«Регион» – это административно закрепленная часть территории целого, с проживающими на ней людьми, которая обладает относительной самостоятельностью, потенциалом и способностью к самовоспроизводству и к самодостаточности. «Регион» имеет исторически сложившуюся (и утвержденную целым) специфику, связанную с его природными условиями, имеющимися ресурсами, особенностями проживающего этноса, характером его производственно-хозяйственной деятельности и культурных оснований общественной жизни. Все эти стороны жизни «Региона» в ходе истории прошли свою гармонизацию, имеют воспроизводящиеся устойчивые многообразные связи, взаимно поддерживают и усиливают друг друга, стремятся к сохранению гармонии и внутренней сбалансированности.
При этом «Регион» может и должен вносить свой особенный вклад в жизнь страны как единого целого, реализовывать свою специфическую функцию как цельной части большего целого. Для стабильного функционирования и успешного развития страны, государственное управление должно обеспечить распределение всей полноты жизнеобеспечивающих страну задач сложившихся и развиваемых отраслей по «Регионам». В этой логике могут появляться нераспределенные задачи, то есть те задачи, которые по исторически сложившимся условиям не решаются ни одним из регионов страны. Тогда власть выбирает для обеспечения этих видов деятельности наиболее подходящие «Регионы» и создаёт благоприятные условия для зарождения и поддержания в них новых социально-хозяйственных объектов. В этом случае регион осваивает новое важное для страны направление, отрасль, вид взаимодействия и гармонизирует новое дело со сложившимися устоями жизни «Региона».
|
При этом руководство страны должно позаботиться, чтобы «Регион», осваивающий новое дело, не снизил качество жизни, сохранил своё полноценное воспроизводство и по-прежнему бы обеспечивал достойные условия для жизни своего населения, а также и о долгосрочном прогнозе социальных и экологических последствий решений пространственного развития своих производительных сил. При неблагоприятных прогнозах следует принципиально отказываться от нарушения гармонии человека, общества и природы, если, конечно, решение не связано с выживаемостью страны в целом и/или обеспечения её безопасности и национальных интересов. При принятии решения по управлению ключевыми отраслями промышленности «Региона», необходимо также исходить и из антропологических особенностей основной части населения.
В случае, если природные условия региона таковы, что включают в себя большие залежи полезных ископаемых, то руководство страны может поспособствовать развитию отрасли по добыче и переработке полезных ископаемых в «Регионе», исходя из принципов формирования территориально-производственных комплексов с учетом решения задач по глубокой переработке сырья и снижению себестоимости и увеличению добавочной стоимости конечной продукции. Поставленная на «широкую ногу» добыча сырья, конечно, выходит за рамки потребностей самого региона – «Регион» создаёт продукт в объемах, востребованных другими «Регионами» страны, где есть дефицит в данном продукте, а также с учетом объемов продаж этого товара за рубеж. Так «Регион» вносит свой весомый вклад в рост ВВП страны и повышение объемов экспорта страны. В этой связи возрастает роль централизованного социально-экономического и производственного планирования, призванного определять параметры и объемы добычи, производства и распределения продукции с учетом реальных потребностей заказчиков во избежание искусственного дефицита или излишнего перепроизводства.
|
Если добывающая деятельность является системообразующей в регионе, то «Регион» по типу относится к сырьевым. Его главная задача тогда – обеспечение данным типом сырья потребностей страны с учетом других регионов страны и продажи данного ресурса за рубеж.
Но для сырьевого региона возникают две основные опасности.
Первая опасность возникает при любой узкой специализации региона на каком-то одном деле в реализации заказов страны – растёт зависимость «Региона» от востребованности производящего продукта и цен на него в рамках страны и мира. При резком падении спроса на данный продукт и, как следствие, при существенном снижении цен регион попадает в сложное положение, то есть вся его жизнь зависима от торговли этим продуктом.
Вторая опасность связана со спецификой «Региона» по добыче ископаемых. Если добыча ископаемых осуществляется в крупных масштабах, то запасы сырья иссякают без их быстрой восполняемости. Это приводит к следующим следствиям. Во-первых, возникают экологические проблемы для «Региона» и его соседей, так как изъятие в короткое время огромных объемов природных ресурсов – это значимое вмешательство в естественную природную жизнь. Оно, как правило, приводит к негативным последствиям, которые отражаются на климате, качестве окружающей среды, на животный и растительный мир, а также на здоровье людей, проживающих в регионе, ведь организм человека – есть элемент природы. Во-вторых, изъятие сырья большими темпами может привести к исчерпаемости ресурса, что на фоне узкой специализации экономики «Региона» на добыче сырья остро ставит перед регионом проблему диверсификации его экономики. В-третьих, при любом конечном объеме запасов полезных ископаемых уже на стадии принятия решений, необходимо заботиться об альтернативных технологиях и решениях получения этой же продукции (учитывая сложившиеся каналы сбыта и сети потребителей продукции). То есть, помимо добывающих центров, в регионе должны возникать исследовательские, инновационные, образовательные центры в этой же сфере добычи (производства).
|
Отношение между частью и целым, страной и регионом, связано с отстаиванием каждым своих интересов. Эти отношения могут входить в дисгармонию двух типов: 1) Эгоцентризм части и противопоставленность её интересам целого и 2) Завышенные требования к части от целого и потеря частью своего нормального самовоспроизводства.
Забота «Региона» состоит в нахождении такой роли для себя, в реализации которой выполняется миссия перед целым и поддерживается относительная самостоятельность, самодостаточность. Здесь необходимо обрести гармонию отношений.