Под добродетелями Христа мы понимаем те прекрасные черты характера, которые, с одной стороны, подтверждаются Его жизнью, а с другой — были унаследованы Его последователями.
С точки зрения некоторых христиан, эти качества, показанные Иисусом на собственном примере, даны нам для подражания и являются требованиями закона. По мнению других, они даруются нам свыше через возрождение, через сораспятие и совоскрешение личности верующего с Господом — Первенцем из мертвых.
Что же, можно придавать большее значение закону, а можно — благодати, можно искать историческую Личность, а можно — предвечного Господа, победившего смерть, — все равно добродетели Иисуса Христа остаются неизменно теми же.
И первая из них, которую религиозный либерализм[16] превознес выше всех остальных, - это ЛЮБОВЬ. Но не только либеральные теологи придают первостепенное значение этой добродетели. Я также считаю любовь основой этики Иисуса Христа.
То, что либеральные теологи выделяют в Иисусе Христе это качество, не является с их стороны отклонением от христианского вероучения, что бы ни говорили некоторые о недостатке упоминаний слова «любовь» в синоптических Евангелиях. Ведь остальные книги Нового Завета и христианская мысль во все века подтверждают и утверждают, что любовь — одна из величайших добродетелей Иисуса Христа, а также что Своим ученикам Он заповедал (или даровал способность) именно любить.
И все же, изучая Новый Завет и складывающиеся на его основе образы Иисуса, мы поневоле начинаем сомневаться в описательной ценности фраз типа «Абсолютизм и перфекционизм этики любви, преподанной Иисусом, или утверждений типа «Все, что Иисус освободил от связи с самодостаточными и ритуальными элементами и признал за главный нравственный принцип, Он сводит к ЕДИНОМУ корню и ЕДИНОМУ побудительному мотиву - ЛЮБВИ. Другого Он ничего не знает, и сама любовь, будь то любовь к ближнему, любовь к врагам или любовь Доброго самарянина, — это все любовь одного типа. Она должна полностью поглотить душу; она есть то, что остается, когда душа умерла для себя.
Нигде Иисус не заповедует любви ради любви, и нигде Он не показывает такого полного преобладания добрых эмоций над отрицательными чувствами, на каком настаивают либералы, утверждая, что любовь «должна полностью поглотить душу», и нигде Он не говорит, что Его этика заключается в идеальной любви. Добродетель любви, свойственная Христу, и Его заповедь заключаются в том, чтобы ЛЮБИТЬ БОГА И БЛИЖНЕГО В БОГЕ, а не в том, чтобы любить вообще. Единство Его Личности состоит в полноте Ее направленности к Богу, так что любое чувство обращено именно к Нему, будь то любовь, вера или страх.
Любовь же, действительно, приобретает у Иисуса некоторый оттенок крайности, но это не экстремизм всепоглощающей страсти, неподвластной никаким другим страстям. Это чувство крайней преданности единому Богу, которое не может быть уменьшено привязанностью к любому другому абсолютному благу. Данная добродетель у Него, в самом деле, несоразмерно велика, но только с точки зрения идей политеизма и монотеизма, а не в том смысле, будто ей не сопутствуют другие, не менее великие, добродетели, не в аристотелевском смысле, будто она лежит ровно посередине между избытком и недостатком или между доброжелательностью и гневом.
Действительно, для Иисуса просто не существует никого, кто бы сам по себе достоин любви, кому стоило бы полностью посвятить себя, — только Бог. Он один — Отец, Он один благ, к Нему одному должна быть обращена наша благодарность, только Его Цар-ствия следует искать.
Таким образом, любовь к Богу в характере и учении Иисуса не только сочетается с гневом, но может даже служить поводом для него (когда, например, Дом Отца превращают в вертеп разбойников или когда соблазняют детей Божиих). Поэтому вполне правомерно будет признать особое значение этой добродетели у Иисуса, не забывая, однако, о том, что в синоптических Евангелиях Его поведение и учение говорят намного больше о вере в Бога и смирении перед Ним, чем о любви.
Если мы хотим понять сущность данной добродетели, необходимо внимательно изучить богословские взгляды Христа. Тенденция описывать Иисуса исключительно в терминах любви тесно связана с желанием отождествить Бога с любовью. Из всех свойств Божиих обычно замечают только Отцовство, и потому любовь к Богу превращается в любовь к идее отцовства. А некоторые определяют Бога как «окончательное единство, превосходящее и преодолевающее мировой хаос, будучи основой мирового порядка.
Конечно, изложенное выше не имеет ничего общего с богословскими взглядами самого Христа. Бог есть любовь, но любовь-то — не Бог, Бог един, но единство — не Бог. Бог, Которого любит Иисус, есть «Господь неба и земли», Бог Авраама, Исаака и Иакова. Он посылает дождь и повелевает светить солнцу, без Его ведома не погибнет даже малая птичка, не будет разрушен город, не пойдет на распятие сам Христос, Величие и необычность любви Иисуса к Богу проявляется не в любви к Вселенской Любви, но в Его преданности некоей сверхъестественной и потусторонней Силе, Которая нам, маловерным, кажется похожей на что угодно, но не на Отца. Само слово «Отец» в устах Иисуса относится к Кому-то «более великому, более верному, более выдающемуся, чем следует из определения слов «отец» и «божество».
Итак, уникальная природа, свойственная добродетели любви у Иисуса, основана на Его исключительной преданности Богу. Против такого толкования можно возразить, что Его поступки и учение говорят о двойственном характере любви: к ближнему и к Богу, а Его этика имеет две направленности; «Бог — Отец и высочайшая ценность человеческой души». Подобные утверждения весьма поверхностные, ведь двойная заповедь, данная или подтвержденная Иисусом, вовсе не ставит Бога и ближнего на один уровень, как если бы оба заслуживали исключительной и безграничной преданности. Только Бога Христос повелевает любить всем сердцем, всей душою, всем разумением и всеми силами; ближний же удостаивается того же уважения, что собственное «я».
Более того, идея о том, что человеческая душа обладает «бесконечной» или «присущей ей по природе» ценностью, совершенно чужда Иисусу. Ничто не обладает собственным достоинством вне Бога. Ценность человека (как и птиц небесных или полевых лилий) заключается в том, что он дорог Богу, а ценность и истинность радости измеряются радостью на небесах.
Добродетель любви к ближнему в поступках и учении Христа нельзя описать сколько-нибудь приемлемым образом, если не учитывать первичности любви к Богу.
Иисус любит людей не так, как они себя любят, но так, как их любит Бог. Иудейская заповедь «Люби ближнего, как самого себя» не отражает всей сути поступков и требований Христа. Поэтому в Четвертом Евангелии прощальная заповедь приобретает вид: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Кроме того, ученикам стало ясно, что любовь Иисуса Христа к людям — не просто пример доброго отношения ко всему окру- жающему миру, но сознательное решение божественной АГАПЭ.
В своей блестящей книге «Христос и общество» Ричард Нибур говорит, что мы должны, наконец, перестать фантазировать, пора открыть глаза и увидеть реального Иисуса Христа, каким Его понимала ранняя церковь. Это не кто-то добренький, одинаково любящий Бога, человека и весь окружающий мир. У Иисуса любовь к Богу и любовь к ближнему — это две разные добродетели, между которыми нет ничего общего, за исключением единого источника.
Первая — это восхищение единственным истинным Благом, благодарность Подателю всего, что имеем, это восторг перед Святостью, это «преклонение перед Сущим».
Любовь же к человеку скорее дает и прощает, благодарит; она страдает за людей и из-за людей, ибо в них зло и грязь, а потому не может быть никакого преклонения перед их сущностью, только призыв к покаянию.
Любовь к Богу — это ЭРОС[17], который сам не обладает ни чем; любовь к ближнему — больше АГАПЭ[18]. Любовь к Богу — страстная, любовь к ближнему так же страстна, но в большей степени это сострадание. Здесь присутствует двойственность, но ее суть не в сходном интересе к двум великим ценностям: Богу и человеку. Скорее, тут находит свое выражение личность природы Христа, Сына Человеческого и Сына Божия, который любит Бога, как подобает человеку, и который любит человека, как способен только Бог: с жалостью Сильного по отношению к слабым.
Кажется, единственный способ адекватно описать Иисуса как имеющего обсуждаемую добродетель, — сказать, что эта любовь есть любовь Сына Божия.