Граница муниципального образования – это черта, которая отделяет его территорию от территории других муниципальных образований. Установление и изменение границы муниципального образования, в конечном счете, влияет на размеры и др. характеристики территории муниципального образования. Поэтому крайне важным представляется правовое регулирование вопросов, связанных с установлением и изменением границы муниципального образования.
Вопросам установления и изменения границ муниципальных образований посвящены статьи 10-13 упомянутого Закона № 131-ФЗ. Предусматривается, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.
Таким образом, отличием Закона № 131-ФЗ является то, что в нем предусмотрена процедура изменения границ муниципальных образований. В частности, изменение границ муниципального образования, возможно, осуществить законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти. При этом изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, возможно с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Аналогичное правило действует и в отношении изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям др. поселений. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям муниципальных районов или поселений, возможно с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
|
В Законе № 131-ФЗ оговаривается, что изменение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной численности населения после установления законами субъектов РФ границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
После 1 января 2006 года, даты, с которой начали применяться положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме и органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступили к решению вопросов местного значения, продолжился процесс совершенствования территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ.
В жизни возможна ситуация, когда возникает необходимость преобразования муниципального образования. Под преобразованием муниципальных образований понимается объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
|
Согласно ст. 13 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» преобразование муниципальных образований осуществляется региональными законами по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с указанным федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Стоит отметить, что количество муниципальных образований разных типов изменяется вследствие смены статуса с городского поселения на сельское и наоборот, что не является преобразованием муниципального образования.