Добродетели Христа - Послушание




Аналогично обстоит дело и с добродетелью ПОСЛУШАНИЯ. Христианские экзистенциалисты нашей эпохи заметили, что Иисус отличается добродетелью радикального послушания, и решили, по­добно своим предшественникам, описать Его и Его учение как ос­нованные на одном этом качестве.

Р. Бультман пишет, что понять проповедь Иисуса о воле Божией и о нравственности, столь непо­хожую на греческий идеал человека, на современную этику авто­номии и на модную ныне теорию ценностей, возможно лишь тогда, когда будут определены ее связь с иудейской религиознос­тью и их отличие друг от друга. Тогда станет ясно, что «этика Иису­са совершенно идентична иудейской и является этикой послуша­ния, а единственное, хотя и коренное отличие между ними — это то, что Иисус придал идее послушания радикальный характер»[23].

По мнению Р. Бультмана, такая особенность выражается в том, что для Него не существует никакого уровня власти между Богом и человеком, ибо «радикальное послушание имеет место лишь тог­да, когда человек внутренне принимает требуемое от него и видит заповеди как исходящие исключительно от Самого Бога... Если по­слушание заключается только в повиновении непонятным приказам оно не настоящее».

Кроме того, радикальность предполагает участие человека, так что «он не только послушно ДЕЛАЕТ что-то, но по сути своей ЯВЛЯЕТСЯ послушным», а когда ему приходится выбирать «или — или», он не старается занять нейтральную позицию, а мужественно вступает на путь сознательно­го решения, пытаясь разобраться, где добро, а где зло.

И опять, как и в случае трактовки с позиции «любви», следует признать очевидную истину. Иисус был послушен, и Его послу­шание действительно имело радикальный характер, что верующие признавали с самого начала. Они восхищались тем, что Он был «послушным даже до смерти», что в нелегкой Гефсиманской мо­литве смирился перед лицом предстоящих страданий. Они видели, что Он сошел с небес не по своей воле, но по воле пославшего Его Отца, и с благоговейным восторгом отмечали, что «послушанием одного сделаются праведными многие». Они находили утешение в том, что на небесах есть Первосвященник, который, хотя и Сын, по­знал послушание страданиями.

Они осознавали, что такой ради­кальный характер послушания связан с законом, власть которого превосходит привычные мерки: он обращен к человеку как цело­му, так что ни одна тайная мысль и ни один явный поступок не остаются вне сферы, ему подотчетной, и невозможно пренебречь обя­занностью быть послушным.

И все же чего-то недостает в экзистенциальном портрете по­слушного Христа. Дело не только в том, что одну добродетель опять сделали источником всех остальных. Ее рассматривают как совер­шенно не связанную с присутствием Божиим, хотя именно оно придает радикальность всем чертам личности Иисуса Христа.

Р. Бультман не смог найти никакого реального смысла в еван­гельском учении о послушании. По его словам, Иисус ничего не говорит «ни о долге, ни о добре. Человеку достаточно знать, что Бог поставил его перед необходимостью принимать решения в каждой конкретной ситуации, здесь, сейчас. А значит, ему надо самому знать, что от него требуется... Человек сталкивается с проблемой выбора безоружный: у него нет никакого определенного стандарта поведения, никакого твердого основания. Он стоит один в пустынном месте... Он [Иисус] видит только одинокого индивида, стоящего перед волей Божией.., У Иисуса вообще нет этического учения, если под «учением» понимать законченную, разумную теорию, подходящую для всех людей и наставляющую их, что делать и чего не делать»[24].

Более того, хотя Бог и удостаивается упоминания как Тот, Кому надо повиноваться, идея Бога, приписываемая Христу, столь же выхолощена, как и идея послушания. Для либералистов Бог был синонимом человеческой любви, для экзистенциалистов Он становится синонимом нравственного выбора. Он — «Сила, побуждающая человека принять решение»; найти Бога могут, только те «кто по настоящему постигнут смысл собственного существования»; наконец, «Бог должен исчезнуть для человека, который не знает, жизнь заключается в полной свободе принятия решений».

Враждебность экзистенциализма по отношению к спекулятивным и натуралистическим идеям о Боге объяснима, но зачем приписывать Христу взгляды на свободу, характерные для XX или XXI веков и делать из новозаветного Иисуса карикатуру? Будучи радикально послушным воле Божией, Христос знает, что это — воля Творца вселенной и Господина истории; что у воли Всевышнего есть разумное содержание; что именно Богом даны десять заповедей; Он милости желает, а не жертвы; что Он требует не только послушания, но также веры и любви; что любовь к Богу должна находить свое выражение в любви к ближним, ибо они — дело рук Его любимое творение.

Да, Иисус «радикально послушен», но при этом знает, что без веры и любви не смог бы повиноваться, и что все эти добродетели дарованы Богом. Его послушание — это взаимоотношения с Богом, Который не просто «Некто, ничем не связанный», встречаемый нами в момент принятия решений. Поэтому радикальность не возникает сама по себе, кроме того, радикальное послушание неотделимо от радикальной любви, надежды, веры. Это послушание Сына, а быть сыном значит больше, чем «повиноваться тому, кто требует повиновения».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: