда ни поезда ездить ни будут, ни самолеты летать, ничего не будет... Ох, Господи!
После трапезы мы помолились у икон и прочитали Акафист Иверской иконе Матери Божией. Милая моей душе чета молилась усердно и сосредоточенно. За простенькими занавесками в окнах искрился последний отблеск вечерней зари, тепля в сердце тихую успокаивающую надежду и вселяя в него уверенность, что Бог рядом, в самой середине наших объединившихся в молитве сердец.
В Святом Духе Твоем, Господи, больше жизни, чем в плоти и крови тех, которые не знают и не имеют жизни в святой твоей любви. И лишь чистое сердце внемлет призывам Твоим, и еще - кающееся сердце, не дерзающее поднять изобилующие слезами очи свои на светлый образ Твой, Христе, в глубины его. Иногда далек я становлюсь от Тебя, Возлюбленный Спасе, дабы в смирении познал я, что дух мой омертвел более камней, скатившихся долу. Но с благодатью Твоей, Боже, Ты вновь пробуждаешь меня из усыпления миром, возвышаешь к молитве, надеваешь на руку перстень упования, а на главу возлагаешь святую десницу Божественного созерцания, дабы уразумел я, убогий, всесветлое осияние Троичности Твоей и узрел Тебя в свете блаженства Твоего, Боже Спасителю мой.
«АГЕНТ КГБ»
Господи, горек хлеб земной победы, ибо не в сладость она, если люди победили врагов внешних, а внутренних мысленных врагов расплодили в душе своей. Утратили ныне человеческие лики красоту свою и тщатся заменить ее масками и личинами, ибо вначале утратили они в душе образ Божий, прекрасный и благородный. Умножили люди болезни свои, изгоняя одну болезнь, приобретают несколько других, потому что оставили болеть и гнить душу свою, заболевшую безверием, гордыней, похотливостью и ненавистью. Землею, ходящею по земле, становятся люди, ибо оземлились души их и вросли в землю, став червями земными и забыв о том, что души их, словно Небесные птицы - могут летать в Небесах Царства Божия и воспарять в горняя на крыльях созерцания. Призри на нас, Боже, не дай нам стать землею, проросшею корнями трав и деревьев, но даруй нам силы познания, чтобы мы смогли обнаружить внутри прозревших душ наших небо Небес духовных с незаходящим Солнцем правды - Возлюбленным Христом.
Аркадий встретил нас скучный и потерянный.
- Что случилось?
На мой вопрос он отреагировал странно:
- Особо ничего не случилось, батюшка. Просто у нас с Евгением никак отношения не складываются. Все время спорит и перечит, что ему ни скажу. Еле вас дождался... Хорошо, что вы наконец приехали!
В нашу кухню набилось все монашеское население Псху - послушники и трудники. Аркадий хлопотал с обедом, а Евгений топил печь. Он засовывал в открытую дверцу жерди длиной метра четыре. Оттуда вырывались жаркие языки пламени вперемешку с удушливым дымом.
- Женя, почему ты не распилишь жерди на короткие поленья?
Я не выдержал дымного чада, застилавшего летнюю кухню едким облаком.
- Батюшка, так удобнее! - ответил он, не оборачиваясь и засовывая в печь очередную жердь.
- Лучше распили ее. Мы же здесь все угорим!
Я взял вторую пилу, и мы вдвоем быстро распилили дымящиеся хлысты на дрова. Дыму в кухне стало поменьше. После обеденного молчания, когда затих стук ложек, все взгляды устремились в мою сторону.
- Отцы и братья, духовник Лавры архимандрит Кирилл благословил всех, - кто живет в скиту и кто желает здесь принять постриг, - оформиться официально в Лавре. Только нужно свои прошения передать в канцелярию.
Я ожидал радостных восклицаний, но встретил лишь одно гнетущее молчание.
- Если можно, отец Симон, то я бы не хотел подавать прошение в канцелярию, - подал голос иеромонах Ксенофонт, сидевший рядом со мной.
- Почему? - недоумевая, обернулся я к нему.
- Потому что я уехал от всех этих канцелярий, а теперь снова туда не хочется обращаться...
- Мы тоже не будем оформляться в Лавре! - Евгений оторвался от работы и присел к столу. - Там же одно КГБ, куда ни пойди!
Его поддержал послушник Филарет:
- Знаем мы этих масонов, с ними только свяжись! Антихрист потом через эти документы всем на лоб печать свою поставит...
- В лаврской канцелярии хорошие православные люди работают, мне они давно знакомы! - запротестовал я.
- Если даже они хорошие, то ими правят нехорошие люди. Одно на другое и выходит. Теперь нужно по лесам прятаться, а не по канцеляриям ходить! - заспорил со мной незнакомый трудник лет под пятьдесят, с острой бородкой и в рваном подряснике. - Я вот специально на Псху приехал из Нового Афона, чтобы там не связываться с документами. И паспорт уже выбросил. Зачем мне оформляться?
В воздухе повисло непонимание и раздражение.
- Ну как хотите... - разочарованно произнес я. - Силой вас никто не принуждает. Только теперь, чтобы споров не было, благословляю все разговоры о КГБ, масонах и антихристе прекратить.
- Вот это и есть экуменизм! - Трудник злобно посмотрел мне в глаза. - Вы сами экуменисты и всех хотите туда затянуть! Почем знать, что вы тут делаете? - ядовитым голосом произнес он.
- Спасаюсь, как и вы.
- Знаем мы таких спасающихся... - Он, похоже, испытывал ко мне полное недоверие. - Что вы скажете насчет экуменизма? Разве это не антихристово учение?
- Антихристово, - согласился я. - Но мы же говорим о нашей жизни, а не об экуменизме.
- А зачем же вы нас туда тянете? - выступил вперед послушник Филарет. Он явно взял сторону трудника.
- Чем заниматься спорами, лучше молиться чистым умом! - поддержал меня иеромонах Филадельф. - Так говорил старец Силуан Афонский, который сторонился всяких спорных мнений. Все монашество стоит на послушании!
- Как хотите, батюшка, а мы записываться в Лавру не станем... - заключил отец Ксенофонт. - Мы не послушание отвергаем, а всякие подобные официальные документы. Они нам здесь ни к чему.
- Хорошо, договорились.
Расстроившись этим разговором, я вышел из кухни. Состояние уныния навалилось на меня, побудив еще расстроиться из-за того, что не сдержался и позволил себе расстроиться. Молитва словно спряталась в какой-то уголок сердца и стала еле слышной. Иеромонах Ксенофонт с двумя послушниками и трудником скрылись за лесным поворотом. Трудник оглянулся на меня, что- то втолковывая своим спутникам.
- Батюшка Симон, а что насчет моего пострига отец Кирилл сказал?
- Что, что ты говоришь, Аркадий? - не расслышал я, занятый грустными думами о произошедшей размолвке.
- Говорю, что отец Кирилл вам благословлял насчет моего пострига?
- Прости что забыл сообщить: батюшка дал свое благословение на пострижение тебя в иноки!
- Слава Богу, а то я уже истомился... - Послушник радостно перекрестился. - Только по поводу документов извините меня! Я тоже сомневаюсь... Может, не стоит с канцелярией связываться? - умоляюще сказал он, крутя пуговицу на подряснике.
- Хорошо, хорошо, - устало согласился я.
- Да, непростая тут у вас жизнь, - подытожил иеромонах Филадельф. - Но зато сразу все стало понятно. Без монашеской дисциплины какое может быть спасение? Одно разгильдяйство! Все-таки монастырь закладывает самый фундамент духовной жизни через послушание. Нет послушания, нет и смирения, как отец Кирилл в проповедях говорит. Само собой оно не появится.
На следующий день после исповеди на литургии мы совершили пострижение послушника Аркадия в иноки с именем Харалампий, в честь священномученика, которого он так любил. Молитвенное пение отца Филадельфа чрезвычайно умилило меня: его негромкий хриповатый голос с приятным тембром настолько был наполнен благоговением, что всей спиной, стоя у престола, я чувствовал его сосредоточенную молитву. После Литургии все братство поздравило сияющего от радости инока. О прошлом споре по поводу экуменизма никто не упоминал.
- Батюшка, на сердце, вот тут, такая радость... - Харалампий показал пальцем на свою грудь. - Благодарю отца Кирилла и вас! Только нужно мне наедине поговорить с вами... Как же мне все-таки вести себя с Евгением? - спросил он, когда мы пошли по лесной тропинке, усыпанной облетающими с деревьев буковыми листьями.
- Ты инок, значит, старший по скиту, когда меня нет.
- Понятно, только от него я все время слышу: «Какой ты старший? Ты же ничего не знаешь! В Москве на кладбище могилы копал!» - Инок скорбно понурился.
- А ты что, правда могилы копал?
Мы присели на пеньки во дворе.
- Копал, разве я вам не рассказывал? Что ж, работа хоть и трудная, но хорошая и зарплата неплохая. Только жена из-за этой работы меня возненавидела. И начались у нас разногласия. Прихожу с работы, супруга не выходит из комнаты. Ладно. Включаю телевизор, сажусь, смотрю футбол. Она подходит молча и переключает на кино. Я снова, тоже молча, включаю футбол. Она - свое кино. Я - футбол. Потом жена бежит на кухню и выбегает с вилкой, я хватаю крышку от кастрюли - сражение по полной! Так и ушел из дома, все ей оставил. Но не печалюсь. С Богом везде хорошо! А теперь еще Бог сподобил стать иноком Харалампием... Как Господь премудро устроил, слов нет... Я все могу потерпеть, отец Симон, только пусть мой напарник на меня не наскакивает...
- Хорошо, отец Харалампий, я поговорю с послушником.
А пока мы втроем ушли в горы. За плечами поскрипывали тяжелые станковые рюкзаки. Сильный запах горелой пластмассы от вылезших на тропу белых гусениц, с раскраской под зебру, дурманил голову.
- Ну и вонь же от них! - поразился отец Филадельф.
- Специфика! Обитатели Кавказа - шутил Харалампий. - Осенью все тропы ими заполнены. И откуда они берутся? Приходится терпеть, когда по дебрям идешь в уединение.
На очередном привале у водопада, набравшего силу от осенних дождей, лаврский иеромонах, оглядевшись, сказал:
- Все-таки красота здесь, надо сказать, необычная! Такой я еще нигде не видел... И просторы какие - дух захватывает... В общем, думаю, жить можно.
- А если можно жить, то оставайся! — Иноку явно стал близок этот серьезный вдумчивый парень. Уже возле кельи, когда мы сняли рюкзаки, отец Филадельф, словно продолжая разговор, заметил:
- Что ж, можно и остаться. Только нужно все дела дома закончить: маму поближе к Лавре поселить. Тогда и приеду... - Иеромонах, по-видимому, обдумывал какое-то решение. - Не знаю только, в скиту поселиться или рядом с вами, отец Симон? Здесь просто удивительно все красиво...
Мы остановились, любуясь внушительным видом противоположного склона ущелья. В синем звонком небе плыла вершина Чедыма, по которой наискось срывались полосы дождя, от набежавшего с моря клубящегося облака, подсвеченного заходящим солнцем.
Иеромонах вскоре уехал, радуясь переменам в своей жизни и договорившись со мной, что он будет принят в наш Иверский скит. Осень все больше властвовала в окрестных лесах, разбросав по опушкам рыжие пятна осыпающихся осин. Подгоняемые непогодой, мы спешно готовились к зиме.
- Евгений, нужно переговорить с тобой, - остановил я послушника, который шел к ручью стирать свою одежду.