ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 12




1. Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства учителя – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность», которое характеризует сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности, широко применяется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

А.К. Маркова определяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых определяет зрелость человека в профессиональной деятельности:

– специальная компетентность, которая представляет собой владение собственно профессиональной деятельностью на вполне высоком уровне, возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность, т. е. владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством и принятыми в определенной профессии приемами профессионального общения;

– социальная ответственность за результаты своего труда;

– личностная компетентность, которая проявляется во владении способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность, наличие способов самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, способность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой – с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:

– самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности;

– воспитательной деятельности;

– научно-методической и научно-исследовательской деятельности;

– социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;

– коррекционно-развивающей управленческой деятельности.

Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:

1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя;

2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога включаются в квалификационную характеристику выпускника, получившего специальность «учитель», представленную в государственном стандарте высшего профессионального образования.

2.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).

В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.

Основными принципами педагогического мониторинга являются:

принцип научности;

принцип профессиональной целесообразности;

принцип непрерывности, целостности и преемственности.

2. Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая, управляемая подсистемы, стадии, результат.

Цель - отслеживание уровня повышения квалификации педагогических работников в образовательном процессе.

Объект – профессиональная деятельность педагогов.

Предмет – процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.

Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующей (общее программное руководство, стратегия управления), старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание пед. процесса).

Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.

Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:

Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.

Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.

Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д.), проведение индивидуальной коррекционной работы.

Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей о результатах.

Таким образом, знание старшим воспитателем технологической модели педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов и ее системное применение в практике работы с педагогическими работниками, предопределяет результативность процесса повышения уровня профессиональной квалификации педагогов. При таком подходе появляется возможность своевременно корректировать процесс повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников.

3. Технологический инструментарий включает в себя следующие компоненты:

· положение об аттестации,

· диагностическую программу оценки деятельности педагога,

· образец бланка экспертного оценивания аттестационной комиссией,

· социально-профессиональная характеристика на педагога,

· профессиональная карта педагога.

Первые четыре компонента раскрывают содержание требований к повышению уровня квалификации. Последний компонент отражает содержание самого процесса повышения профессиональной квалификации педагога.

4. Педагогический мониторинг позволяет осуществлять научное управление образовательным процессом на основе фактического состояния воспитательно-образовательного процесса.

Методическая работа с кадрами строится на диагностической основе, дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В результате изучения профессионализма педагогов разделены на 3 категории:

· педагоги, нуждающиеся в активной помощи – это молодые специалисты (без категории);

· педагоги, с устоявшимся стилем работы – это педагоги, которые нуждаются в некоторой помощи (со второй категорией);

· педагоги, работающие на самоконтроле и имеющие достаточный творческий потенциал (это педагоги с первой и высшей категорией).

Особо важное значение приобретает заключительный анализ работы по итогам года, что позволяет выдвигать дальнейшие актуальные цели и строить управление по конечным результатам.

Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в его профессиональной карте.

Изучив множество разработок диагностических карт изучения личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения, мы выбрали наиболее приемлемую для нашего педагогического коллектива.

Профессиональная карта педагога состоит из 5 разделов. Каждый раздел отражает определенный показатель уровня квалификации.

В первом разделе указываются общие сведения о педагоге: Ф. И. О., дата рождения, сведения об образовании, повышение квалификации и т. д.

Во втором разделе описывается характеристика методической работы:

· владение педагогическими технологиями,

· участие в методических мероприятиях (города, области),

· открытые мероприятия, проводимые педагогом,

· методические разработки, дидактические материалы,

· методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность,

· участие в общественной деятельности.

Затем в третьем разделе дается характеристика деятельности и общения педагога по годам. Сюда вносятся результаты самооценки и оценок администрации. При чем критерии оценки определяются по 5-ти уровневой системе, предложенной Марковой Е. К. Здесь же проводится определение стиля общения с детьми по диагностике авторов Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко.

На основании анализа профессиональной карты педагога, составляется предварительное итоговое заключение о результатах повышения уровня квалификации педагогического работника за определенный период времени, к которому прилагается профессиональная карта педагога, а также рекомендация руководителю на конкретного работника.

Таким образом, знание старшим воспитателем механизма итоговой оценки результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога создает необходимые условия для оценки деятельности самого старшего воспитателя в этом направлении с одной стороны и во многом предопределяет успешность прохождения аттестации педагогического работника, повышения уровня квалификации с другой стороны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: