Прогнозы и перспективы развития теории и практики профессионального образования России в XXI веке.




• Основные препятствия на нуги развития профессионального образования — дефициты ресурсов, дисбалансы функционирования и деформации общественного сознания.

• Ведется разработка очередного (четвертого) поколения ФГОС, в рамках которого предполагается непосредственное использование ПС как источника информации о профессиональной квалификации для разработки профессиональных образовательных программ. При этом ФГОС должны регламентировать квалификацию но образованию (готовность выпускника к продолжению образования, самообразованию, реализации принципа обучения в течение жизни).

• Нарастающая тенденция стандартизации образования может быть сбалансирована за счет развития неформального образования, обеспечивающего персональные образовательные потребности обучающегося.

Для того чтобы обеспечить успешное продвижение вперед, нужно, прежде всего, освободиться от того, что удерживает на месте или тянет назад. Для системы российского профессионального образования весь этот балласт может быть выражен формулой «три Д» — дефициты, дисбалансы и деформации общественного сознания.

Дефициты связаны с нехваткой ресурсов. Это те проблемы, которые лежат на поверхности и прежде всего бросаются в глаза. Поэтому, когда говорят о проблемах, которые надо преодолеть, то чаще всего имеют в виду именно дефициты. В числе наиболее острых дефицитов в системе профессионального образования в современной России следует назвать:

— дефицит социального доверия, проявляющий себя в самых разнообразных формах. Работодатели и образовательные организации не доверяют друг другу, поэтому с таким трудом выстраивается система государственно-частного партнерства. Работники органов управления образованием и работники образовательных организаций не доверяют друг другу, поэтому любая проверка превращается в поиск ошибок и недоработок, с последующим наказанием (вместо того, чтобы давать оценку достижениям и совместно находить пути поиска возникающих проблем);

— дефицит квалификации педагогических кадров, связанный с тем, что одна часть педагогов, получившая образование в фундаментальной среде вузов, не готова к работе в условиях практико- ориентированного профессионального образования и нс владеет современным содержанием, тогда как другая часть, пришедшая с производства, не всегда способна найти психолого-педагогический подход к студентам;

— дефицит современных учебников, учебных пособий и методик, обеспечивающих реализацию обучения на основе модульно-ком- петентностного подхода, и др.

Дисбалансы не столь заметны, как дефициты, но масштаб их негативного влияния существенно больше. Любой дисбаланс представляет собой непреодоленное противоречие между отдельными параметрами, функциями, процессами системы, в результате чего она не может работать эффективно и часто «идет вразнос». Под «системой» в данном случае может пониматься как отдельный человек, с его трудовой биографией, так и масштабные социальноэкономические институты, такие как экономическая сфера региона. Среди наиболее существенных дисбалансов, имеющих отношение к системе профессионального образования, следует назвать:

— дисбаланс между потребностью в квалифицированных кадрах и реальными показателями их подготовки. Этот дисбаланс имеет три измерения: он может проявляться в несоответствии заказу, во-первых, профиля подготовленных кадров (например, вместо необходимых фрезеровщиков на станках с ЧПУ ведется подготовка автослесарей); во-вторых, уровня квалификации подготовленных кадров (например, вместо необходимых токарей пятого разряда ведется подготовка токарей третьего разряда); в-третьих, качества подготовки (номинально выпускник соответствует требованиям работодателя, но по окончании обучения он не готов к работе по полученной профессии/специалыюсти);

— дисбаланс между обучением и решением воспитательных задач,сохраняющийся во многих профессиональных образовательных организациях и связанный с недоучетом значимости личностно-развивающих задач образовательного процесса, работы с мотивацией студентов, сопровождением их профессионального самоопределения (см. параграф 6.4) приводит, в свою очередь, к сохранению и укреплению дисбаланса между реальным уровнем профессионально-личностного развития выпускников и их завышенными материальными и социально-статусными амбициями;

— дисбаланс между количественными и качественными показателями приемасвязан со стремлением профессиональных образовательных организаций любой ценой обеспечить набор (выполнить контрольные цифры приема и получить искомое финансирование), в результате чего контингент студентов пополняется массой «случайных людей», не имеющих достаточной мотивации к получению данной профессии/специальности СПО и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: