Й день. Гурудев и шопинг




10 марта

С утра народ поехал без меня обходить Говардхан (со мной же долго! А так - обойдут быстро, покажут мужу, как меня потом вести - и мы с ним вдвоем сходим). С одной стороны, обидно, что я сегодня не увижу Радха-кунду и Говардхан, с другой - зато могу покуролесить одна! И я, с одутловатой после вчерашнего физией, но иду на лекцию Гуру-Махараджа в русский дом. Там - не знаю, на самом ли деле так, может, это всё моё больное воображение - ловлю на себе сострадательный взгляд Гуру, будто он вот в сердце моё посмотрел и пожалел меня с моим вчерашним срывом. Я от неловкости прячу глаза, делая вид, что ищу бутыль с водой (без бутыля по жаре ходить просто невозможно) и снова плачу. Какой у него бывает таки взгляд, как же я счастлива видеть его!!! И ещё он говорит, что во Вриндаван всегда приезжаешь по-разному. Иногда уже на подъезде - блаженство, иногда - очень тяжелое состояние. Снова вот будто ловит мои ощущения. Ну, все говорят, что Гуру отвечает на самые насущные вопросы. И я это давно заметила. Лекция - о том, что центры торговые заманивают-засасывают людей, предлагая им свой райский комфорт - только плати, что это мнимое счастье, и что настоящее счастье - свой дом и огород, выращенный своими руками. Думаю - и чо теперь? Бросать имиджмейкерство с шопингом? Погрязнуть в саду-огороде? Ну, раз Гуру говорит так делать... прям задачку задал... у меня ж сегодня в планах - шопинг!

Но таки забегаю домой переодеться-взять лакшми, и еду одна (говорят, во Вриндаване лучше матаджи одной не ходить, а мне сегодня пофиг! Пусть только кто тронет!) на Лой-базар в магазинчик "Ганготри" покупать, что вздумается - психотерапия мне нужна после вчерашнего. И когда подхожу брать рикшу... в спину меня тычет рогом мой телятя! Ластится так, что чуть не продырявил мне спину и пузо! Я только ойкаю. Индусы смеются, говорят, купить ему банан. А я боюсь, что пока покупаю, он меня таки проткнет, поскорее - на рикшу... Кофту до сих пор не могу отстирать от следов его рогов...

Как же я оторвалась в «Ганготри»!!! Эт такой магазин, где фиксированные средние цены и фабричное качество одежды. Не особо элитно, но практично. Мои товары - для больших дамс - оказались на третьем этаже. И мы там с мальчиком-продавцом на уши весь этаж подняли. Я скакала от радости, когда находилось то, что нужно (стеллажи - три метра), он немного мог по-русски - подсказывал мне нужное. Там была ещё одна девочка, искала кофточки-платьишки себе-маме - вот где тоска зеленая. По часу одну шмотку разглядывала, откладывала. А мы в темпе вальса набрали с продавцом мне приличную гору курт и штанов - и я выбрала оптимальное. Наконец-то мне не придется носить эти сари и юбки!!! Как же надоело-то, как же я от них устала!!! Причем я так вошла в раж, что не особо продавца слушала. Он говорил, что нет на меня штанов - а я находила. Если мне что-то нужно, я все равно найду!!! Купила и дочери, и маме шмоточек. Не стеснялась говорить, чтоб заменили, если были грязные пятнышки, и мне доставали фасончик той же расцветки, который оказывался ещё интересней. В-общем, я была в своем пространстве, отрывалась и кайфовала. Потом на втором набрала платков, еле нашла себе синий подъюбник, неудачно померила юбку - так, что двое продавцов снимали-тянули вверх с меня её. Натянуть-то натянула... Ну, даже смешно было...Сударшана устроила мапет-шоу... Мне дали в подарок брелочек с Радхарани, потратила половину взятых с собой лакшми (ну, не всё сразу...). И такое удовлетворение!!! Не, если я и не стану имиджмейкером, шопотерапией все равно заниматься буду, да простит меня Гуру-Махарадж...

Когда ехала обратно на рикше, какой-то полулысый полный индус на соседней рикше пытался со мной заигрывать (ага. Одна еду!), но когда я сказала "но андестенд, Россия" - он быстро отстал. Испужалси нашего брату! Кстати, в Майапуре со мной тоже на бенгали продавец заговаривал. Ну, загорела - вполне стала похожа на индуску средне-преклонных лет... муж говорил, что не похожа, а мне кажется, очень даже похожа. Только они не такие седые в моем возрасте...

После вечерней лекции (сказали, что последняя, но после ещё пара была) Гурудев раздавал бананы, посмотрел на меня и улыбнулся. Конечно же, только мне и узнал! Как же иначе! Не переубедите, что не мне и не узнал... Кстати, на личный даршан мы в Майапуре ещё записались. 79-е в очереди, ага. А за неделю в Майапуре прошли только 10 человек из очереди - Гурудев подолгу с ними общался, так что я и не рассчитывала на даршан. Ну, не судьба... Да и что бы я сказала? Я не знаю, что говорить... эмоции одни. Всё ж хорошо - че тут говорить. Дхама. Духовный опыт. Чудеса... Чистка... Шопинг... мне больше ничего не надо...

21 день. Три главных храма

11 марта

Как-то незадолго до поездки я написала стишок со словами «День с Радха-кундой сулит и на утро – Мадана-Мохан!». И ведь так и было! На Радха-кунду мы попадали исключительно днем, а в Мадана-Мохан сходили утром! Вот именно 11-го числа утро началось с него. Потому что Вове с Ксюшей завтра уезжать, и надо нам всем объехать три главных храма - Мадана-Мохана, Говиндажди и Гопинатха (ух, как я ждала встречи с последним!!!). По дороге «зацепили» и другие. Ну, всё по порядку.

Сначала, с утреца, мы зашли в нью-Мадана-Мохан. Дело в том, что мусульмане оскверняли алтари - животных там резали, и старый храм теперь после этого больше как музей. В нью- нас встретила очаровательная пуджари-бабулечка. Сами Мадана-Мохан и Радхарани... ну, я пыталась медитировать на состояние встречи-разлуки, но что-то плоховато получалось, просто ощущение - что все дома, тепло и хорошо. Любовалась бабулей и её тремя внуками - девочкой-подростком и двумя близнецами-пострелятами лет пяти с шапками волос на голове-грибочком. Ой, какие беспечные-веселые детки! У обоих - длинные монгольские глаза... как у Мадана-Мохана...

После мы поклонились самадхи Санатаны Госвами и пошли к самому храму - на холм-тилу Двадашадитья (холм 12-ти солнц). Там отдыхал Кришна после игр с пастушками, подзамерз - и появилось 12 солнц, чтобы Его согреть - поэтому такое название у холма. Храм очень красивый. Я раньше всё пыхтела-говорила, что архитектура восточная (индуистские храмы) слишком тяжеловесная - и по форме, и перегружена рельефом. Это всё обман зрения на картинках!!! Очень легкие, гармоничные формы, на самом деле, очень, как говорит Према-мурти, ритмичный декор, выверенный ансамбль - ничего лишнего и грамоздкого...в-общем, всё в превосходной степени! Глаз не просто любуется, а прям пищит от восторга... и всё хочется рисовать...

После мы подошли к паре маленьких строений слева от храма, на самом холме - там живут пуджари, семья, которая следит за храмом. Маленький проходной дворик! Это - вся жизнь на виду у паломников... Посуду чистила явно мама пострелят - с узкими длинными глазами. Кранчик колодца - волшебный, если попьёшь из него воды - гарантирована према. Само собой, все на него накинулись... По краю холма - небольшой палисадник с растениями, в том числе щучьим хвостом. Шьяма тыбзит листочек - чтоб дома вырастить. А у меня снова моё дежавюшное погружение - в открытой двери сарайчика вижу - мурти святого лежит. Думаю - как искусно сделано, прям как живое, че ж оно там-то...а мурти зашевелилось. Это дедушка оказался старенький. Во сне у меня сколько раз это было: приглядывалась вот к такому же дверному проему-пыталась рассмотреть, что внутри, и так же там начиналось шевеление... В-общем, я уже кучу лет там - по Вриндавану - бродила во сне, в другом измерении, просто нынче приехала туда в этом - всего лишь в очередной раз...

Разглядывая красоту холма и храма, смотря на место, где сидел Кришна, я взмолилась " Кришна, вот всё прекрасно, но почему я такая тупая, почему не чувствую Твоего присутствия, не вижу духовную реальность?! Дай глянуть хоть одним глазком - по милости Твоей!!!» Спускаемся по лестнице, фотографируемся всей толпой на ступенях, сзади мальчик лет десяти играет - бросает на лестницу пустые бутылки и слушает, как они стучат... у меня вдруг мысль - вот непростой это мальчик! не просто так он за нами идет. Оборачиваюсь на него посмотреть - почему-то замедляется время, я очень долго поворачиваю голову... и вижу ярко-ярко голубые глаза мальчика и белозубую улыбку, правильные черты лица. Такой красивый, нереально красивый!!! Думаю - ну, не видела ж у индусов таких глаз, может, мне почудилось. Ещё раз оборачиваюсь, чтоб удостовериться - вообще другое лицо. Обыкновенный мальчик с карими глазами, неправильными чертами лица. Не улыбается... И тут меня торкает - может, это проявился по милости сам Кришна? Всего себя не показал - только лик? Ну, вот не знаю. Что было - то было, не вру и не сочиняю... Глюками вроде б постоянно не страдаю - вполне адекватна...

Потом мы поехали на Лой-базар. Полдень, жарища, жуткие пробки - выходной. Затарились уже основательно: и мужа одели в новые дхоти-чадары, и всей родне набрала одежи, и параферналии поискали и прочие заказы от преданных. Мой любимый продавец на третьем в «Ганготри» меня помнил - встречал с улыбкой, мы с ним снова с приличной скоростью выбрали наряды снохе и дочери, потом ещё пришлось мужа ждать, гуляющего по соседнему книжному. Я отыскала, хотя мне сказали "детского нет", курту в одном отделе и алладинки в другом внучку. Вообще не надо верить, что там говорят - самим рыть-смотреть. Вернее будет. Откопала умопомрачительные шелковые переливчатые шарфы, девчонки нашли полосатых пару стильных... Эх, время б и деньги порыться там - столько б всего можно было отыскать удивительного... А ещё нас с мужем сфотали на лестнице - на память для магазина, с пакетом))) приятно)))

Вечером - по остальным храмам. Поехали на рикше в противоположном Лой-базаровскому направлении. Сначала - нью-Говиндаджи. Храм свежепокрашен в зеленый - редкость. Инкрустация - гроздья винограда. Мне кажется, Божество Говинды - самое веселое, какое-то по-децки легкое и невесомое. Ну, это - моё ощущение. После - в сам знаменитый храм Радха-Говинды, архитектурный шедевр. Уже темнеет, и вот он - на холме, уносящийся в небо, весь усыпанный обезьянами. Был 7 этажей - аж виден из Агры, и мусульманского начальнико это злило - он снес верхние этажи, оставив три. Но и они - величественны и умопомрачительно прекрасны! Когда мы обходили храм, я ахала от восхищения... да слов просто нет, какая красота - музыка, а не архитектура!!! И внутри - своды, капители... всё настолько воздушно, утонченно, изысканно, пропорционально, стремительно-летяще... обязательно пойду днем любоваться на этот храм в следующий приезд. Зависать и ахать. Просила мужа пофотать, но в темноте ничего не вышло...

После по узким улочкам, в которых еле разъезжаются рикши, гоним до самадхи Биламангала Тхакура, который выткнул себе глаза, чтоб не соблазняться красотой женщин. После - в храм Гопишвара-Махадева - Шивы, хранителя Вриндавана, приземистый и весь какой-то черный. Там народу - толпища. Мы снова шептали на ухо Сурабхе свои желания, били в колокол под потолком (хоть и низким, но мне пришлось подпрыгнуть), били поклоны Божеству, во второй половине дня одетому в костюм гопи по традиции (он же во Вриндаван проник, превратившись в гопи, но не успел придумать себе легенду - и так был обнаружен служанками Радхарани). Молодые индусы носятся по храму со скоростью ветра и выпученными глазами... куда спешат? Непонятно... После мы идем в храм Амия-Нимая, где мурти Гауранги - в полный рост, два метра...

Заключительная часть путешествия - долгожданный храм Гопинатха. Храм тоже на холме. Там - бежевые стены. Всё те же, как в большинстве храмов, ворота, внутренний квадрат двора с открытым небом, где идет поклонение Туласи и по нескольким лесенкам за колоннами - ниша для божеств. она закрыта, откроют через полчаса. Наша группа и ещё небольшие несколько сидим-ждем, подпеваем киртан, который запел пуджари. Очень красивый киртан. Жаль, нет памяти - запомнить его слова и мелодию, хоть и простой... Божества открыты только 5 минут. Закутаны в чадары - одни лики видим. Холодно же типа - вечер. Лики те самые - загадочные, нездешние, унесенные - как я и ожидала. Насколько близко и тепло с Мадана-Моханом, насколько порхающе весел Говиндажди, настолько же далек и неуловим Гопинатх... и необычайно притягателен, завораживающе манящ...

Муж, идя по улицам Вриндавана - возвращаясь домой, говорит "Идешь тут и кажется, что ты на другой планете, абсолютно всё нереально". Ну, да, так - другой мир, всё совсем не по-русски. Меня чуть не давят рикши в этой тесноте... прижимаешься к стене, втягиваешь живот...И больше - даже в храмы - не надену сари или гопитрес. Невозможно так ходить-задирать юбки или спотыкаться-путаться в них...

День 22. Говардхан, Радха-кунда

12 марта

Проснулись в 4 утра - поехали с мужем на Говардхана-парикраму. Это после вчерашней гонки по храмам, когда ноги уже кирпичами. Ну, а куда деться - очень хочется на Радха-кунду! Нас предупреждали, что на рикше утром - очень холодно. Я замотала голову в шарф мужа - и норм. Вполне сносно. Ветер, конечно, прохладный, но уж не лютый никак. Према-мурти с нами поехал - тож там куда-то собрался. Выходим у начала парикрамы... и выходит откуда-то Гурудев. Тоже поехал, говорят, один с матушкой по святым местам. У меня настроение улучшилось - считай, идем с благословения Гудурева! Он сел на повозку, а мы почапали. Према-Мурти с товарищем тож с чего-то решили обойти Говардхан.

Я понимаю, что это - асказа во имя Кришны. Все 24 км надо протопать постараться, зайти на кучу кунд и в храмы ещё при этом. Но чтоб ещё получить какие-то эмоции и реализации, когда ноженьки отваливаются... Не, у меня так не вышло. Я просто терпела, пока могла, а потом - рухнула. Муж ещё пытается вдохновить "по этой пыли бегал Кришна"... ой, ну, бегал, а я - ползу. С трудом. По горячему песку, по камешкам мелким, по асфальту, муж даже пару колючек поймал...

По дороге, конечно, как и везде во Вриндаване - не соскучишься. Повсюду обезьяны потешные снуют, коровы гуляют - травку жуют и отдыхают, кабаны с кабанятами бегают и чешут спины о деревья. Мы видели 4-х павлинов. Говорят, это - хороший знак. Очень хотелось увидеть голубых оленей, но - увы. Увидели только 3-х голубых телят в стаде деревенском. Ну и цветущие деревья. Я попробовала собрать семена, но положила в полиэтиленовую папку раньше времени - сгнили...

Дорога идет то по поселку, то по парку около Говардхана, то вообще по широкой автостраде. Я-то думала, будем идти и идти вокруг Говардхана по дорожке... На автостраде мы зашли в кафешку что-нить перекусить. Сколько раз и она мне снилась! Всё не могла понять, что я в совковой столовке делаю... я там с закрытыми глазами всё помню.

В начале пути холм - медно-малинового цвета с белыми прожилками, за поворотом - цвета грозового облака, серо-голубой. Заходим первым делом на озеро Кусум-саровар, место, где Кришна Радхе волосы расчесывал. Там на другом берегу - роскошный архитектурный ансамбль, зеркально отражающийся в озере. Поэзия. А рядом с нами гуляют огромные гуси. Я смерть как их боюсь, но не тронули они меня. После идем в храм Радха-вана-бихари, посвященный той же лиле. Там раздают наклейки с картиной расчесывания. Потом заходим на кунду Манаси-ганга, где под крышей - язык Говардхана, после - Говинда-кунда. Это вот идешь и заходишь и кланяешься... бесконечно... так больно ноги!

В одном месте подошли-обняли Говардхан - камушки высокие, попросили у Него милости. Я пока к большим шла, от усталости два раза на пару мелких острых напоролась, а это – грех, наступать на Говардхан... В-общем, тот ещё экстаз... обломы одне…

На участке, где на Говардхане храм Дауджи, я уже надела тапки. Не смогла больше босиком. Неподалеку в глубоком песке нас атаковали дети-попрошайки, целая банда. Один полез к мужу в рюкзак, я ему показала кулак - отошел, висли на нас нагло, дергали. Две малявки взяли меня сзади за краюшки курты, повисли - и катятся по песку, а я вези их, как бурлак на Волге. Чет мне это всё быстро разонравилось. Ну его это вайшнавское смирение - ноги отваливаются, а тут ещё эта саранча! Я наорала на деток, малявок просто взяла за руки и отцепила (и притрагиваться к этим маленьким ручкам приятно, и злая на них – прям букет эмоций!). Пошла взяла пустую бутылку - одному подростку поддала по мягкому месту. Но, благо, подошел какой-то индус и разогнал прилипал, не дал мне грех на душу взять...

Дошла я в тапках до Сурабхи-кунды, не переодеваясь - не было сил - плюхнулась в прохладную воду, аж поплавать смогла (там можно). Всё. Ног больше нет. Теперь на рикшу. Прошла я где-то километров 10-12, может, половину парикрамы, может, меньше. Честно говоря, это был мой последний подвиг. Больше, конечно, пешком не пойду. Так я тупею, становлюсь злобной ворчливой старухой - и какое нафиг парикрамное настроение, какие реализации!

Около Радха-кунды сползаю с рикши, кланяемся самадхи Рагунатхи даса Госвами (ой, вот это помещение тоже сколько раз снилось!), представляю себя куском испражнений (как учил Гурудев. С нынешним моим состоянием я - оно и есть), и на коленях по крутым ступенькам спускаюсь в воду... Кришна! Радха! Сколько же в этих водах любви и нежности!!! Я, обалдев от ощущений, трижды окунаюсь - не хочется выныривать!!! Как могу, пою Радхарани славу, благодарю, что Она пустила меня, никакущую, в свои воды. Выхожу. Там не положено долго задерживаться. На месте, где я окуналась - белые разводы, будто в зеленую воду кунды налили молока (в ней присутствует молочный океан, бьет ключом). И у меня состояние - полного, незамутненного ничем счастья и блаженства. Теперь надо идти в Шьяма-кунду, а потом ещё раз - в Радха-кунду. А сил-то нет! Я, пытаясь набраться сил и как-то отдохнуть, ползаю по ступеням вниз в Шьяма-кунду и обратно. В Шьяма-кунде - ощущение свежести и чистоты. Там вода пресная, в Радха-кунде - соленая, хоть они и соединяются под перешейком. Ну, там всё - мистика. Это ж самое святое и возвышенное место во вселенной, самая-самая проекция духовного мира на Землю...

Только вот когда я набираюсь сил для того, чтоб ещё раз окунуться в Радха-кунду, рядом дерутся мальчишки. Они там магнитами на веревке деньги со дна собирают, а потом дерутся-делят добычу. Никто на них не обращает внимания, муж мой куда-то ушел, а я не знаю, что делать! Встать и разнять их не могу - сил нет. Взмолилась "Кришна, как мне быть?! Что за лила?!" Я ж не могу это видеть, один на другого ведь уже магнитами замахнулся - голову щас проломит! И я снова начинаю орать на маленьких бриджабаси. Я не люблю голос на кого-то поднимать вообще. Но если ору, это такой громовой мужской бас. Мой муж ни разу не слышал, как я ору. И у Говардхана он сам аж меня испугался, а тут подростки опешили. Остановились - смотрят на меня, пальцами тычут. Но потом все равно ещё дрались. Ладно, не раскроили головы. Мне странно, что индусы не реагируют на это.

Ещё я видела настоящих ведьм. Пожилые индуски предлагали пушпу и благовония Радха-кунде со сосредоточенными лицами. Полное ощущение, что сейчас сядут на метлы и - "в добрый путь!"

Естественно, оставшуюся половину дня я валялась на кровати..и кайфовала, вспоминая ощущения от вод Радха- и Шьяма-кунды. Это были самые сильные ощущения всего моего путешествия, просто пик, кодансовый аккорд. Только ради этого стоило всё вынести и приехать в Дхаму...

Дни 23, 24. Экадаши и двадаши

13 марта

В этот день, прочитав джапу, я продрыхла до 11-ти часов. Хоть и экадаш, а тело требовало ещё передохнуть. Потом у Према-мурти была абхишека Гирираджей его и ещё одного знакомого преданного – Тарака туласи - и шилограмм. После мы попировали чаранамритой и сладким салатом, послушали рассказы знакомых об их служении и пошли с мужем для начала на воспевание в храм. В экадаш повоспевать - само мило дело.

В Кришна-Баларам мандире воспевают 24 часа в сутки. Так хотел Прабхупада, так завещал Аиндра пр. Мы были там где-то часа два. У меня болело горло от вентиляторов по ночам, но когда воспеваешь с хорошим киртанией - обо всем забываешь. А там один был - просто в гостях у сказки. Мне кажется, японец. Может, китаец голубых кровей - тонкий, узкоглазый, нос с горбинкий. Так грамотно, так качественно и утонченно, так душевно выводил изысканные мелодии - закачаешься. Такое повторить трудно, но слушать его - просто сердце тает. Он и на мриданге играл - просто аспирантура. Я на седьмом небе была от его киртана. Вот бы узнать, что за музыкант...

Потом мы покупали необходимое, что продается только в храме - гоняли по территории в поисках и ожидании, а вечером пошли в дом к пожилому Махараджу Гунаграхи дасу Госвами, который уже по состоянию здоровья не может проповедовать, зато у него каждый вечер - киртан и прасад. Атмосфера в доме - богемная. По стенам - графика художницы, которая тут же сидит - рисует киртани и публику. Собирается, насколько я поняла, постоянная "клиентура" - в-основном молодые музыканты, одетые по последней вайшнавской моде: вокруг шеи - огромные кхантималы в несколько рядов, все в татуировках санскритских и Божествах, в ушах - тоннели или сережки из туласи, форма одежды - свободная тусовочная. В-общем, крутота. Поют профессионально, но больно уж разухабисто-громко. Один киртания мне таки понравился - как-то заунывно по-русски затянул, страдательно - похоже на моего любимого Дхруванатха. Остальные - ну, как-то всё больше или виртуозы или драйвовые ребята, не особо там душевно, больше по-молодецки весело. Не выносило меня от них так, как давеча в храме. Тюменские девоньки там были, тоже из постоянных, но в крутоте прикида прочей публике уступали: эдакие купчихи посреди богемы...

На прасад мы с мужем не остались - слишком много было народу, неловко было объедать Махараджа... а вообще получился экадаш что надо...

Когда русский киртания даванул комаринскую, я закрыла глаза и увидела папочку. Говорю ему - ну, смотри, дорогой, как у нас хорошо, а ты не хотел принимать мою веру. А папа смеется и выплясывает вприсядку, по бокам себя нахлопывая - ему нравится это веселье...

14 марта

С утра я решила купить крем, как у Шьямы - через дорогу от храма в аптеке. Аптеки во Вриндаване так же как прочая торговля - в рыночных рядах. И забыла и название крема, уж меня пустили внутрь, всё обсмотрела - нету. Потом оказалось, что муж просто меня не в ту аптеку послал. Крем был в соседней...

Снова пришлось ехать на Лой-базар - докупать остатки заказов, потому что в прошлый раз не хватило лакшми и времени. Чет нам не везло в этот день - все банкоматы были позакрыты, мы не могли снять лакшми. В двадаши вообще мало что гладко идет - неверный мы день выбрали. Тем не менее, купили все остатки заказов, даже я нашла барабанчик, который мечтала Кирюше прикупить. Уже на выезде в конце его обнаружила, остановив рикшу побежала покупать...

Самая моя большая печаль - это серебро. Как же оно там красиво! Отыскали спецмагазинчик, где на полках - огромные серебряные вазы невероятной красоты... мне из под прилавка такие достали браслеты... я их искала везде и всюду - по всем лавкам, и вот они - изысканные, тех самых форм, что мне идут... по 3 тысячи, по 1700...эх... муж мне не позволил снять лакшми на такое удовольствие, потому как дома потом надо на что-то жить, в Тюмень ехать. Теперь мне по ночам будет сниться это серебро - манить и дразнить. Эт я ещё кольца не попросила достать - вообще б с ума сошла... мои гребаные эстетизьмы...

Вечером мы с мужем прогулялись до гошалы - насмотрелись на огромные загоны с быками, изредка - коровы. Чет вообще мало коров. Гурукулята там марафоны вокруг бегали. Здесь гошалы были чистые-убранные. Муж гладил коровок, я чет не решалась особо... вот прям как ходить в эти гошалы, если коровки - вот они, а молоко - только в магазинах. Настроение портится...

Дни 25, 26. Радха-кунда, Ямуна, дверки

15 марта

Утром во второй раз обезьяны стащили сушащееся бельё. Они его иногда просто до дыр жуют, иногда тыбзят и играют с тряпками, напяливая их на голову и гоняя в заброшке напротив нашей гостиницы. Сушим вещи в ванной на крючках, но не всегда все туда входят.

Муж ушел куда-то, я приоткрыла дверь для утренней прохлады, читаю джапу. Заходит огромный наглый самец обезьяний. Я ору на него – нуль реакции. Идет к столику с пакетиками дутого риса-орешков, хватает один пакет – и в коридор. Там обдирает уголок пакета зубами – лапа не входит. Додирает пакет до нужной дыры. Берет орехи – ему невкусно, бросает пакет на пол и недовольно удаляется. Вот же!!! Ну, здесь безотходное производство: что не съедают обезьяны – доклевывают птицы, что те не склюют – муравьи растащат. Живности, как и индусов – великое множество. И в Майапуре и во Вриндаване у нас в душевой живет по ящерке – там же влажно…

Сегодня снова едем на Радха-кунду. На рикше, с ветерком! Ой, я так рада! Колосящиеся поля пшеницы – запах от них такой родной, неспешная жизнь поселка при Радха-кунде… На входе к озеру стоят телятки – мы их кормим бананами. У одного, что поглаже-покрасивее, ушки такие длинные – как у спаниэля. Мне вдруг нестерпимо хочется купить малы из черной глинки Радха-кунды, муж покупает – я на седьмом небе.

Шьяма-муж-Према-муртик идут в несколько не посещенных ещё в окрестностях храмов, а я не иду – мне здесь, на кунде, хочется побыть с ней наедине, да подольше! С утра чет ещё настроение не ахти – то ли оскорблений насовершала, то ли просто утомило кочевое житье уже… надеюсь, что вот посижу тут – и всё рассосется…

А посидеть не дают. Вокруг же всякие жрецы, которые ягьи проводят! И вот один пристал ко мне «но рупии» - берет мою руку, заставляет что-то повторять «ом Шивая». Я лепечу – лишь бы отстал. Он на середине, само собой «уан рупии, фри рупии», а у меня нет! Уходит, слава Кришне. И я наконец – одна, сочиняю стихотворения для Радха-кунды. Ой, вот так бы сидела и сидела, прославляя волшебницу мою… Все дурные мысли улетучиваются, только радость остается… окунаться чет боюсь – под моими ногами плавают те же, что в Майапуре, огромные рыбищи, стаями. И водоросли нынче у берега вместо молочных океанов…

Когда рыбищи уплывают, я таки окунаюсь, продолжаю восхвалять Радхарани и просить её милости – и становится вообще экстазно…только когда спускаюсь не на коленках, то на первой же ступеньке в воде на ряске подскальзываюсь и лечу. Благо, держусь за цепь. А в голове – нуль испуга, только мысль «слишком много чести мне тут помереть». Приземляюсь на мягкое место, возможно, ударяюсь чем-то - даже не помню. В Шьяма-кунду и во второй раз в Радха-кунду уже без приключений окунаюсь.

Приходят мои спутники – всё, уже кайф от общения моего одиночного обломан. Нам проводят ягью вайшнавскую, заставляют произносить имя родителей, я произношу имя папы вслух – и слёзы снова. В конце ягьи надо над всеми горестями похохотать громко, чет у меня плохо это получается.

Потом сидим-ждем, когда Према-мурти дочитает джапу. Уже утомительно. Надо здесь быть одной, компания – мешает. Единственно, что меня ещё погрузило, что муж показал место, где купалась Джахнави ма. На том месте окунается красивая матаджи во всем фиолетовом (а вдруг это – сама Джахнави?!), рядом – плещутся обезьяны… Мне ведь вначале тоже там хотелось сойти, но муж повел дальше…

После пытаемся попасть на обед к Шьямарани (до этого три дня были на перекусах, и она уходила на парикраму, и мы не успевали), а она уже не готовит. Говорит, вполне можно сходить на общий обед, мол, по милости всё переварится. Сходили. Рис, лепешка и дал не острые – я постаралась наесться, сабджи острое мужу отдала… вечером у меня вздулся пузырь на месте и так не маленького моего пузика, после три дня у нас болели животы. Не, не для нас эта пища. А народ уплетает вовсю – и хоть бы хны… в оставшиеся дни мы снова сами покупали в магазинах помидоры-огурцы-йогурт на салатики, закусывали паниром с хлебом и фруктами. Это были наши завтрак, обед и ужин. Иногда ходили есть пиццу или сэндвичи при храме. Вторые здесь оказались острыми для меня. На пицце, хоть и свежей, были провансальские травы – орегано с майораном, я их не люблю. Но деться было некуда – приходилось есть. Не, в следующий раз, если поедем в Дхаму, куплю кастрюльку электрическую, как у Према-мурти, и будем варить сабджи-супики. От перекусов как-то не ахти живется… Мой животик спасают бутылочки ласси – с ванилином, с манго и с клубникой. Вот от них не могу оторваться! Но на них одних тоже не проживешь... таки жаль, что нет нормальной русской кухни в Дхаме. Был там ресторан итальянский, но по ресторанам нам наши лакшми ходить не особо разрешали, и так в день тысяча улетала на перекусы-дорогу. Один раз муж поужинал в ресторане при гостинице – там шведский стол с подогревом блюд постоянным всего за 250 рупий. Очень остро, даже ему…

Вечером мы сходили на крышу гостиницы – полюбовались сверху на город 5 тысячи храмов. Мы побывали в малюсенькой части из них, да… Вриндаван красив сверху во всех направлениях… везде бьют в колокола по вечерам и утрам (местные жители считают, что мантру не надо читать – вот это битие для них вместо молитвы). Посмотрели на усадьбу хозяина гостиницы – очень красивый дом с балконами, без углов – округлые формы и огромный сад-огород. Вот так бы жить я не отказалась… в гостинице у нас – храм Паравати, здесь ей поклоняются…Мы туда не заходили, но под ритуальное пение матадж почему-то щемило в груди…

16 марта

С утра – последняя лекция Гуру-Махараджа. Вчера тоже была, но мы не знали. Говорит, читать книги Прабхупады хотя б по часу в день. Это вот два часа джапы, час киртана (по его же наставлению) и час – чтения Прабхупады. Надо таки взяться уже за это дело, че терять жизнь. И когда вопросы преданных – много ябед, прям так и называет жалующихся ябедниками. Не буду больше ему ябедничать. Да уж и не ябедничаю давно…

Потом мы наконец едем с мужем окунаться в Ямуне. Не у Кеши-гхата, ближе. Нас на лодке перевозят на тот берег (хотя – есть подозрение – можно пешком перейти – неглубоко). На том берегу нет мусора и зеленая травка до горизонта, как у нас в деревне – пощипанная коровками и буйволами. Буйвол, кстати, плывет рядом – на пастбище. Воды Ямуны и правда очень темные. Ну, песок – серый. Окунаемся, но стоять там, как в Ганге, не хочется – запахи и вид с противоположного берега сильны, действуют на сознание поневоле – в пол-реки плот из зловонного мусора. После, когда выезжаем в Дели, с моста Ямуна – с чистыми берегами, в зелени. Вот куда надо будет ехать окунаться-то в следующий раз!!! Кто б знал…

У меня были накануне три бессонные ночи – духота замучила. Если вентиляторы сильнее – стучат, не уснешь. От кондиционера – зимний холод, долго не протянешь. Дверь открыть – обезьяны набегут, она – на открытый балкон. Вечный недосып и тяжелая голова с утра. Поэтому после Ямуны мы с мужем прям рухнули и поспали днем.

А потом мы вдвоем пошли гулять по переулочкам Лой-базара. Когда гоняли с толпой по храмам, то я не успевала насладиться ветхостью-стариной самих лабиринтов. А там такие дверки шебби-шебби!!! И вот я бегаю от дверки к дверке, от храма к храму и показываю мужу, что сфотать. Как же я кайфую! Мое эстетское любопытство всё больше удовлетворяется, вот прям на фотке видно, как мне хорошо!!! Правда, и здесь достают то попрошайки, то водители рикш, но приходится терпеть…

Ещё гуляем по Нидхивану - парку, где Радха с Кришной отдыхали после танца раса, Радхарани там украла у Кришны флейту. Бродим по дорожкам - парк чисто выметен, приземистые деревца. Трудно представить, что в таком парке отдыхали Радха-Кришна, явно тогда были деревья выше и трава зеленее...

Потом мееедленно, всё фоткая, идем по Кеши-гхату. Теперь солнце - видны все проемы и лестницы. Не страшно. Я - в своей стихии, смакую, просто пожираю глазами это великолепие! Мне настолько здесь хорошо, что слов нет! Всё так красиво, органично вписано в пространство, такое всё древнее и неподдельное, не искусственное - просто ах...

Сегодня пасмурно - жара спала, народа мало - рабочий день, гулять - одно удовольствие... Вот в таком Вриндаване я б жила...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: