Современный этап становления и развития профессионально-педагогического образования в России можно считать начавшимся с принятия на государственном уровне стандартов высшего и среднего профессионально-педагогического образования (2010 г.) и Закона «Об образовании в РФ» (2012 г.). Реализация Закона «Об образовании» предусматривает ликвидацию начального профессионального образования как одного из звеньев системы образования России. Начальная профессиональная подготовка предполагается осуществлять на базе учреждений среднего профессионального образования как одна из ступеней обучения специалиста или в центрах прикладных квалификаций (со сроками обучения от 6 месяцев до полутора лет.). В настоящее время трудно определить, насколько успешной будет реформа начального и среднего профессионального образования. В процессе обсуждения проекта Закона «Об образовании РФ» против ликвидации начального профессионального образования были высказаны следующие доводы:
- предлагаемая в законопроекте форма «ускоренного» обучения взамен начального профессионального образования приведет к обвальному снижению качества рабочих кадров;
- поскольку профессиональное обучение осуществляется без наличия государственного стандарта по произвольным программам, государственный контроль подготовки рабочих кадров становится невозможным;
- если начальное профессиональное образование отсутствует в законопроекте как самостоятельный уровень, то как оно может «Приравниваться» к чему-либо?;
- «ускоренная подготовка» рабочих создает новый для России рынок детского труда, что уже проявляется в широком привлечении детей к торговле, сфере услуг;
|
- «ускоренная подготовка» приведет к тому, что около 1,5-2 млн. выпускников вместо полноценного профессионального образования будут получать примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Профессиональная мобильность таких кадров будет нулевой;
- законопроект противоречит ведущим тенденциям мирового развития профессионального образования, снижает и без того невысокий индекс человеческого капитала;
- в стране исчезнет полноценная государственная система массовой подготовки квалификационных рабочих кадров;
- утере социальной функции образования, которая была для подросткового возраста сосредоточена в системе НПО.
С утверждения Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования по направлению «Профессионально-педагогическое образование» и его реализации в профессионально-педагогическом образовании начались изменения в следующих направлениях:
- начата подготовка компетентностно-ориентированной многоуровневой подготовки бакалавров и магистров профессионального обучения;
- в стандарты вошли общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяют содержание, процесс и результаты становления педагогов профессионального обучения;
- создание научно-педагогической и нормативной базы профессионального и профессионально-педагогического образования;
- переориентация системы профессионально-педагогического образования на подготовку педагогов для среднего профессионального образования.
Анализ истории становления профессионально-педагогического образования позволяет выделить в этом процессе следующие тенденции:
|
- основное направление его развития - это установление соответствия требованиям начального и среднего профессионального образования и производства;
- оно развивалось в соответствии с изменениями и потребностями в цепи «государство -производство - профессиональное образование -профессионально-педагогическое образование»;
- его развитие шло с отставанием от потребностей начального и среднего профессионального образования в педагогическом персонале;
- его становление обусловлено социально-экономическими и технико-технологическими факторами;
- система профессионально-
педагогического образования функционирует на основе собственных закономерностей и принципов, стремиться к стабилизации и дальнейшему развитию;
- становление профессионально-педагогического образования и его дальнейшее развитие связано с преодолением внешних противоречий между:
- потребностью начального, среднего профессионального образования в высококвалифицированных педагогах и недостаточным масштабом такой подготовки в существующей системе профессионально педагогического образования;
- необходимостью обеспечить подготовку педагогов профессионального обучения в сложных социально-экономических условиях и возможностями профессионально-педагогического образования динамично реагировать на воздействия внешних факторов;
- возросшими требованиями к квалификации педагогов профессионального обучения и реализуемыми в профессионально-
|
педагогическом образовании автономными, несистемными мерами, направленными на повышение качества образовательных процессов;
- условиями функционирования образовательных учреждений профессионально-педагогического образования, характеризуемых расширением экономических, образовательных, хозяйственных свобод, и традиционной организацией их деятельности;
- условием развития материальной базы промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и материально-техническим, учебно-методическим обеспечением образовательного процесса в учебных заведениях;
- потребностями в осуществлении научно обоснованного управления развитием профессионально-педагогического образования, перехода к демократическим, правовым формам управления и устоявшимся, устаревшими методами управления, правовыми нормами;
- внешние противоречия явились причиной возникновения внутренних противоречий между:
- требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки педагогов профессионального обучения и ее реальным уровнем в образовательных учреждениях;
- воздействием различных факторов на формирование личности педагогов профессионального обучения и недостаточной координацией деятельности социальных групп, их воспитательных усилий;
- необходимостью демократизации, гуманизации образовательного процесса и авторитарными методами его осуществления, управления;
- достижениями педагогической теории, практики и инертностью образовательных учреждений, педагогического персонала осваивать педагогические инновации;
- потребностями, интересами личности обучаемого, его развития и их реализацией в системе отношений, связей, устанавливаемых в процессе реализации образовательных задач.
На различных этапах становления профессионально-педагогического образования преодоление его внутренних и внешних противоречий, следовательно, переход на новый уровень образования происходило за счет разработки его организационно-педагогических основ.
Дальнейшее развитие профессионально-педагогического образования связано с решением следующих проблем:
- формирование новой системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов, ее организационных основ, содержания, методов, форм и средств его реализации;
- преодоление несоответствия уровня профессионализма современных педагогов профессионального обучения требованиям государства, общества, производства, экономики, образовательных и квалификационных стандартов;
- недостаточность масштабов подготовки педагогов профессионального обучения для удовлетворения потребностей системы профессионального образования;
- установление соответствия профессионально-педагогических специализаций профессиям ключевых отраслей экономики;
- разработка системы управления качеством профессионального и профессионально-педагогического образования;
- адаптация профессионально-педагогического образования к рыночным способам и формам деятельности, маркетинговым исследованиям рынка труда и образовательных услуг, функционированию в конкурентной среде;
- развитие обучающей и воспитывающей инфраструктуры образовательных учреждений;
- обоснование соотношения между психолого-педагогической, производственно-технической, отраслевой и рабочей составляющими подготовки педагога профессионального обучения и методами их реализации в образовательном процессе.