Основные характеристики общества




Во-первых, общество всегда неразрывно связано с СОЦИАЛЬНОЙ жизнью людей. Как пишет Б. Малиновский, «суть общества, в котором мы живем, которое ощущаем, за которым ведем научные наблюдения, сводится к тому факту, что человеческие существа склонны объединяться в постоянные группы»[31]. Трудно сказать, действи­тельно ли вся суть общества сводится к этому факту, но в любом случае данное явление можно смело назвать его отличительной особенностью. Люди по-разному используют общество, они что-то в нем переделывают, приспосабливают к своим целям, но все перемены и способы их осуществления остаются в сфере соци­альных отношений.

Общество есть культурное наследие, которое люди передают и принимают. Если некое явление имеет сугубо личный характер, не происходит из социальной жизни и в нее не возвращается, то оно не может стать чертой общества. Соответственно и социальная жизнь всегда связана с общественными отношениями. Похоже, что антропология наконец-то полностью отказалась от романтической идеи о «естественном образе жизни», где бы не было места высо­коорганизованным и развитым формам культуры, обычаев, социаль­ного устройства. Общество и совместное сосуществование людей неразрывно связаны.

Во-вторых, общество есть сумма ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕ­СТВА. Оно отличается от природы тем, что несет знаки созидатель­ной деятельности человеческих существ. Так, река, обломок грани­та, вопль — явления природы; канал, наконечник стрелы, слово — черты общества. Ум и руки человека трудятся, и плодом этих усилий оказывается часть культурного наследия, которая будет оставлена потомкам.

Наше общество было принято нами не от внеземной цивилиза­ции и не от посторонних людей, кому результат передачи был бы неинтересен, а процесс — безразличен. Здесь играют роль: речь, воспитание, традиции, мифы, искусство, философия, формы правитель­ства, законы, ритуалы, верования, наука, техника, изобретения. Инте­ресно, что, с одной стороны, общество строится на достижениях прошлых поколений, с другой же — никто этими достижениями обладать не может, если только не затратит собственных усилий.

Чтобы пользоваться дарами природы, нет нужды совершать обязательно целенаправленные действия, но в то же время дары общества доступны только усердному и разумному существу. Речь приобретается с затратой усилий, правительство не может устоять без постоянных ухищрений и борьбы за существование, научные методы исследований должны быть переосмыслены каждым новым поколением. Даже материальные результаты общественной деятельности будут бесполезны, если не научиться ими правильно пользоваться. Когда мы пытаемся расшифровывать древние письмена или решать проблемы современной цивилизации, важно помнить одно: перед нами или нечто, сознательно созданное человеком; или нечто, что он может сделать; или же нечто, что о должен совершить. Итак, обществом мы называем рукотворный мир, плод человеческих замыслов.

В третьих, описанные выше достижения человечества появились на свет с определенной целью, а потому общество представляет собой МИР ЦЕННОСТЕЙ. Можно ли судить о ценности явлений природы — вопрос спорный, что же касается событий в обществе, то здесь сомнений не возникает. Все, что люди делали и делают, творится ими намеренно, ради какого-то конечного результата. Невозможно описывать общество без учета целей, движущих его членами.

Далее следует отметить, что ценность достижений человечества связана главным образом с тем, что ХОРОШО ДЛЯ ЛЮДЕЙ.

Философы могут рассуждать о целях, которым служит общество, являются ли они идеальными или материальными, заключена ли идея ценности в духовном видении или в биологических потребностях человека. Но так или иначе, все мыслители в конце концов приходят к выводу, что человек должен служить только на благо самому себе, ибо он — мера всех вещей[32].

Пытаясь определить значение своей деятельности для общества, человек в силу греховности, начинает с себя как с главной ценности и источника всех остальных ценностей. Хорошо то, что хорошо для него. Животные в обществе одомашниваются или уничтожаются, если эти меры слу­жат благу человека. Богу или богам поклоняются, если это помо­гает поддерживать и улучшать жизнь людей. Идеям и идеалам слу­жат, если благодаря им личность может самореализоваться.

Но хотя поиск того, что хорошо для человека, преобладает в общественной деятельности, не очевидно, что такой антропоцент­ризм исключает любую другую активность. Нас не удивляет, ког­да люди прилагают значительные усилия ради спасения природы; более того, в обществе довольно часто преследуются цели, не име­ющие непосредственного отношения к человеческому существова­нию. Как в первобытные времена, так и в нашу эпоху представле­ния людей об устройстве мира включают наряду с им подобными и других существ. Себя они считают представителями жизни, а потому общественные организации и законодательство, искусство и религия выражают некоторое уважение к жизни, даже в нечело­веческих ее формах. Кроме того, они называют себя представите­лями мира разумных существ, а потому совершают разнообразные подвиги ради Разума. Они поклоняются богам, но и к этому их побуждает непреодолимое желание добра для самих себя.

Мы должны понимать, что не существует общества, в котором бы воплотились идеалы гуманизма в широком смысле слова. На прак­тике в каждом конкретном обществе выделяется подгруппа или класс, захватывающий положение законодателя в сфере ценностей, навязывающий другим то, что хорошо для него одного, и оправ­дывающий такие действия разговорами о своей особой роли как представителя чего-то всеобщего.

Общество при всем многообразии его разновидностей всегда стремится к ВОПЛОЩЕНИЮ ЦЕННОСТЕЙ В ОСЯЗАЕМЫЕ ФОРМЫ.

Это не значит, что все, чего человек старается достичь обязательно относится к области материальных благ, хотя они составляют основную часть культурного наследия. Былобыошибочным обвинять общество в вещизме, как будто интерес людей ограничены их физическими потребностями. Даже при экономическом подходе к понятию «общество» всегда учитывав наличие неких нематериальных ценностей, которые человеку столь же необходимы, как и те, что касаются его биологического существования.

Помимо еды, питья, одежды, продолжения рода и экономического порядка люди желают чего-то еще. И все же даже это «что-то» должно принять осязаемые формы; высшее благо человека, разум и достоинство личности находят конкретное выражение в пространстве и времени. Если воспользоваться несовершенными терминами из теории духовных ценностей, то это будет выглядеть так: престиж и слава в той же степени, как красота, истина и добро, представлены в виде чувств, воображения имышления, а усилия человека века направлены как раз на то, чтобы перевести мысленные образы в конкретные — осязаемые, видимее или слышимые — формы.

Блистательно об этом пишет Ричард Нибур: «Пропорции и гармония, ритм и размер, значение и идея возникают в самой глубине человеческого сердца как впечатления от явлений природы, от событий в обществе, от мира грез... И вот уже кисть художника с невероятным усердием танцует по поверхности холста, с печатного станка выходят тома с описаниями философ­ских систем и научных формул, резец скульптора «убирает все лишнее» у глыбы белоснежного мрамора, а вереница черных значков соединяет разрозненные звуки в симфонию или балладу. Идеалы справедливости и мечты о славе ценой огромных страданий находят воплощение в юридических документах, красочных церемониях, имперских притязаниях, правительственных структурах, аскетичном или другом неадекватном образе жизни[33].

Поскольку осязаемые вещи сделаны обычно из весьма хрупкого и недолговечного материала, общество озабочено тем, КАК СОХРАНИТЬ ЦЕННОСТИ, ничуть не меньше, чем тем, как воплотить их в столь преходящую форму. Со все возрастающим старанием

люди пытаются сберечь как культурное наследие, так и плоды собственного труда. Дома, школы, храмы, дороги, машины непрерывно требуют ремонта. Пустыня и джунгли угрожают каж­дому гектару обработанной пашни.

Менее материальные достижения прошлого подвергаются еще большей опасности. Системы государственных законов и граждан­ского права, общепринятые нормы поведения, способы мышления, светские и религиозные университеты, техника живописи, литера­турный язык, да и сама мораль, — все они нуждаются в постоян­ной заботе, и, чтобы их сохранить, недостаточно побелить стены и навести порядок среди документов. Здания и книги — всего лишь символы того, что должно быть заново начертано «на скрижалях сердца» каждого родившегося человека. Если вдруг подведут вос­питание и образование только одного поколения, то вся великолеп­ная пирамида достижений прошлого рухнет.

Общество есть социальная традиция, и, чтобы ее сохранить, не­обходима мучительная борьба, но не с силами природы, а с револю­ционно или критически настроенными социальными элементами, то есть с человеческим разумом. Но что бы мы ни рассматривали — обычаи или исключения из правил, — вывод остается прежним: общество не может существовать, если значительная доля чело­веческих усилий не прилагается для обеспечения сохранности па­мятников культуры в самых разных смыслах этого слова.

И, наконец, нельзя обойти вниманием МНОГООБРАЗИЕ, столь характерное для любого общества. Люди стремятся реализовать в пространстве и времени очень большое число ценностей. Никако­му обществу не удается воплотить в жизнь сразу все, да никакое общество и не пытается. При этом в нем сосуществуют многие институты с иногда пересекающимися целями и порой противоречащими друг другу интересами.

Ценностей так много отчасти потому, что людей на свете много. В обществе есть силы, ищущие блага для мужчин и для женщин, для детей и для взрослых, для господ и для подчиненных; понятие добра вообще приспосабливается к требованиям конкретных подгрупп и слоев населения. Но и это еще не все.

Каждый человек имеет свои собственные, личные интересы, его индивидуальность складывается из сложного сочетания желаний души и тела, его намерения бывают эгоистичны и альтруистичны, у него есть некие отношения с другими людьми, с природой и со сверхъестественными существами.

Даже при описании общества с точки зрения биологии или экономики экспертами признается наличие самых разнообразных интересов помимо «фундаментальных» экономических или биологических ценностей.

В реальном же обществе нет единства даже в той мере, в какой нам его рисуют подобные описания. Ценности, которые отражены в привычном поведении, крайне многочисленны, разнообразны и часто несовместимы друг с другом, а потому общество всегда в большей или меньшей степени озабочено тем, как не дать мелким конфликтам перерасти в катастрофу и как удержать вместе столь противоречивое смешение людей, ищущих своей выгоды и увековечивающих свои идеалы в виде, увы, недолговечных символов.

Нет конца попыткам соединить спокойствие с богатством, справедливость с порядком, свободу с благополучием, истину с красотой, научные факты с нравственностью, технические новшества с житейской мудростью, святость с жизнью и все это вместе взятое — со всем остальным. Среди многих ценностей может найтись место и для Царства Божия, хотя вспоминают о нем редко (как редко попадается купцу, ищущему хорошие жемчужины, одна необычайно драгоценная). Иисус Христос и Бог-Отец, Евангелие и церковь, спасение и вечная жизнь оказываются лишь второстепенными элементами многообразной и сложной социокультурной ситуации.

Итак, мы рассмотрели несколько очевидных свойств, отличающих то общество, в котором приходится жить любому христианину и власть которого каждый верующий вынужден как-то учитывать наряду с господством Иисуса Христа. Порой мы склонны видеть основную проблему человечества в соотношении благода­ти и плоти, но в реальной жизни различить плотское и мирское мало кому удастся.

На основе выше сказанного повторимся ещё раз: обществом мы называем рукотворный мир, плод человеческих замыслов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: