День 8. Майапур.Экадаши.




Кстати, я ж ещё вчера умудрилась с начитанными в 2010 году Гурудевом четками мешочек повесить на решетку забора у туалета. Совсем забыла, что не дома и не на фестивале. Ну и пока вот меня одни индусы спасали, другие успели мешочек безвозвратно скоммуниздить…

Итак. По-сравнению с гонкой предыдущих, это был спокойный день. Для нас, не для торговцев. Потому что после вьяса-пуджи Гурудева индранутые небеса устроили ночной ливень с порывистым ветром (единственный за нашу поездку) – палатки попадали, ветки у деревьев поломало, вывешанная на продажу одежда намокла, электричества с утра не было.

Зато мы с мужем весь день бродили без молодежи, в спокойном темпе, без гонки-догонялок, боли в ногах и учащенного дыхания. Как же хорошо! Ещё и благодаря кровопусканию вчерашнему и вынужденному отдыху, сошла опухоль с ног. С восхождения в Тирупати ноги у меня были как ступочки – в тапки не влазили. Ну, я к этому была уже готова – ещё в 2015-м на южном фестивале ноги так же опухали. Се ля ви…

Мы с мужем пошли искать секьюрити, который обещал поспрашивать насчет мешочка – там есть типа отдел находок (не, не нашелся), потом покупать новый мешочек. Наконец-то первая, хоть и вынужденная покупка. Девчонки уже вовсю затариваются, а мы «в конце во Вриндаване», и как всегда кучу денег – на жрачку. Как же я не люблю это!

Зашли в гошалу – погладили коровок, покормили их лежащей недалеко свежескошенной травкой. Ой, там было грязно – лужи мочи и горы неубранного навозу. Может, уборка попозже, а мы зашли слишком рано… Не знаю. Не помню, как там в моем деревенском детстве у бабушки – хорошо ли убирали за скотиной. Помню только, что перед тем, как зайти в стайку, надо было по досочкам идти – не наступить на колышущуюся массу навоза. И меня перспектива залезть в неё абсолютно не радовала. Вот нынче - то же брезгливое ощущение, уж простите. Не фанат я дерьмовых куч, даже самых стерильных.

Как индусы с коровами любятся – это надо видеть. Как всегда, толпой ажиотажно тянут руку погладить одну буренку (вокруг коров море, но они толпой к одной – надо ж потолкаться!), потом под морду ей свою голову подставляют – типа даршан. Я так сделать не решилась ни разу…

Ну а потом купили мне мешочек-четки-счетчик. Даже два значка компенсировали – Субхадру и Баладева, Джаганнатха пока не нашли, но я была уверена, что найдется. Муж таки раскошелился – позволил мне купить подъюбник, чоли и сари новые, книжку себе купил и бусики Гадай-Гауре. Я хотела ещё сумочку, но пока не судьба. Сари я не планировала – но чет понесло… Честно говоря, я очень пожалела, что послушалась Кумари. Та посоветовала брать с собой всё старое, носить в Дхаме, а домой новое везти. Вот уж нет!!! Ни за что на свете так больше не лопухнусь! Вокруг ходили разряженные матушки, а я - в задрипаном старом, прям настроение портилось! Ну, к середине Вриндавана исправилась – уже ходила в свежезакупленных вещах, задирая их, чтобы не заморать в навозе и лужах, ага…

После покупок зашли с мужем в храм – предложили новые четки мои Нрисимхе и Прабхупаде. В полдень там было немного народу (не люблю давку и гомон). Мы не спеша прикоснулись к изображению стоп гопи и Радха-Кришны. Как же меня торкнуло! Блаженство и головокружение! Вот не ожидала… в последний раз такое ощущение было, когда к иконе Николы Угодника прикасалась… Вот и дожила до очередного религиозного экстаза…

Встретили Муладхару пр, узнали, что жена у него тело оставила, что Ната пр ушел к ритвикам… что есть где русским в 14 часов обедать – не остро, 150 рэ за кучу блюд. Но мы туда чет ни разу не дошли, не вышло.

Сходили в пушпа-самадхи Прабхупады. Честно говоря, роспись-горельефы внутри здания оставляют желать – я даже не пошла на балкон рассматривать, уж больно бездарно намалевано. Но зато посидела перед мурти Прабхупады, и мне казалось, что всё пространство вокруг мурти – в белых гирляндах, хотя этого не было. Пушпа-самадхи – это место захоронения гирлянд, которые были на теле Прабхупады после его ухода… тело – в Кришна-Баларам мандире во Вриндаване…

После мы с мужем пошли на Гангу. Должен был Гуру-Махарадж кататься на лодках, но приболел – не приехал, хотя его там ждали куча учеников. А мы окунулись, купили кешью-сыр косичку-минералку, каких-то яблочек вкуснючих мелких (там одна большая косточка, и они более рассыпчатые-воздушные, чем наши), гуаву (эта – так себе. Ну, надо ж было попробовать), и пошли отдыхать домой…

Узнала, что молока из гошалы нам не видать, как собственных ушей, придется пить магазинное. Облом. Ну, не смертельно. Магазинное иногда тоже было вкусное, местами.

Завтра на перевязку раны, поискать сумку-купить…

День 9. Майапур. Загадка Йога-питха. Храм Джаганнатхов.

27 февраля

С утра – лекция Гуру-Махараджа. В придорожной кафешке съев вкуснючий бургер, сносную пиццу, салат и выпив молока, едем в Йога-питх всей компанией. К нам присоединяются две пары из Стерлитамака – в возрасте, наши ровесники и молодые – дочь их с мужем и подросток-сын. Как же мы журчали с Харитой – матерью семейства, какое ж для меня это было отдохновение!!! Такая живая, настоящая, эмоциональная, без налета буржуйского снобизма (семья состоятельная) – то, что мне надо в подруженции. Спасибо, Гауранга, хоть и за редкое, но общение с этой родной душой!!! Катимся на рикше и журчим, журчим…

Или я прослушала, или просто никто не предупредил, но на входе в Йога-питх – пушпа-самадхи Бхактивиноды Тхакура моего любимого. И я моментально вылетаю. Везде реву я одна, народ весь весел и уравновешен, а я как дура…Правда, Према-мурти говорит, что Никита с Юлей и Валера тоже местами плакали (в прошлые поездки он их с собой брал), а тут все слезы мне одной достались. После Бхактивиноды идем к Божествам, там творится невероятное: индуска катается под алтарем в экстазе. Честно говоря, я готова была упасть рядом с ней и так же кататься – такое было состояние, но что-то меня сдерживало. Голос разума, наверное. А после – двор, где стоит дерево Ним, под которым рожден Гауранга-Нимай. Вокруг него, само собой, гранитное ограждение, но можно посыпать на голову песок из-под него. Я хоть и в состоянии пограничном, но вижу, что песок – с золотой слюдой. Не с серебряной, как у Ганги! Хотите-верьте-хотите – нет.

Народ щемится дальше опять с бешеной скоростью. Подходим к Гаура-кунде, меня снова накрывает дежавю: отчетливо помню сон с озером именно в такой арке, и что я не могу туда спуститься из-за больных ног, и что кто-то там стирает бельё (мы кланяемся и льем капли на голову, а индусы стирают, купаются – все, что угодна творят).

Потом наши садятся в ближнем дворике, муж читает лекцию, а я не могу сидеть – мне надо к Божествам и к дереву. Мне мало! Я срываюсь и возвращаюсь – лежу на граните у дерева, стою перед алтарем… не веря своему счастью…разглядываю золотые блестки в песке…

В обед пошли в приличное кафе, я съела полюбившийся бургер…и у меня в рот выпал имплантат. Начала реветь и поняла, что сил – нет. И из-за папы – нервы, и эти мои приступы внезапные, как в Йога-питхе…и десно успокоилось – ему теперь комфортно. К черту имплантат! С мая прошлого года мучаюсь с этим, сколько можно терпеть боль от периодических заражений, операций, столько угрохано денег…поставлю протез – и всё. Даже легче стало.

Вечером едем в храм Джаганнатхов на окраину Майапура. Нас везет рикша с тихим голосом, который всю дорогу поет киртан и призывает нас подпевать. Весело. Вообще обожаю кататься на рикшах – ветерок обвевает, столько всего можно разглядеть по сторонам (содержание лавок – от продаж до ремонта, от брадобреев до швейных цехов, даже мурти божеств тут же делают – всё на виду у всех), куча храмов, на окраине – домики индусов с пальмовыми крышами…), и не надо топать километры больными ногами…

Храм Джаганнатхов – практически под открытым небом. Уже темнеет, когда к нему подъезжаем. Под крышей на люстре живут какие-то птахи – свили гнездо. Сами Джаганнатхи – огромные, яркие, счастливые (губы у Баларамы и Субхадры – как у людей, не символические. Забавно). Я успеваю перед закрытием лавочки купить недостающий значок на мешочек – Джаганнатха. После самого храма идем кланяться Шива-лингвам, самадхи Джаянанданы прабху. Понятно, почему она здесь – он же Ратха-ятру устраивал. Наши поют под крышей киртан, а мне – не хочется. На меня снизошло настроение Ратха-ятры. Я сижу на завалинке и мурлычу себе под нос «Джааай Джаганнатх» и вспоминаю наши тюменские праздники. Как же я люблю Ратха-ятру в Тюмени…

Потом побежали по каким-то лесам-полям (видели дерево рудракши, плантации пальм и посевы разные) к ещё какой-то достопримечательности, но там на пути встал высокий забор, которого раньше, по словам Према-мурти, не было. Пришлось возвращаться. И слава Кришне. Я уже не могла бегать за этой резвой толпой – сил не было. Они пошли ещё в какой-то храмик, а я сидела и слушала Гаура-арати перед Джаганнатхами в исполнении высокого голосистого индуса. Как он выводил! Никто за ним повторить не мог, конечно, сложную витиеватую мелодию…

Приехали домой в темноте. Пошли ещё встречать Джаяпатаку Свами, ждали очень долго, но когда он приехал, толпа народа так густо вокруг него сплотилась, что мужу удалось увидеть только поднятые руки своего Гурудева…Инициацию получал дистанционно. Так и не увидел даже лица живьем…

Зато насмотрелись, как преданные выкладывают мандалу на асфальте – очень красиво. Банглодежская дама приставала ко мне – просила купить ей такой же, как у меня мешочек, я просто от её наглости спряталась за спину мужа. Народа с каждым днем валило в Майапур всё больше и больше – 2-го марта Гаура-пурнима. Индусы спали на всех полянах, под тентами – негде яблоку упасть. Столпотворение…

Проверили мои швы в госпитале, сказали не мочить и что через 5 дней снимут…

 

День 10. Дом Бхактивиноды Тхакура. Гастрономическое.

28 февраля

С утра мы снова вполне цивилизованно поели - мой любимый бургер и лапшу, но чет уже пошел перебор с мучным. Кстати, накануне рискнули попробовать напиток из сахарного тростника. Его просто чистят, прокручивают через жим раза три и добавляют лимонный сок. Всего 10 рупий - и такая вкуснятина! Там ещё есть киоск со свежевыжатыми соками. Тоже напробовались и сладкого лимона, и граната, и мандарина и джек-фрута, и ананаса. Тростник вкуснее по мне))) Дома я из махапрасадного лопала виноград и мандарины. Все эти манго, чики и прочие экзотические прелести из-за специфического тропического привкуса мне были не по вкусу. Сок из кокоса - класс. Прям вот серпом срезают кокос продавцы, вставляют трубочку - пей! Если хочешь, обрубят, чтоб мякоть пожевать. Но я чет мякоть так и не попробовала. Овощи тоже многие - неа. Потому что даже не знаешь, с какой стороны к ним подходить: какие-то огурцы как длинная витая фасоль, огромные грушевидные типа тыквы, с колючками штуки... Ой, это надо, чтоб специалист разъяснил, как их резать и готовить. А таковых рядом с нами не было. Но то, к чему мы привыкли - картошка, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны - мммм. Вкуснючие необычайно! Солнышком южным нагретые... Я в этот день впервые их купила, сварила сабджульку и налопались от души. Косичка из козьего сыра - тоже высший класс, майонез вегетарианский неплох, хоть и дороговат - аж 75 рупий. А сметаны и творога нет. Только йогурт и панир. Печалька. Хлеб там стряпать не умеют преданные. Видела булку красивую перед отъездом - муж не купил, вредина. А то, что покупали - на три с плюсом. Фабричный индийский хлеб мягкий и съедобный.

Днем мы поехали всеми 12-ю человеками нашей группы в Навадвипу на плоту через Гангу. Наконец-то были запахи! В тех местах Ганга илистая - запах речки из детства, а плот пахнет дедушкиным трактором - мазутом. Я как будто в свою деревню вернулась - такой кайфище. С берега до берега ехать недолго, на плот заезжают и мотоциклы, и велосипедисты - ну, чисто деревенское всё, простое, незатейливое, жаркое, распаренное летним солнышком... только уж больно много народу...

По Навадвипе на рикше нас довезли до дома Тхакура - Годрумы. У входа - огромный баньян, глядя сквозь который Бхактивинода увидел духовным зрением на том берегу место рождения Гауранги и предрек строительство планетария. Во дворе - его самадхи, в доме - спальни его и его сына - Бхактисиддхантхи Сарасвати, гуру Прабхупады (малюсенькие скромные клетушки с незатейливой утварью). Я поражена, как искусно сделано мурти - как живое, будто дышит. Оно не разукрашено, и очень верно передает настроение Бхактивиноды. Талантливейший делал скульптор, мистический талант просто! Здесь же - божества, которым он поклонялся - Гадай-Гауры: Гауранга улыбается, а Гададхара спокоен. Наши домашние Божества - наоборот))) Во дворе ещё самадхи Гауракишора даса Бабаджи, мною горячо любимого за его искренность.

Мы решили посидеть наконец - никуда не рвать. Помедитировать, послушать лекцию. Тут набежала группа Вальмики - мы и его послушали. Откуда ни возьмись пришел старичок-лесовичок-бриджабаси из Вриндавана, сказал на хинди пафосную речь о том, что он нас благословляет на то, чтоб Дхама проявилась в наших сердцах. Снова глаза старичка - тонешь в таких, аж дух захватывает... Вальмики как-то очень убедительно вдохновлял в лекции на проповедь. Когда группа Вальмики улетучилась, муж тактично указал на ошибки, которые Вальмики допустил в лекции и поподробнее рассказал про хозяев дома. А потом мы по-очереди делились впечатлениями о вчерашнем и сегодняшнем дне, реализациями. Было очень интересно. Вот всегда бы так! Но так посидеть нам удалось всего только один - вот этот - раз. Не хотелось уходить. И чистота места, и тенек, скрывающий от солнышка, и теплая атмосфера - всё располагало к тому, чтоб вот остаться тут и жить, ни-ку-да не идти...

В это день я, наконец, прикупила сумку, с которой не расставалась, и фиолетовый трендовый платок... но торговые ряды манили со страшной силой, и я решила таки немного кайфонуть на следующий день - не откладывать всё до Вриндавана...

День 11. В ожидании Гаура-пурнимы

1 марта

В этот день количество индусов на территории ИСККОН просто зашкаливало. Везде по улицам ходили всяческие хари-намы разных сампрадай, движение было какое-то немыслимое - и пешеходы, и рикши, и там на волах-на буйволах, и рикши-велосипедисты с плоскими тележками... Цены на проезд взлетели, на товары - тоже...Шум-гам-толкотня - истиный Восток...

А мы умудрились в этот день после лекции Гурудева про грихастха-ашрам в этих толчее-давке поехать в Навадвипу обозревать прочие достопримечательности. Ой, натолкались-напротискивались до паромаааа!!! Ехали на велосипедистах с тележками - только держи сланцы. Свалятся - адью.

А ещё в Навадвипе в эти часы было холи. Майапур считается сдержанным городком - там настроение более благостное типа-там в-основном последоватили Бхактисиддтхантхи Сарасвати (центральная улица называется Бхактисиддхантха роут), а в Навадвипе - другие ветви гаудиа-вайшнавов, более отвязные-яростные, что ли. В-общем, нас так облили и закидали красками, что ни в сказке сказать. Харите аж в рот залили порцию. Вещи сразу выбросить пришлось (избавилась я наконец от своего надоевшего сари), волосы у меня до сих пор в розовых пятнах, новые кхантималы - наполовину малиновые. Прабху предусмотрительно в лавке рынка "у стены" (вдоль стены, отделяющей территорию ИСККОН) купили дешевые чадары и гамчхи. Муж теперь дома носит эту заляпаную красоту. Какое там на узких улицах Навадвипы между сплошной стены "таунхаусов" было веселье во время холи! Как веселился один деревенский дурачок, как визжали дерущиеся собаки!!! У меня после каждого цветного обливания (муж только успевал комментировал "вот ты хотела зеленые волосы - получай, а это - твой любимый малиновый") был просто гомерический смех, девчонки наши тоже веселились от души, хотя у них залили новенькие рюкзаки и дорогие одежды. А я свою драгоценную новую сумочку таки сберегла под сари)))

В храме Вишнуприи нас неожиданно пустили прямо к стопам мурти - в небольшую нишу(индусов не пускали, он стояли внизу за железной решеткой). Там же - у стоп - сидели ещё две белых матаджи. Наши давай киртан петь веселый-разухабистый с мужем во главе. А я, честно говоря, даже забыла, куда мы приехали. Чет какие-то падуки мне на голову ставят, поклоны бью. А кому - не знаю. На меня навалилась вселенская тоска, плечи затряслись, полилась молитва странная "Любовь моя, Луна души моей, Луна Навадвипы" - и снова рыдания с сотрясениями всего тела - и боль разлуки, и любовь невероятная. Ну, потом мне объяснили, что здесь всю оставшуюся жизнь после разлуки с Гаурангой Вишнуприя молилась вот этим падукам и оплакивала разлуку с любимым. А я и хапнула, не ведая того, её настроения со своим ясновидением... такой был контраст: моё состояние и ликующие наши в киртане...

Потом снова, уже будучи в этом пограничном полубреду,я ехала со всеми в храм на месте, где медитировал Джаганнатх дас Бабаджи. Там были его Божества, и мурти в самадхи, и возле стены у озера - бхаджан-кутир, и дерево исполнения желаний. Я уже с трудом слушала о нем - настолько меня торкнуло... там неприятная вещь была - вкушали индусы и выбрасывали посуду за стену к озеру. Очень грязно за стеной и запахи соответствующие... ну, как так можно - не понимаю...

Очень часто во сне мне снился какой-то крытый базар с толпой народу, в нем - свечи и сияние украшений и посуды, и посреди него почему-то какой-то храм, поклонение... я всё время просыпалась и думала – ну, что за бред! И вот мы приехали именно на этот базар - под черным тентом!!! Там, посреди базара - мурти Йога-майи под огромным деревом, забирающим все анартхи!!! Идем мимо гор параферналий и бус, мимо стоящего в нише Шива-лингвам к мурти... я Божество не увидела из-за толпы жаждущих протиснуться к Йога-майе. Но за дерево подержалась, помолилась, чтобы оно забрало мои антартхи... уж не знаю, психологический это ход или волшебство - но реально стало легче и чище внутри, когда мы оттуда вышли.

... Дома, когда мы вырвались из этого клокочущего предпразднично кипящего жбана, спать ещё долго не удалось: орали за окном хари-намы, пели муэдзины (у всех - колонки и усилители), визжали клаксоны (там все водители считают своим долгом долго и громко жать на клаксон. Постепенно начинаешь привыкать к этому нескончаемому ору) - лягушек и цикад уже не было слышно из-за людского гула...

День 12: Странная Гаурапурнима...

2 марта

По дорогам тесными толпами идут индусы, идут, идут - ни конца, ни краю. Муж с утра пошел на инициацию - принятие новых учеников моим Гурудевом, а я взяла лакшми и пошла закупать бирюльки. На инициациях я уже много раз была, хоть и не в Майапуре, - особого желания туда идти нет. А вот желание прикупить бирюлек - аж джапу не могу спокойно читать. Пока не куплю - не выйдет мысль из головы, лучше отвязаться. Пошла одна к рынку у стены - купила серебряные сережки с малиновым камнем переливчатым, как перламутр, но типа крошка. Название - как спросишь, у меня нуль английского и бенгали. Какое там было красивое серебро!! Но ценыыыы... Кольцо схватила тут же по 100 рупий раздвижное, серебро. На другом рынке - на подарки два набора бижутерии серьги-подвеска - перо павлина на перламутровом фоне круга и прямоугольника. Стильно. Снохе точно пойдет. Если будет носить. Ну, мне нравится - беру. Пару платков, мелких вкрутышей под новое сари и висячие сережки до плечь. Вот последние точно только здесь надену, потом носить не буду, но хочется - и всё ты! Коллективное бессознательное, билин! Все тут матушки в висючках ходят - и мне надо! Глупость несусветная, но непреодолимо это... И две коровки на алтарик взяла. Чет вообще у меня коровки - тема. Хоть и налепила-разукрасила сама, но всех бы скупила - чес слово. Ну, навозилась - навыбиралась - душу отвела-успокоилась. Почти. На некоторое время.

По невероятной жаре (говорят, в это день было +38) еле доползла до дому, на последних метрах взяла рикшу. Он с меня 50 рупий запросил! На тележке с велосипедом! За ту сумму можно кататься дооолго! Ну, видимо, раз с меня одной, раньше-то мы ездили вскладчину... Я сыграла дурачку и отдала ему 30. Какие жадные замученные глаза у старика были, злые! Ой, разные таки глаза у индусов...

Немного передохнув, иду на вечернюю лекцию. По обочинам на площадках устанавливают огромные пандалы, сцены, три колесницы стоят для Ратха-ятры. Очень красивые. Я видела, как индусы накануне мастерили купола и перила для них: по дороге к нам домой хижина мастеровых, на крыше - кабачок во всю ширь, в огородике - лес из туласи густо цветущих... Видимо, их хижину не сносят, потому что рукастые мужички, вокруг-то - многоэтажные гостиницы. Вечером на сцену вынесут Божеств Гаура-Нитай для омовения, Махараджи поливать будут...

Я иду в "русский дом", где закончилась инициация, где должна найти мужа и послушать праздничную лекцию Гуру-Махараджа. По дороге раздаю дакшину получившим первую инициацию матушкам. Моя сыктывкарская знакомая стала Мадхурини дд. Джая! Счастливая, сияет... Иду часа в два дня, лекция - в 4, ну, где-нить погуляем с мужем... которого нет там уже с 9-ти утра. а связи - нуль. В целях экономии мы не взяли местные симки. А зря. Если ещё поеду - не пожалею на это дело лакшми. И вот я чирикаю с тюменскими знакомыми (тюменских много везде) и Харитой (Харита и её семья сегодня уезжают во Вриндаван - недолго счастье совместное длилось), жду лекции. Надеюсь, что муж хоть к концу лекции за мной придет. Неа. Нету. У меня уже паника - вдруг что ним случилось, если с 9-ти его нет. Мысли всякие про "утонул в Ганге" и проч. в голову лезут, уже и лекция шикарная с рассказами об Аннта-шеше и маленьком Гауранге не радует, про сборщицу фруктов нектар льётся, а у меня мужжж в башке...

Накануне я думала - вот бы с матушкой Гаурачандрикой оказаться рядом, так по ней соскучилась - 8 лет не видела!..и ей ставят стул рядом со мной. А я пошевелиться не могу. Че, щас сорваться и закричать "Ой, я за вами так соскучилась!" - кинуться на неё?! Ступор. Не смею. Она чего-то рыдает, убегает. Лалита подходит-рассказывает, что они с Гурудевом были на даршане у Джаяпатаки Свами, что он плох совсем - она расстроилась. Ну, тем более ей не до меня...

Я потом как-то вообще осознала, что и к Гурудеву не полечу, даже при самом удобном случае. Он у меня в сердце - чего мне к нему щемиться. И других щемяг хватает. А я просто посмотрю да послушаю - и то счастье.

В темноте после лекции возвращаюсь домой. Вокруг - праздничный ажиотаж, Махараджи поливают Божеств - их показывают на больших экранах, народные толпы ликуют... а я - серее тучи. Прихожу домой - сидит счастливая компания всех наших, пир вкушают. И муж пьяный от экстазов, довольный. Прибить готова была. Они с Према-мурти с утра с инициации ушли к Мадхурья-Кадамбини забирать расписанных ею Божеств. Две пары малюток Према-муртиных она дорасписывала, их развлекала (он однажды взял себе Божеств, а оказались два Нитьянанды, вот добрал двух Гауранг - отдал расписывать). А я накануне прочла немного глав из экстравагантной с кучей ошибок стилистических, не говоря о прочих, этой дамы - чуть не поссорилась с народом, потому как народ от неё пищит, а я - неа (ну, нельзя так небрежно писать - не уважать читателя. Там же в стилистике черт ногу сломит - так строит предложения, что не продраться!), а они сегодня у неё... и потом - омовение и пир у них, а я там жду, а обо мне никто и не подумал... Ну, зашибись! Веселый праздник! Ну, не все горошки на ложку, должен и деготь жа в медке... ага. В Гаурапурниму... ну, вот так... вчера зато сколько экстазов было... да и я знала, что мне будет в этой компании одиноко, мне почти везде почти со всеми одиноко, за редким исключением...

День 13. Чайтанья Матх: Вриндаван в Майапуре

3 марта

С утра мы поехали в Чайтанья Матх. Там кланялись и обходили самадхи Бхактисиддхантхи Сарасвати и Гауракишора даса Бабаджи. У меня такое ощущение, что скульптуры на них делал тот же скульптор, что и Бхактивиноду Тхакура: живые, характерные, дышащие. БС - вот прямо видно, что - лев: железная воля и сила. А Гауракишор дас Бабаджи - глубочайшее погружение. На репродукциях этого не увидишь. Это надо приехать в Майапур и увидеть эти самадхи. Я необычайно поражена - личности святых для меня открылись гораздо глубже там. В Матхе совершенно другое настроение, нежели в ИСККОН - чувствуются глубина, тишина и покой какой-то разлиянный. Нет этого нашего вздернутого состояния киртана, от которого в моем возрасте уже чет устаешь. Временами, когда шум и гам особенно.

Поразили индусы, приходившие в храм - видимо, приезжие. У них были такие непосредственные детские лица и манеры - залюбуешься. Одна матаджи кусала уголок сари и глазами швырк-шнырк по углам. Смешная очень.

Но больше всего поразили Говардхан, Радха- и Шьяма кунды. Есть легенда, как они проявились в Майапуре - эт надо в книгах рыться-искать, я её подзабыла. Мы обошли небольшую гору (холмик, вернее), потом спустились к кундам. Там плавали гигантские рыбы - как сомы, но без усов. Матушки кормили их крекерами. Даже змея проплыла. Это был единственный змейс, которого мы видели в Индии. Мы обошли вокруг и озера. Так там здорово - среди густых деревьев, смотреть на закрытые розовые лилии в кундах. Англичане взяли и улеглись прямо на тропинке - кайфовать. И я их понимаю. Не хотелось уходить - так бы и бродили по этим кущам. Рядом насажены ещё грядки бобов, кабачков, кукурузы. рассмотрели цветок банана, вокруг гоняет всяческая живность... Вообще захотелось в дикие места, где нет канализации и мусорных гор, которые здесь - увы - были...

Когда я обходила Говардхан, то живо увидела самоцветы, пещеры, ручейки. А потом вдруг откуда-то пришла новость, что когда Кришна поднял гору, то на ней в пещерке остался маленький теленок. Йога-майя устроила так, что он уснул, проспал всю неделю, пока шла гроза, а потом, когда Кришна поставил холм, выбежал к маме и долго и жадно пил молочко. Ну, шизанутая я, чё... а, может, так и было, просто об этом нигде не написано...

Вечером мы с мужем пошли погулять и попали на праздник катания на слонах. Конечно, сказочное зрелище: перед слонами - огромные факелы, на них - молодые красивые гурукулята по трое в тюрбанах с пучками по бокам головы. Перед слонами - мелкие гурукулята с музыкальными инструментами и флагами. Но какая ж там давка, какая давка в храме! Индусы вопят, толкаются локтями (они низкие, и их локти врезаются в живот мне. Больно!), тянут рупии за маха-прасадом, давя друг-друга. Дикость.

Когда нас выплюнула толпа, мы вдохнули - свобода! Поели морожного, чтоб отойти от шока, попили свежевыжатых соков. Больше в храм, пока не уедут индусы, мы не пойдем. Это просто опасно для жизни и ужасно неприятно...

Дни 14, 15. И боль и радость

4 марта

С утра - плохая новость. Папа шел уже на поправку, а тут - перитонит, вторая операция. У меня паника, хотя девчонки и уверяют, что и после двух операций люди живут. Но я тихо истерю. Везде молилась о здоровье папы - и ничего не помогает. Понятно, что у Кришны на нас свои планы... ой, страшно все равно, вся изнервничалась...

Мы идем к врачу-аюрведистке. Меня уговорили сходить матаджи какие-то, которые видели, как я травмировалась. Мол, может в самолете поплохеть из-за травмы - надо хотя б давление у аюрведистки измерить. Бесплатно. Ага. Прием 200 рупий, лекарства - 600. Долго что-то с Према-мурти обсуждают - тоска смертная. Давление у меня высоковатое, конечно - вести о папе, жара эта вечная, недосып из-за твердой кровати, вентилятора, гомона уличного... Но, вроде б, всё норм - долечу до дома. Очень кстати выписала мне таблетки для пищеварения и сна хорошего - вот за это поклон. И там же химии минимум - в аюрведических микстурах. Вот буду допивать, и в Индии на них сидела плюс к антибиотикам, что выписал после травмы доктор.

Потом доехали до госпиталя - сняли мне швы бесплатно, пошла наконец окунаться в Гангу с головой - неделю нельзя было. И как же я в тот день в Ганге улетела! Не в буквальном смысле. Не, в буквальном поплыть попыталась - меня так течением понесло, что больше не рискнула. А в не буквальном, стоя и медитируя на образы огромные Гаура-Нитай, прозрачным золотом парящие в небесах... Потом сушусь, болтаю мило с тюменским юношей-отличным поэтом, болеющим - ни разу не окунувшимся и умиленно фоткающим здоровенных амбалов-индусов, орущих "Гаура!" и ныряющих что есть мочи... А на том берегу кого-то кремируют - квадратный столб огня... И смешиваются чувства: и чистота-покой от Ганги, и тревога за папу, и жуть от огня... всё смешалось...

...Утром 5 марта мы с мужем в 3-30 встали - решили пойти на Мангала-арати. Оделись, вышли во двор - а ворота снова закрыты. Муж полез через них, а я уж в новом сари не рискнула. Так я в нем ни разу и не пофорсила...

Потом пошли спонтанно по всяким матхам, которых вдоль главной улицы - множество. Как правило, храмы разной степени запущенности, народу в них почти нет, служак - минимум. В некоторых - очень красивые горельефы под куполом или крышей с изображением лил Кришны и Чайтаньи. Везде - свои ограничения. В одном матхе нельзя чаранамриту перед Божествами вкушать, в другом - сидеть на ступеньках перед Мурти Радха-Кришны, в третьем сделали замечание, что я без тилака (я редко его наношу - есть грех. Ну, муж в Упасане прочел, что тилак положен только дваждыинициированным прабху - я и расслабилась).

После было небольшое приключение - муж решил побриться у местного цирюльника за 20 рупий. Лезвием обоюдоострым его прям изрезали, крови много, но гладко. Каким-то камушком напоследок поводили по лицу. Брадобрей был с таким важным и недовольным видом - то ли потому что я сидела на лавочке, то ли что не индуса брил. Но на зеркале - наклейка Джаяпатаки Свами. Про стерильность заведения - молчу.

А я нашла гопитрес себе по размеру - мальчишки-индусы зазвали, уверяя, что есть мой размер. Ни одна юбка не налазила, так хоть вот нашла с завязками, голубой, в крупную розочку. Всего 400 рупий. И наши девчонки съездили в Навадвипу - купили мне розовое сари из холстины, в котором можно пуджарить в замен испачканного на холи. В-общем, обросла слегка барахлом. Не тем, какое планировала, ну да Кришна с ним...

Из дому вечером плохие вести - папе будут делать третью операцию... сколько дней результаты джапы - ему, все пороги у храмов оббила...

День 16. Мистическое прощание с Майапуром

6 марта

С раннего утра вижу - топают по лестнице Премамуртик с мужем, несут в руках Божеств см 25-30 и какую-то дощечку. У меня сразу мысли "купили так рано? С реставрации?" (Према-мурти со своей охотой приобретать всё больше Божеств собирался больших из папье-маше покупать, но не таких - больше гораздо, тысяч за 30). Оказалось, что накануне Ксюша с Вовой бродили по окрестностям - лазили на какие-то заброшки (любимое Ксюшино занятие) и нашли на одной прям вот чьих-то оставленных Божеств и... репродукцию Баладжи! Я ж не успела приобрести статуэтку Баладжи в Тирупати - вот мне и подарок, да и ещё как я люблю - на винтажно покоцаной досочке. А Божеств Према-мурти снова отнес на реставрацию - в следующий приезд заберет. Вот такой утренний нам сюрприз от Гаура-Нитай.

После, часов в 8 утра, мы с мужем выдвинулись на Гангу с Божествами нашими. На Черном море, помнится, тоже такую вылазку делали. Божества были очень довольны. Здесь была просто сказка: вода в Ганге чистая, незамутненная - мало окунальщиков-купальщиков, песок прохладный - просто идиллия! Муж достает Гаура-Гадай из парикрамки по-очереди - у Них глаза по чайной ложке от удивления-счастья, чуть из орбит не выскакивают! Джаганнатхи мои тоже глазищами вращают от радости. Муж пуджу провел, окунулись на прощанье в реке. Как всегда, из воды я себя вытаскивала за шкирку. Просила духовного благополучия для семьи и много-много бхакти. Снова плечики затряслись, да и просто не хотелось уезжать от реченьки...

Какая-то индуска с сыном высокая-стройная-красивая с мяукающим голоском подошла - цветов и манджари Боженькам нашим принесла-положила. Интересно, это можно, чтоб вот прям - чужим Божествам? Ну, они там спонтанно служат уже, наверное. Сын её посидел - попел... Две красивущих китаянки в роскошных одеждах и с огромными индийскими перстнями - с прозрачными камнями в серебре - сидели на берегу-шокали-юбки сушили. В-общем, мы в обществе полубогов в это утро были - Боженьки их привлекли...

Потом мы с мужем пошли закупать бхогу в дорогу, ещё у меня сланец порвался. Накануне подумала "по идее, всё закуплено по минимуму, сланцы б мне новые, но эти целы". И один сразу порвался. Здесь все желания сбываются легко - даже вот самые малые. Серебра только мне не позволили, какого хотела б ещё. Ну, не по нашему карману. А ещё, когда мы с мужем пошли покупать сланцы, и он меня потащил в какой-то магазинчик - надо было подняться, а там полы помыли - стекала вода, я поскользнулась на песке и полетела. Заорала снова - больше уже от испуга, что вот опять ща что-то сломаю, ногу, скорее всего, - и как мне по Вриндавану ходить. Мужа перепугала. Но обошлось. Потянула-подвернула сильно левую, но встать на неё можно было, хотя и болела она почти весь Вриндаван потом. Попросила мужа помолиться, чтоб во Вриндаване с моим телом уже ничего не случилось - сколько ж можно. Тем более, все твердят, что Гаура-Нитай милостивые в Майапуре-сострадательные, а Кришна пожестче во Вриндаване (ну, он просто другим занят - не до сострадания к душам в маттелах) - и там вот за всякое может прилететь по полной. Это что ж тогда там со мной может случиться, если здесь летаю...

Если честно, то в Майапуре мне было мало путешествий. Я с одной стороны понимала, что с моими ногами много не пройдешь, но с другой - есть же рикши! Журналистская моя надоба объять как можно больше - получить все возможные и невозможные впечатления... А мы только по одной улице колесили да два раза в Навадвипу наскоком выехали. Не, Према-мурти, конечно, старался-показывал нам, что мог (он 7-ой раз в Дхаме), но вот мне кажется, ему не очень интересно быть экскурсоводом. Не его это. Он всё про прасад да про Божеств. Хотя когда куда-то водит, интересно рассказывает - не отнять. С другой стороны, если б мы поехали с группой, там бы была гонка вообще невообразимая - упал-отжался. И кто знает, какие отношения сложились бы. Гурудев после лекций только и зачитывал бумажки с обоюдными претензиями, так и говорил "ещё одна ябеда". Незнакомые люди плотнячком сталкиваются-притираются за дни - это ж ни одного храма сквозь отношения не разглядишь! Мы с нашими спутниками, конечно, тоже не друзья особые были, но как-то и все равно уже ожидаемо было - хоть немного друг друга знали, и открытых конфликтов не было... Да и катались, как сыр в масле - все поезда-машины-самолеты заказывал Према-мурти, все квартиры. Мы там как дети беззаботные передвигались у него под крылышком... В-общем, если ещё поедем, то просто надо становиться самостоятельнее, брать в свои руки парикрамные маршруты, начитаться - и гнать по ним. Никто не запрещает ведь, просто наша инерция нас подвела... ждешь энтузиазма от других (я думала, муж будет рваться в разные места - неа. Сидит, как дома - буковки переводит. Ему неважно, где сидеть... говорит, в Дхаме работа переводная лучше спорится). Книжки, благо, у нас дома есть... вот сама и займусь, накопив на следующую поездку. И на фотоаппарат, чтоб не ждать, когда кто-нибудь проснется... У нас старый там заело-сломался. Телефон с его "а я ща подууумаю" - не репортажная вещь... мой телефон, кстати, тоже запартачился там почти сразу. А дома начал фуурычить)))

Ну, в-общем, 7-го марта с утреца - такси и поезд на Вриндаван. Последняя точка нашего путешествия. Будем там 11 дней, как и в Майапуре. Наверняка там откроется мой сухой кашель. Здесь-то был влажный воздух, как в Тюмени - кашель прошел, дышалось мне легко. А там обещают сухой климат...

Дни 17, 18. Папа. Дорога на Вриндаван.

7 марта

Утром выехали на такси из Майапура в Калькутту: 5 часов по полям и дневной жаркой Калькутте. В поезд сели на маленьком вокзале, не таком страшном, как давеча, когда приезжали. Предстояла аскеза - все наши полки были верхние: три в одном купе и три в другом. В 13-10 поезд тронулся, и Према-мурти мне показал сообщение от дочери, что папа оставил тело в 13.00 после третьей операции. Честно говоря, это первая большая потеря в моей жизни. Да, умирали дед, дядьки-тетки, бабуля, двоюродная сестра Галка, но я как-то держалась. А тут была такая боль, что хотелось быть одной в черной комнате, чтоб ни-кто ко мне не прикасался, ни-кто ни-че-го не говорил... Но как назло и муж решил обнять-утешить



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: