Какие признаки остановки циркуляции крови? Какие признаки остановки
движения Духа в церкви?.................................................................................................. 23
3.2.4. Две составляющих жизни Тела…………………………………………….…………. 25
3.2.5. Иисус – действующий Глава Тела, это самое главное………………….…………... 27
3.2.6. Вывод: говоря Церковь, мы подразумеваем Христос…………………….…..…… …27
IV. Государство……………………………………………………………….………….27
4.1. Природа государства………………………………………………………….……….…27
4.1.1. Понятие государства………………………………….……………………………….. 27
4.1.2. Составляющие элементы государства……………………………….…………...…. 28
4.1.3. Вывод: говорим государство, подразумеваем Общество……………….…………... 31
V. Неразрешимая проблема………………………………………………….……..32
5.1. Отношение между христианством и цивилизацией…………………………...…….32
5.1.1. Суть проблемы…………………………………………………………………………. 32
5.1.2. Типичные ответы христиан на вопрос об отношениях
между Христом и Обществом……………………………………………………….. 33
5.2. Понятие «Христос»……………………………………………………………………….40
5.2.1. За кого мы принимаем Иисуса Христа…………………………………………...….. 40
5.2.2. Добродетели Христа……………………………………………………………...… 43
5.2.2.1. Добродетели Христа – Любовь…………………………………………………….. 43
5.2.2.2. Добродетели Христа – Надежда………………………………………………….. 47
5.2.2.2. Добродетели Христа – Послушание………………………………………………. 50
5.2.2.3. Добродетели Христа – Вера и Смирение……………………………………...….. 52
5.2.2.4. Вывод…………………………………………………………………………………... 55
5.3. Понятие «Общество»………………………………………………………………….….56
|
5.3.1. Основные характеристики общества……………………………………………….. 58
5.4. Типичные подходы к решению проблемы………………………………………….....63
5.4.1. Первый тип отношений – Оппозиция…………………………………………….…. 64
5.4.1.1.Богословские проблемы……………………………………………………………….. 64
5.4.2. Второй тип отношений – Согласие………………………………………………..… 69
5.4.2.1.Богословская позиция………………………………………………………………..... 70
5.4.3. Третий тип отношений – Христос над обществом…………………………….… 75
5.4.3.1.Синтез под вопросом………………………………………………………………..… 76
5.4.4. Четвертый тип отношений – Христос против общества…………………...….. 81
5.4.4.1. Богословские идеи дуалистов………………………………………………………... 82
5.4.5. Пятый тип отношений – Христос преобразователь общества……………….... 89
5.4.5.1. Богословские догматы………………………………………………………………... 90
5.4.6. Выводы…………………………………………………………………………………..... 94
VI. Заключение………………………………………………………………………...…94
6.1. Окончательное решение………………………………………………………………..… 94
Библиография…………………………………………………………………..................…99
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение
праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
2Кор.6:14
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Матф.5:14
Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
Кол.1:27
IV. Вступление
На протяжении многих веков идут споры об отношениях Церкви и государства.
|
Для меня было трудно писать данную работу, так как моё понимание вышеуказанной проблемы менялось. В первую очередь менялось мое понимание Церкви в контексте данной темы. С каждым шагом в осмыслении проблемы «Государство и Церковь взаимодействие или конфликт», понятие Церкви как некоторого института, как некоторой религиозной организации, действующей в государстве, становилось не актуальным. Рассматривать государство всего лишь как политическую общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть становилось также всё трудней. Я пришел к выводу, что необходимо прейти из плоскости общепринятых определений и формулировок к реальному выражению того, что принято называть Церковью и государством. В начале мы все-таки рассмотрим традиционный подход к понятию Церковь, государство, развитию взаимоотношений между ними, для того, что бы пойти дальше, глубже и понять ещё более глубоко содержание того, что сегодня принято называть Церковью. После этого мы сможем переформулировать нашу тему, потому что мне как исполненному Святым Духом христианином нет никакой возможности развивать дипломную работу лишь в контексте формулировки «Государство и Церковь взаимодействие или конфликт», так как данный контекст является религиозно-политически-культурно-социальным и пусть подобными темами занимаются студенты светских вузов. Нам же, тем, которые искуплены Христом, которые призваны к сверхъестественной необыкновенной жизни в Боге, важно увидеть глубину вопроса и понять о чем идет речь. Идет ли речь о Церкви и государстве, или на самом деле речь идет о Христе и обществе... Вот в чем вопрос!
|
V. Церковь и государство. Традиционный подход
Церковь и государство
Это сочетание указывает на существующее с древности разделение двух институтов, упорядочивающих и определяющих жизнь людей, на две ветви. Одна из структур власти — государство — видела в земной жизни, в первую очередь, самостоятельную ценность; другая — Церковь — рассматривала ее как средство для достижения духовных целей. Более того, сочетание «Церковь и государство» подразумевает некоторую напряженность, возникающую между этими установлениями даже в обществах, не стремящихся отделить их друг от друга.
Вопрос о том, какие отношения между Церковью и государством наиболее желательны, возник до появления христианства и обсуждался на протяжении всей его истории. Христос определенно требовал различать два царства. Его предписание «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21) стало началом новой эпохи в отношениях между религией и государством. Впервые их обязанности были формально разграничены.
Иисус Христос не указал, где точно проходит граница (Он оставил это сделать Святому Духу); поэтому, по крайней мере, с IV в., среди христианских ученых и теологов начались споры о том, как нужно ее проводить. Результатом многовековой полемики стали почти непроходимые историко-теологические дебри (Без откровения свыше народ не обуздан. Пр.29:18). Христианский мир продолжает эту полемику и сегодня.
Предыстория
Пока христианство не стало государственной религией в IV в., христианские мыслители не пытались теоретически обосновать отношения Церкви и государства. Верующие в большинстве случаев следовали призыву ап. Павла быть покорными высшим властям (Рим 13:1), несмотря даже на то, что сами юридически не имели права на существование. Исключением были случаи, когда подчинение противоречило ясно понимаемым божественным повелениям или долгу евангельской проповеди (Деян 5:29). Кроме того, обязанности перед гражданскими властями всегда были ограничены условием, что они добросовестно борются со злом и стремятся к миру и безопасности (ср. Рим13:1-7 и Откр13).
Начиная, по крайней мере, с начала I в.— времени правления Нерона— в римском мире постоянно возобновляются повсеместные гонения на первых христиан. Последняя попытка уничтожить их была сделана в 303 г. при Диоклетиане.
Когда она не удалась, Миланский эдикт 313 г. официально признал христианство одной из религий Римской империи. Более того, к концу столетия римские власти постановили, что это — единственная официальная религия.
С установлением нового порядка возникла потребность в более детальном определении отношений Церкви и государства, но необходимая теория сложилась лишь постепенно. Во-первых, черты общественного института в современном смысле слова Церковь приобрела именно в этот период; во-вторых, император Константин I, верный прежнему обычаю, считал себя религиозным главой Римаи присваивал право вмешиваться в церковные дела. Последующие правители отказались от такого титула, но по-прежнему считали себя обязанными руководить деятельностью Церкви,
Перенос в 330 г. столицы из Рима в Константинополь (Византии) и некоторые другие причины привели к тому, что на Востоке сложилось иное представление об отношениях Церкви и государства, чем на Западе. В Восточной Римской империи (позже — Византийская империя) и, как следствие, в православии в теории и на практике возобладал «цезарепапизм», т.е. верховной властью над Церковью, даже в вопросах вероучения, обладал светский правитель. На Западе Церковь была более независимой.
Отчасти из-за неэффективного управления Западной империей, отчасти — благодаря неотъемлемому авторитету Римской церкви римским епископам пришлось взять на себя ответственность за судопроизводство, оборону и другие мирские дела. Именно в связи с этим в 494г. епископ Геласий I и предложил впервые учение о «двух мечах». Этим миром правят две силы— священный авторитет духовенства и царская власть. И из этих двух сил большим весом обладают священники, поскольку на Суде они будут давать Господу отчет и за самих царей. Ибо известно, что в принятии и, если необходимо, в восстановлении должного порядка в совершении святых таинств следует подчиняться духовенству, а не повелевать им.
В Средние века (ок. 500-1500) представление о различии сферы духовного и земного управления было общепринятым, но окончательно решить, кому принадлежит главенство, не удавалось. Конечно, в те времена никто не сомневался, что государство — один из христианских институтов, потому должно опекать, охранять и насаждать веру. Церковное право требовало, чтобы оно карало еретиков, и государство принимало на себя эту обязанность. Но в то же время среди теологов и специалистов по каноническому праву не прекращались споры об истинном значении теории о двух мечах. Участники споров пристально рассматривали текст Геласия и изучали значение слов, стремясь вывести из них необходимость верховенства духовной власти в земных делах.
В конце концов, удалось выработать теорию о двух составляющих единого общества, у каждой из которых свой круг обязанностей. Однако это было трудным и долгим процессом.
В раннем Средневековье Церковь боролась, чтобы освободиться от посягательств светских властей. Так, начиная с VI в., когда папы освободились от прямого подчинения Византии, увеличились их власть и влияние и в духовном, и в земном царствах. Но в 800 г., когда папа Лев III короновал императора Карла Великого, в отношениях Церкви и государства произошла большая перемена. Карл, пытавшийся возродить Западную империю, по взглядам был близок к цезарепапизму и предпочел бы, чтобы роль папы ограничивалась чисто духовными делами. Он не оставил после себя наследников, которые были бы способны продолжать его политику. Папы последующего времени, со своей стороны, пользовались коронацией Карла Великого как прецедентом, подтверждающим, что император получает корону от папской власти. С другой стороны, императоры претендовали на право утверждать избранного папу. Т.о., к XI в. основы для противостояния папы и императора, Церкви и государства, уже сформировались.
Возражения папы-реформатора Григория VII против того, чтобы император Генрих IV назначил архиепископа Миланского, вызвали «борьбу за инвеституру». В 1075г. Григорий декретом запретил светскую инвеституру и объявил, что папа имеет право низлагать императоров. После многочисленных маневров обеих сторон — в 1077г. они на время привели к эффектной победе папы в Каноссе — к 1122 г. был достигнут компромисс в виде Вормсского конкордата. Выборы епископов в империи должны были проходить, как того требует каноническое право, и возлагать на них знаки сана поручили представителям Церкви. Такая практика распространилась и в других государствах, и это несколько ослабило напряженность.
Однако, после того как постепенно, в течение нескольких десятилетий, вопросы о праве пап низлагать монархов и о правах светских властей при назначении на высшие церковные должности были решены, папство заняло господствующее положение. Временем его наибольшей власти стал понтификат Иннокентия III, наиболее могущественного папы в истории христианства (1198-1216). При Иннокентии и в следующие приблизительно 100 лет подчинение королевской власти авторитету понтифика было несомненным. С точки зрения отношений Церкви и государства XIII в. был временем расцвета папской власти. В дальнейшем стремление королей собрать силы своих государств и уменьшение авторитета пап во время «Вавилонского пленения» Церкви (1309-77) и последовавшего за ним Великого раскола (1378-1417) привели к тому, что влияние и престиж папы упали.
Все это вместе с ренессансным духом, которым прониклось папство в XV в., еще больше ослабило римский престол и подготовило почву для протестантской Реформации[1].
Реформация и её последствия
Выступление реформаторов-протестантов против власти Церкви вообще и папства в особенности как в духовной, так и в политической области вновь ограничило возможности Церкви руководить политической жизнью или вмешиваться в нее. Более того, вместо теории позднего Средневековья о верховном авторитете понтифика во взаимоотношениях Церкви и государства реформаторы выдвинули множество иных подходов. Мартин Лютер четко различал земное и духовное, но многие функции Церкви — скажем, церковное управление— считал несущественными. Поэтому в большинстве лютеранских государств сложилась территориальная система в духе эрастианства, при которой князья надзирали за делами Церкви. Жан Кальвин пытался четко разделить сферы деятельности Церкви и государства, считая, что последнее обязано обеспечивать мир, защищать Церковь, а в гражданских делах — следовать предписаниям Библии. В целом, кальвинисты Женевы и реформатские церкви Европы стремились следовать его учению и избегать чрезмерного влияния в гражданской жизни. Англиканская церковь приняла эрастианские взгляды, поставив во главе Церкви вместо папы короля и доверив, ему и парламенту устанавливать образ церковных управления, богослужений и наказаний.
Анабаптисты и другие радикальные реформаторы настаивали, что при правильном понимании Библии сферы Церкви и государства должны быть полностью разделены. В то время такая точка зрения казалась настолько анархической, что все другие течения — и протестантские, и католические — жестоко преследовали их. Но взгляды анабаптистов унаследовали сторонники близких им учений в Англии XVII в. — баптисты, квакеры и индепенденты.
Из всех религиозных групп XVII и XVIII вв. наиболее последовательно то, что отделение Церкви от государства логически вытекает из принципа религиозной свободы, отстаивали сторонники баптистских взглядов, в т.ч. Т. Хелвис, Дж.Смит, Л.Бушер, И.Бейкус, Дж. Мэртон, Дж. Беньян, Дж. Кларк, Р. Уильяме и Дж. Лелэнд. Ссылаясь на такие тексты, как Мф 22, Рим 13 и Иак 4:12, они доказывали, что это — единственный способ защитить религиозную свободу и священство верующих. Имелось в виду, что государство не имеет права вмешиваться в верования и религиозную жизнь отдельных людей и общин, а сама Церковь не должна претендовать на финансовую помощь государства. Получение денег от общества по существу означает признание права государства на контроль за Церковью и утрату религиозной самобытности.
В том же XVIII в. такие представители Просвещения, как Дж. Локк и Гуго Гроций, развивая теорию естественного права, много сделали для распространения воззрения, в соответствии с которым гражданская власть обязана своим существованием общественному договору, а не божественному установлению. Вооружившись этой теорией, формирующиеся национальные государства стремились подчинить Церковь интересам общественного блага и рассчитывали, что институциональная Церковь устранится от участия в политических делах. Однако и в Европе, и в остальном мире эти принципы распространялись неравномерно, а попытки установить контроль государства над Церковью повторялись. Только в возникших тогда Соединенных Штатах Америки правительство определенно согласилось на новую систему, которая должна была гарантировать религиозную свободу, отделив Церковь от государства[2].