Добродетели Христа – Вера и Смирение




Если исследовать приверженность протестантов к ВЕРЕ Иисуса Христа и интерес монашества к Его великому СМИРЕНИЮ, то мы придем к тем же результатам. В самом деле, Он отличается глубочайшей верой и крайним смирением. Но вера и смирение — не вещи в себе, они отражают взаимоотношения личностей, привычное поведение в присутствии других.

Когда же мы посмотрим на Иисуса с точки зрения Его веры в людей, то Он покажется великим скептиком, убежденным в том, что Ему приходится иметь дело с родом лукавым и прелюбодейным, с народом, вначале побивавшим камнями своих пророков, а потом лицемерно возводившим им памятники. Он совершенно не доверял существовавшим в то время институтам власти и традициям общества. Он мало надеялся на своих учеников, более того. Он был уверен, что все они покинут Его, а самый духовно сильный из них отречется от Него в час испытания. Только романтик с богатым воображением может воспринять портрет Иисуса, представленный в Новом Завете, как образ личности, убежденной в доброте человеческой природы и пытающейся, исходя из полного доверия к людям, вытащить на поверхность все благое, что в них сокрыто.

И в то же время, несмотря на Его скептическое отношение, Иисуса нельзя заподозрить даже в малейшем беспокойстве. Поражает глубина Его веры в Бога, Господа неба и земли, Которого называет Отцом. Влача нищенское существование без семьи, и или крова, Иисус во всем полагался на Того, Кто каждый день Давал Ему хлеб насущный; и в самом конце в Его руки Он предал Свой дух, хотя ответственность за эту бесславную и унизительную смерть была именно на благом Отце. Ему же Христос поручает Свой народ, веря, что все необходимое будет дано тем, кто, отказавшись от самооправдывания, станет искать только Царствия небесного.

Такая вера всегда кажется людям чересчур радикальной из-за присущей им подозрительности в отношении Силы, создавшей их, поддерживающей их существование и назначающей час их смерти. Сия есть вера Сына Божия, и для считающих себя чадами природы, человечества или слепого случая она выглядит выходящей за пределы разумного.

Смирение Иисуса также необыкновенно. Он живет среди грешников и неприкасаемых, Он моет ноги ученикам, Он терпит оскорбления и издевательства от священников и воинов. Когда Христос наконец, является верующим как живой, воскресший Господь, степень Его унижения потрясает их до глубины души. Будучи богатым Он стал нищим, чтобы благодаря этому разбогатели многие; бучи в образе Божием, Он принял облик раба. Слово, через Которого все начало быть, стало плотью; Жизнь, Которая была Свет человекам, вошла во тьму.

В смирении Иисуса Христа, действительно, есть что-то, выходящее за приделы разумного; неудивительно будет, если на смену экзистенциалистам придет новая группа толкователей, описывающих Христа как «человека радикального смирения». Однако послушание Иисуса — это повиновение Богу, его можно объяснить, только если понять, что речь идет о Сыне. Иисус Сам не унижался перед людьми и не призывал к этому других. Перед фарисеями, священниками, Понтием Пилатом, перед хитрым Иродом Христос держался уверенно, в Его поведении нет и тени самоуничижения.

Что бы ни говорили о степени осознания Им Своего мессианского предназначения, ясно, что Его речь была как у «власть имеющего», а действия отражали уверенность в Своих силах. Отвергнув обращение «Учитель благий», Он не предложил называть других, более мудрых раввинов, но сказал: «Никто не благ, как только один Бог». За всю Свою земную жизнь Он ни разу не опустился до уровня грешников, что выказало бы в Нем неуверенного человека. В Его смирении было нечто, что наделяло достоинством и личностной ценностью тех, кто был унижен высокомерием «благих» и «праведных».

Его гордое смирение и смиренная гордость могли бы составить интересный парадокс, если забыть о том, что в основе всех отношений в Его жизни лежат взаимоотношения с Богом. Его поведение существенно отличается от ложной скромности и самобичевания

тех, кто пытается приспособить чувство личного превосходства к высокомерию окружающих, но не менее существенно отличается и от добродетели греческих мудрецов, которые не нарушали границ посредственности из боязни того, что боги раз­веваются и уничтожат своих новоявленных противников.

«Смирение Христа не имеет ничего общего со скрытностью в отношении своих способностей и с тем, чтобы «знать свое место» «не высовываться». Речь идет об абсолютной зависимости от Бога и абсолютном доверии Ему, следствием чего является способность передвигать горы. Загадка смирения и кротости Христа кроется в Его взаимоотношениях с Богом.

Таким образом, любую добродетель Иисуса Христа можно принять за основу при объяснении Его личности и учения, но никакую из них нельзя понять в отрыве от Бога, иначе их радикальный характер покажется просто бессмысленным. Конечно, лучше вооб­ще не ограничивать наше описание одной чертой облика Спасителя, а постараться рассмотреть их все вместе — и те, вышеупомянутые и многие другие. Так или иначе, с позиций нравственности странность и резкость образа Христа, утонченность и глубина Его натуры отражают бесконечную преданность и безграничное доверие Богу, и никакие эпитеты, никакие метафоры не способны вы­шить суть этих отношений, кроме слов «Сын Божий»»[25].

Поэтому вера в Иисуса Христа всегда означает веру в Бога, не зависимо от общества и исторической обстановки. Нельзя познать Сына, не признав вначале Отца. Посвятить себя Иисусу Христу и повиноваться Ему значит посвятить себя Тому, на Кого Он неизменно указывает. Как Сын Божий, Он призывает людей отвернуться от многочисленных ценностей общественной жизни и обратить свои взоры на Того, Кто один может называться благим.

Христос желает, чтобы люди перестали полагаться на привычные институты власти, а доверились Тому, Кто один может называться могущественным. Иисус помогает людям понять, что свои страхи и надежды они должны связывать не с переменчивыми историческими условиями, а с Тем, Кто является Господином времени и Кто один достоин благоговейного ужаса и восторженного упования.

Нашу привязанность к условностям Он переадресовывает Безусловному. Это не значит, что Христос хочет, чтобы мы забыли об этом мире и посвятили себя миру иному, нет: мы должны забыть любой мир: и прошлый, и будущий, и материальный, и духовный посвятить себя Тому, Кто сотворил все миры и Кто выше их всех.

И все же это только половина того, что несет в себе понятие «Христос» с точки зрения этики. В общих чертах другая половина уже была представлена выше, когда разговор шел о любви Иисуса к людям и о ее связи с любовью к Богу.

Он — Сын Божий, обладающий высшей нравственностью и проявляющий перед лицом Божиим Свою любовь, надежду, веру, послушание, смирение, а потому Он — нравственный посредник, через которого Отец сообщает людям Свою волю.

Он любит Отца как человеческий ЭРОС, достигший совершенства, и поэтому любит людей с совершенством божественной АГАПЭ, поскольку Бог есть АГАПЭ. Он послушен воле Отца, и это дает Ему власть над людьми, ибо Он требует повиновения не Себе, а воле Божией. Его упование — в Боге, а потому Он может легко раздавать обещания. Он глубоко верит в Бога, Который никогда не обманет, и это значит, что Ему самому можно доверять.

В безграничном смирении, какое в идеале подобает человеку, Он превозносит Бога и в то же время смиряет людей, оделяя незаслуженными милостями. Отец Иисуса Христа есть Тот, К сказал: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ», и сыновнее положение означает встречное движение двух потоков: от людей к Богу, от Бога к людям; от мира в Потустороннюю Реальность, из Потусторонней Реальное в мир; от дел к Благодати, от Благодати к делам; из времени в Вечность, из Вечности во время.

Нравственное значение сыновнего положения Иисуса Христа по отношению к Богу заключается в цельности. Он не-полубог-получеловек, а единая личность. Будучи человеком, Он полностью посвятил себя Богу, а будучи с Отцом одно, целиком направил Свою заботу на людей. Он посредник, а не «золотая середина».

Он не источник, из которого равновеликими потоками изливаются любовь к Богу и к человеку, послушание Богу и кесарю, вера в Бога и в природу, надежда на Божию помощь и на человеческие усилия. Скорее, в Нем, как в линзе, собираются лучи из двух светильников, в Нем соединяются два противоположно направленных движения: от Бога

к человеку и от человека к Богу, и по качеству они различаются так же, как отличны друг от друга АГАПЭ и ЭРОС, власть и послушание, обетование и надежда, унижение и слава, верность и доверие.

Для того чтобы адекватно описать Иисуса Христа, уместны и другие подходы, кроме этического. Тем не менее, как показывает история церкви и развитие догмы, любой подход приводит к тому же конечному результату: притягательность личности и власть Иисуса Христа над людьми никогда не основывались на одних только Его личных качествах. Сын Отца, Он обладает двойственностью природы, что выражается в том, что как человек Он живет для Бога, а как Бог Он живет среди людей и для людей. Вера в Него и пре­данность Его делу вовлекает человека в этот двойной поток от мира к Богу, от Бога к миру[26].

Вывод

Ранее мы уже говорили о том, что Церковь названа "Дом Божий" (1 Тимофею, 3:15); "Жилище Божие" (Ефесянам, 2:22); "Божие строение" (1 Коринфянам, 3:9); “Храм Божий" (1 Коринфянам, 3:16); “Дом Христа” (Евреям, 3:6);

Все эти места Писания учат, что Бог живет в людях, и они являются внешним проявлением Его на земле.

Они подобны Христу, не только в слове, но и в деле и истине. Всё выше казанное о Христе применимо и к нам как к Церкви, в том смысле, что Церковь является выражением Христа в реальной жизни в каждом отдельно взятом месте. Она является Божьим храмом, жилищем Бога.

Еф.1:22-23 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Церковь это тело Христа, где голова - Иисус Христос. Тело без головы - это труп. Так как истинная церковь всегда жива, то говоря Церковь, мы подразумеваем Христос.

 

Понятие «Общество»

После скромной попытки объяснить понятие «Христос», теперь попробуем дать определение слову «общество». Что оно означает в контексте наших рассуждений о «неразрешимой проблеме» отношений между Христом и обществом.

Нам для начала нужно не богословское толкование, а просто описание явления — ведь именно мнения богословов составляют сегодня источник споров между христианами.

Для некоторых из них общество составлено из неверующих людей и по сути своей

есть чисто светское понятие без положительных или отрицательных оттенков смысла; для других оно является безбожным в крайне негативном значении слова, то есть враждебно Богу или поклоняется идолам; есть и такие, для кого общество опирается на естественное, разумное знание Бога или Закона Божия.

И если мы хотим оставаться беспристрастными христианам, то придется постараться отмести все эти три точки зрения, по крайней мере, в начале разговора.

Общество, о котором идет речь, не относится к какой-то конкретной цивилизации, будь то греко-римская, средневековая, современная европейская или какая-либо еще. Некоторые теологи и антропологи, считают, что христианская вера неразрывно связана с западным обществом. При этом общество понимается либо как культура, где исторический процесс неразрывно связывает все эпохи, начиная с I века н. э., либо как серия отдельных, хотя и связанных цивилизаций.

Например, по мнению Э. Трельча, христианству нечего сказать представителям иных культур, а те, в свою очередь, не могут встретить Христа, не став прежде членами западного общества[27].

Создается впечатление, что уважаемому «специалисту по Богу» ничего не неизвестно о трениях между Христом и западным миром, о том, что для коренных представителей этой цивилизации Христос никогда не был полноправным членом культурного общества. Более того, восточные христиане и верующие развивающихся стран ищут Христа не столько западного, сколько близкого им и их культуре, освобожденного от всего, по их мнению, наносного. Поэтому «общество», о котором идет речь, — не частное событие, оно имеет глобаль­ный характер и свои закономерности, хотя и может быть воспри­нято нами только через конкретные проявления общих тенден­ций, поскольку выражено на языке западных терминов.

Также недопустимо ограничиваться узким пониманием «общество» как некоей фазы в развитии социальной организованности человечества или как некоего уровня технического прогресса. Подобными определениями часто грешат те, кто пытается вы­разить нашу проблему в терминах отношения Христа к науке и философии (при решении вопроса о связи откровения и разума) или в терминах Его отношения к политическим институтам (при решении вопроса о взаимном влиянии церкви и государства).

Ошибочно также рассматривать «общество» как совершенно самостоятельное понятие — в отрыве от религии и государства. При таком определении общество отличается от двух других сил своим неавторитарным характером.

Ричард Нибур в своём великолепном труде «Христос и общество» приводит цитату из Якоба Буркгара, который утверждает, что общество представляет собой «сумму всего того, что СЛУ­ЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ сложилось из достижений в области мате­риального прогресса и из проявлений духовно-нравственной жиз­ни: общественные отношения, наука и техника, искусство, литера­тура. Это царство всего изменчивого, свободного и необязательно всеобщего, то есть такого, что не претендует на роль аппарата при­нуждения»[28]. Оружием этого общества является речь, а венцом его духовности становится искусство.

Безусловно, взаимоотношения Христа и данных элементов цивилизации осложнены рядом проблем, однако возмож­но ли провести четкую границу между ними и теми трудностями, которые рождаются при соприкосновении Иисуса с политико-ре­лигиозной сферой?

Теория Я. Буркгардта производит впечат­ление надуманной и запутанной, потому что он определяет снача­ла общество, исключая из него религиозный аспект, а потом — религию, включая в неё Христа. Но ведь мы уже выяснили, что нередко изучаемая здесь проблема особенно остро проявляется в области религии, когда приходится задаваться вопросом о связи Христа с принятыми среди людей верованиями.

И опять же, определение понятия «общество» оказывается слишком узким для наших целей, если обозначить резкую границу между ним и цивилизацией, отводя последнему термину значение развитых, технических, городских, а иногда даже отмирающих форм социальной жизни.

Б. Малиновский отмечает, что когда мы говорим о Христе и обществе, то подразумеваем при этом весь процесс человеческой деятельности, которую порой все-таки называют «обществом», а порой — «цивилизацией», и данный процесс отражается на обыденной речи. Это есть «искусственна вторичная среда обитания », которой человек заменяет свое естественное окружение. Она включает в себя: язык, нравы, обычаи, традиции, идеи, убеждения, общественное устройство, достижения современной техники, материальные и нравственные ценности[29].

Именно это социальное наследие, эта реальность в своем роде, которую Новый Завет часто описывает словом «мир», которая существует во многих формах и которую христиане, как все люди, не могут не учитывать, и есть то, что мы подразумеваем под «обществом» [30].

Хотя и трудно определить сущность этого понятия, можно попробовать описать некоторые из его основных характеристик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: