Рынок г. Иванова можно охарактеризовать с помощью оценочного листа перспективности рынка. Оценим перспективность рынка, результаты оценки представим в таблице 8. Данную оценку провели маркетологи фирмы ООО «Нола».
Таблица 8
Лист перспективности рынка
Характеристики рынка | Неблагоприятные | Удовлетворительные | Благоприятные | ||||||
1. Деловая активность 2. Уровень цен 3. Насыщенность рынка 4. Качество продукции 5. Ассортимент товара 6. Конкуренция 7. Развитость коммуникаций 8. Уровень жизни населения 9. Развитость правового регулирования 10. Совпадение культурных и национальных традиций | + + | + + | + | + | + | + + + |
Средняя оценка по данным таблицы составляет 46 (сумма оценок рынка по всем десяти характеристикам). Это чуть меньше половины возможных набранных баллов, следовательно, выход с товарами на данный рынок находится в поле большого риска, но и возможности успеха.
Оценку конъюнктуры рынка проведем в таблице 9.
Таблица 9
Оценка конъюнктуры рынка
Индикаторы рынка | |||||||||||
Поставка | Продажа | Запасы | Цены | ||||||||
рост | стаб | спад | рост | стаб | спад | рост | стаб | спад | рост | стаб | спад |
+ | + | + | + |
I продажи =I запасов, следовательно, в нашем случае рынок покупателя.
Емкость рынка покупки товаров можно определить по разным методикам. Одна из формул следующая:
Е= Еперв+Еповт+Едоп,
где Еперв- первичный потребитель;
Еповт- повторный;
Едоп- постоянный покупатель.
По оценке маркетологов:
Еперв = 80
Еповт=70
Едоп=60
Е = 80 тыс. руб. +70 тыс. руб. +60 тыс. руб. = 210 тыс. руб. ежедневно - товарооборот товаров магазина ООО «Нола» в городе.
|
Маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и потому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям и т. д.
Постановка целей связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую за данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием рынках и на новых.
При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых работ. Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающей объемы, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т. д.
Подсистема направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия.
Подсистема имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов. Она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов.
У предприятия есть богатый опыт и налаженные каналы оптового сбыта товаров. Это даст относительную экономию в издержках обращения, а также позволит оставить в распоряжении предприятия всю суму розничной торговой наценки с указанного объема товаров.
|
Рентабельность продаж составляет не менее 12 %, что гораздо выше среднеотраслевых показателей.
Контроль за конкурентами необходим в условиях выработки обоснованной стратегии в области маркетинга и менеджмента. Данный контроль возможен на основе развитого информационного обеспечения.
Существует два подхода к классификации конкурентов:
1) активные (действующие) и потенциальные;
2) конкуренты по отдельным элементам комплекса маркетинга:
- по товарам – имеют одинаковые товары, проводят схожую товарную политику, в т.ч. способ товара и предложения;
- по сбыту – в основном сбытовики товаров широкого потребления;
- по цене – учитывается на товарах предварительного выбора и особого спроса.
Анализ дополняется сопоставлением темпов роста продажи и запасов, указывающих, в нашем случае, на сбалансированность рынка, т. к. для продажи и услуг фирмы ООО «Нола» характерна ситуация, при которой предложение соответствует спросу и лишь в редких случаях превышает его. Исходные данные для оценки емкости рынка представлены в таблице 10.
Таблица 10
Сравнительный анализ конкурентов в Ивановской области
Продавец | Ассортимент | Качество | Цена |
ООО «Нола» ООО «Манго» ООО «Sella» ООО «ТВОЕ» «MEХХ» «Ostin» ИП | Широкий Широкий Средний Узкий Средний Широкий Узкий | Высокое Среднее Высокое Высокое Среднее Высокое Низкое | Средняя Средняя Высокая Низкая Низкая Высокая Средняя |
Для расчетов по алгоритму примем следующие допущения: базовым предприятием является фирма ООО «Нола» (ее коэффициент поэтому всегда =1).
|
Бальная оценка ассортимента: Узкий - 1 балл, Средний - 2балла, Широкий - 3 балла. Экспертная оценка качества также соответствует номеру его ранжирования: Низкое - 1 балл, Среднее - 2 балла, Высокое - 3 балла. Бальная оценка цены противоположна качеству: низкая - 3 балла, средняя - 2балла, высокая - 1 балл.
Общая емкость рынка по Ивановской области 150 000 единиц изделия в год (при расчете учитывается, что население г. Иваново составляет 410 000 человек, в среднем семья состоит из 3 человек, в день на 1 семью необходимо 1 условное изделие – например, кофта).
Преобразуем таблицу 10 в таблицу 11:
Таблица 11
Выявление доли рынка торговых предприятий
Производитель | Ассортимент | Качество | Цена | Сумма рейтинга | Прогноз доли рынка | ||||
Балл | Рейтинг* | Балл | Рейтинг* | Балл | Рейтинг* | шт. | % | ||
ООО «Sella» | 3,00 | 16,4 | |||||||
ООО «Нола» | 0,33 | 2,33 | 12,7 | ||||||
ООО «Манго» | 0,67 | 1,5 | 3,17 | 17,3 | |||||
ООО «ТВОЕ» | 0,33 | 1,5 | 2,83 | 15,4 | |||||
«MEХХ» | 0,67 | 0,67 | 1,5 | 2,84 | 15,5 | ||||
«Ostin» | 0,5 | 2,50 | 13,6 | ||||||
ИП | 0,33 | 0,33 | 1,66 | 9,1 | |||||
ИТОГО | . | - | - | - | - | - | 18,33 |
· рейтинговая оценка по отношению к предприятию ООО «Нола».
· Пример расчета для фирмы ООО «Нола»: 150 000* 3/18,33= 24 550 шт.
Таким образом, согласно этой модели, фирма ООО «Нола» в данный момент времени может рассчитывать на 12,7% рынка Ивановской области. Увеличить долю на рынке можно с помощью некоторого уменьшения цен, но главное здесь правильно разработать эффективную программу продвижения товара.
В таблице 12 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по трикотажным изделиям, которые продают два ведущих торговых предприятия города: ООО «Нола» и ООО «Манго», «Sella».
Таблица 12
Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности товара (кофта) у ООО «Нола», ООО «Манго», «Sella»
№ | Показатели сравнения | ООО «Sella» | ООО «Нола» | ООО «Манго» | |
Оптовая цена | |||||
Качество товара | |||||
Зрительные характеристики | |||||
Ассортимент | |||||
Упаковка и ее дизайн | |||||
Техническая оснащенность отдела продаж | |||||
Наличие рекламы | |||||
Организация сбытовой стратегии | |||||
Система скидок | |||||
Имидж товара | |||||
Использование новейших технологий | |||||
Доля продаж товара на ивановском рынке | |||||
Средний балл по показателям | 4,08 | 4,00 | 4,42 |
Как видно из таблицы 12, конкурентные преимущества по своим качествам имеют товары, продаваемые торговыми предприятиями ООО «Манго» и «Sella», значит ООО «Нола» есть к чему стремиться.
Проведем конкурентный анализ деятельности предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где реализуются такие же товары и услуги, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты:
1) ООО «Манго»
2) Частные предприятия (ИП)
3) ООО «Sella».
Представим основные характеристики конкурентов в таблице 13.
Таблица 13
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Нола»
Характеристики конкурирующих предприятий | ООО «Манго» | Частные предприятия (ИП) | ООО «Sella» | ООО «Нола» |
Качество услуг и товара | Среднее | Среднее | Высокое | Высокое |
Привлекательность внешнего вида | Низкая | Низкое | Высокая | Высокая |
Цена | Средняя | Средняя | Высокая | Средняя |
Занимаемая доля рынка 2009г, % (оценка) | ||||
Занимаемая доля рынка 2010г, % (оценка) | ||||
Стабильность продаж | Высокая | Средняя | Средняя | Высокая |
Как видно из таблицы 13, основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является ООО «Манго». Однако, в силу большой разницы качества услуг, потребительские предпочтения населения склонны к услугам и товарам ООО «Нола». В то же время такие производственные издержки ООО «Нола» позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своих услуг, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к услугам и товарам конкурентов. Кроме того, будучи производителем услуг, а не дистрибьютором ООО «Нола» может более оперативно реагировать на изменение спроса. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики Иванова и Ивановской области. Ивановская область является одним из наиболее бедных регионов нашей страны, что, конечно же, отрицательно сказывается и на деятельность ООО «Нола» в целом.