Исследование требований работодателей к современным рабочим и специалистам среднего звена.




В настоящее время в Российской Федерации не преодолен качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Уровень компетентности работников не всегда удовлетворяет работодателей, а система профессионального образования не в полной мере может обеспечить соответствие программ обучения требованиям работодателей. Системными причинами существующего положения являются разрыв между динамичными переменами в мире профессий и их адекватным отражением в программах профессионального образования, отсутствие современной национальной системы квалификаций. Помимо этого наблюдается дисбаланс в соотношении высшего, среднего и начального профессионального образования. Главной проблемой российского профессионального образования на сегодняшний день является не столько избыток или дефицит подготовленных кадров специалистов и квалифицированных рабочих (хотя эта проблема уже существует и будет обостряться), сколько качество их подготовки. Ситуация усугубляется и отсутствием современной национальной системы квалификаций, которая бы мотивировала работников на обучение в течение всей жизни. Существующая в России система квалификаций является весьма несовершенной, фрагментарной и устаревшей. Ее недостатки сдерживают повышение гибкости рынка труда, развитие эффективного обучения в течение всей жизни, затрудняют ориентацию профессионального образования и обучения на достижение качественных результатов, удовлетворяющих потребности рынка труда (работодателей и работников). Недостаточно эффективны и механизмы правового регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Причина дефицита квалифицированных кадров проста: большинство выпускников не способно включиться в работу. Они не имеют представления о характере производства, о корпоративной культуре; не знают ни бизнес-процесса, ни бизнес-среды; не владеют умениями делового общения; не умеют в выгодном свете подать результаты своей работы. По мнению работодателей, учебные заведения учат студентов не тому, чему следует, и прежде всего перегружают их теоретическими знаниями. Это особенно характерно для вузов, но не менее свойственно и системе среднего профессионального образования, где за время перестройки нарушились связи между учебными заведениями и предприятиями. В целом можно так охарактеризовать ситуацию. В советский период практически все учебные заведения профессионального образования имели связи с базовыми предприятиями, которые были обязаны принимать студентов на производственную практику, предоставлять ресурсное обеспечение для мастерских учебных заведений и т. д. Взаимосвязи между учебными заведениями и предприятиями были стабильными, требования к выпускникам формулировались на годы вперед, что соответствовало характеру экономики. Затем начались рыночные реформы, когда предприятиям приходилось думать о собственном выживании в условиях формирования рыночной экономики с ее жесткими конкурентными законами, и поддержка учебных заведений отошла на задний план. Более того, обширный рынок безработных позволял работодателям выбирать необходимых работников. Период внутренних реформ совпал с процессами глобализации, обусловленными переходом к постиндустриальному обществу с его растущей неопределенностью и беспрецедентными темпами развития и изменений. В новой исторической ситуации требования к работникам радикально изменились, на первый план выдвинулись надпрофессиональные умения и ключевые компетенции, прежде всего адаптивность, умение учиться, решать проблемы и т. д. В этой сложной ситуации система профессионального образования начала отставать, не сумев избавиться от стереотипа, что российское образование – лучшее в мире, и продолжая развиваться согласно собственной логике.

Работодатели убеждены, что для закрепления и дальнейшего наращивания положительных результатов в реформировании профессионального образования необходимо развивать партнерство государства и бизнеса в следующих направлениях:

● образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, уточнять потребности предприятий в кадрах и в обучении персонала. Бизнес, со своей стороны, должен по всем вопросам идти навстречу образовательным учреждениям;

● разработать систему профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования профессионального образования;

● создать новую, современную национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.

Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, умений и компетенций обладает специалист;

● сделать экономически выгодным для бизнеса развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание предприятиями базовых кафедр в вузах, корпоративных университетов. Эта образовательная деятельность компаний не должна облагаться налогами наравне с коммерческой деятельностью;

● способствовать структурной перестройке начальной и средней профессиональной школы, созданию многоуровневых образовательных учреждений, реализующих начальное и среднее профессиональное образование, а также ресурсных образовательных центров и др.

Будучи озабоченным существующей ситуацией, бизнес в последние годы начал активизацию собственных усилий в обеспечении себя кадрами нужной квалификации, и стал постепенно формироваться диалог между образованием и бизнесом. Одним из первых предложения власти по сотрудничеству с бизнесом в сфере образования сформулировал в марте 2006 г. Президент РФ Владимир Путин. Тогда бизнес был приглашен к участию в изменении содержания образовательных программ высшего, среднего и начального профессионального образования в связи с тем, что существующие программы, по словам В. В. Путина, никуда не годятся, из-за чего потребности предприятий в квалифицированных специалистах не удовлетворяются.

В настоящее время работодатели являются непосредственными участниками выработки критериев качества подготовки специалистов, а также создания перечня востребованных специальностей и направлений подготовки. Однако инициативы работодателей еще не носят системного характера: все говорят, что молодых специалистов «готовят плохо», однако консолидация усилий идет медленно. Для решения данных проблем при Российском союзе промышленников и предпринимателей создано Национальное агентство развития квалификаций, которое ставит задачу объединения усилий всех заинтересованных сторон в целях создания национальной системы квалификаций. По мере реформирования экономики России в целом и различных ее секторов, в том числе системы образования, проблемы взаимодействия системы профессионального образования и российского рынка труда становятся все более значимыми. Изменение структуры отечественной экономики, трансформация форм собственности, развитие новых видов экономической деятельности изменяют рынок труда, трансформируя потребности работодателей в одном из важнейших факторов производства – рабочей силе. Одновременно происходят процессы реформирования системы профессионального образования, которые должны быть нацелены не только на решение накопившихся в прошлые периоды проблем, но и на создание такой структуры предоставления образовательных услуг, которая соответствовала бы требованиям современного рынка труда и учитывала перспективы его развития. До настоящего времени вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда редко оказывались в центре внимания не только исследователей, но и государственных лиц, ответственных за принятие стратегических решений. Однако к настоящему моменту стала очевидной необходимость изучения характера спроса, предъявляемого на рынке труда на профессиональную рабочую силу, для формирования оптимальной структуры профессионального образования, нацеленной на конечный результат – подготовку квалифицированного профессионала для современного рынка труда.

Сейчас такие исследования только начинаются, и в рамках нашего исследования предпринята попытка оценить уровень и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу на основе обобщения мнений работодателей. Для получения информации о мнениях работодателей по поводу текущего и перспективного спроса на рабочую силу различного профессионально-квалификационного уровня был проведен социологический опрос руководителей российских предприятий. В ходе опроса внимание исследователей было сосредоточено на следующих основных направлениях:

1) оценка современного состояния рабочей силы с точки зрения ее соответствия текущему уровню экономического развития предприятия / организации:

● недостаток / избыток рабочей силы по уровню квалификации, по профессиональной структуре;

● уровень качества наличной рабочей силы;

2) выявление современных требований работодателей к рабочей силе: ● оценка современных возможностей привлечения необходимой по уровню квалификации и профессиональным навыкам рабочей силы;

● критерии, используемые при подборе кадров;

● оценка важности / необходимости, с точки зрения работодателя, наличия профессиональных навыков и знаний у кандидатов на рабочее место;

● оценка значимости общей культуры, уровня социализации, степени обучаемости кандидатов на рабочие места;

3) отношение работодателей к проблемам обучения и переквалификации рабочей силы:

● практический опыт обучения и переквалификации;

● выявление ориентации на внутрифирменное обучение / переквалификацию или обучение / переквалификацию в специализированных учебных центрах системы образования;

● готовность работодателей оплачивать обучение / переквалификацию работников, имеющийся опыт финансирования профессионального образования / переподготовки кадров;

● требования к подготовке кадров в системе образования.

Кроме того, в ходе исследования были предприняты попытки оценки перспективного спроса на квалифицированную рабочую силу. Полученные в результате социологического опроса результаты позволили дать ответы на многие дискуссионные вопросы о современном рынке труда и системе подготовки профессиональных кадров. Исследование показало, что в настоящее время проблемы несоответствия спроса и предложения на рынке труда невелики. Отсутствует проблема избыточной численности занятых, дефицит кадров в значительных масштабах носит локальный характер и затрагивает в первую очередь две категории работников: квалифицированных специалистов линейных подразделений и квалифицированных рабочих. Наличие свидетельства о профессиональном образовании является, по мнению всех работодателей, обязательным для современного наемного работника. Вместе с тем исследование показало невысокий уровень доверия работодателей к качеству подготовки профессиональных кадров в современной системе образования, выраженному в формальных свидетельствах о получении профессионального образования. Наличие дипломов, сертификатов высших, средних специальных учебных заведений (ССУЗ) и т. п. не является достаточным основанием для подтверждения квалификации работника и должно быть дополнено личной оценкой работодателя. Современный работодатель предъявляет к квалифицированным специалистам четко сформированные требования, которые не ограничиваются компетентностью и профессионализмом. Помимо этого базового условия необходимо уметь переобучаться, адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности, работать в команде, обладать новаторским потенциалом.

...





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.