Существующие сегодня эмпирические типологии «Регионов», классификации и кластеризации территорий по случайным (чаще всего только по экономическим признакам) – неудовлетворительны и бесполезны, носят несистемный характер. Они дают иногда локальный успех, но не позволяют решать сегодняшние задачи на принципиальном уровне.
Мы поставили перед собой и решаем задачу формирования систематизации регионов путём выведения типов регионов из понятия «Регион» с помощью диалектических принципов и акцентов. Такая объективная самодостаточная и динамичная систематизация регионов позволяет решать любые трудные задачи регионального управления и развития. И занимает достойное место, являясь:
· инструментом для формирования и принятия государственных решений;
· базой для согласования жизненных интересов государства и «Региона», уточнения миссий «Регионов» и повышения организованности системы «целое-часть»;
· основанием для разработки стратегий гармонизации социально-хозяйственных систем «Регионов» с сохранением их специфичности, как особых целостностей, для раскрытия их потенциала и адекватного встраивания в стратегию развития страны в целом;
· взвешенной научной основой агрегирования потенциала гармонизации от муниципального до регионального и национального уровней.
Основные обобщенные группы критериев проведения понятийной систематизации регионов:
· Первичный символ региона (ведущая характеристика или доминантная тема жизнедеятельности региона);
· Сакральное региональное пространство (критерии и показатели сакральной, физической и социальной географии, георелигиозных и исторических исследований, наличие памятников духовной культуры, духовные и культурно-исторические традиции, природой заложенные возможности гармонизации, историческая предрасположенность к видам деятельности и межнационального взаимодействия, склонность к творческой деятельности и кооперации);
|
· Природный потенциал гармонизации (природой заложенные возможности гармонизации и ограничения по использованию природных ресурсов человеком с учётом возобновляемости и невозобновляемости природных и минерально-сырьевых ресурсов);
· Потенциал развития социокультурной сферы и человеческого потенциала (перспективы повышения профессиональной квалификации и окультуривания населения региона,антропологический потенциал, историческая предрасположенность к видам деятельности и межнационального взаимодействия, склонность к творческой деятельности и кооперации, отраслевая ориентация системы регионального образования);
· Цивилизационный и государственный потенциалы региона (место региона в сохранении цивилизационного баланса, в государственной межрегиональной кооперации, обеспечении полной защищенности государства и природного баланса, сроки жизненных циклов технологических решений ключевых отраслей промышленности и сельского хозяйства, возможности перепрофилирования регионального хозяйства, участие в межрегиональной кооперации, инфраструктурный потенциал (связь, коммуникации - транспорт, дороги, энергетика), сфера услуг (строительство, коммунальные, государственные (муниципальные, региональные и др.), возможности природопользования и природообустройства).
|
Понимаем важность оперативного решения поставленных задач систематизации регионов с опорой на понятие «Регион». Системно, целенаправленно работаем:
· формируем методологическое обеспечение гармонизации социально-хозяйственных систем «Регионов», где одним из важнейших элементов методологии является систематизация регионов;
· прорабатываем механизмы сборки (агрегирования) стратегий государственной гармонизации и учета приоритетов национального развития при управлении процессами регионального совершенствования и обеспечения самодостаточности;
· детализируем и конкретизируем систематизацию для всех регионов Российской Федерации, с проведением аналитических исследований и разработок региональных стратегий на основе этой систематизации.
Уверены, что систематизация регионов России послужит твёрдой опорой для неслучайного выявления стратегических перспектив и потенциалов «Регионов» с учётом их исторически сложившихся и природоположенных реалий, с учётом особой роли каждого «Региона» в общей стратегии развития страны.
Самоопределение региона
Ответственно переходить к проектированию будущей жизни региона можно только тщательно изучив его исторические предпосылки, антропологические особенности коренного населения, наличие природных ресурсов, нынешнее состояние и ответив на следующие ключевые вопросы:
· Каков тип региона и какова его отличительная специфика, сложившаяся исторически? Какова его роль в стране?
· Есть ли устойчивость и надёжность региона в воспроизводстве своей жизни? Какова зависимость региона от центра?
· Нет ли опасных негативных тенденций, требующих оперативных мер? Каково проблемное поле региона сегодня?
· Какой акцент необходимо усилить: повышение уровня соответствия требованиям целого страны или повышение уровня самостоятельности и самодостаточности региона?
· Каковы позитивные тенденции его социально-хозяйственно-культурных объектов? Что целесообразно подхватить и усилить с точки зрения дальнейшего улучшения?
Характеристика глубины и масштабов проблемного поля региона позволит определить, стратегия какого типа необходима: либо нейтрализация негативных факторов и восстановление функционирования (если регион в динамике ухудшения состояния), либо совершенствование (если уже есть стабильное функционирование), либо – развитие (если есть реальные возможности качественного рывка).