Определение требований работодателей к уровню профессионально-педагогической компетентности мастеров и педагогов профессионального обучения является необходимым условием повышения качества подготовки и переподготовки профессионально-педагогических работников. В связи с тем что содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров и педагогов профессионального обучения зависит от содержания подготовки будущих рабочих для различных отраслей экономики, основными путями совершенствования содержания этих видов подготовки являются определение требований работодателей к уровню подготовки рабочих и к уровню профессионально-педагогической компетентности мастеров и педагогов профессионального обучения, основная цель деятельности которых – подготовка рабочих в соответствии с требованиями работодателей; соотнесение требований работодателей к уровню профессионально-педагогической компетентности с проблемами мастеров и педагогов профессионального обучения, возникающими в процессе профессионально-педагогической деятельности.
О требованиях российских работодателей к выпускникам вузов согласно отмеченным тенденциям можно судить по результатам исследования «Приоритеты современного работодателя». Требования современных работодателей к выпускникам системы ВПО в проранжированном виде выглядят следующим образом:
1.наличие опыта работы (86,6 %);
2.наличие диплома о высшем образовании (80,4 %);
3.социальные связи (70,5 %);
4.знания и трудовые навыки (60,4 %);
5.мотивация к дальнейшему обучению (57,4 %).
Для работодателя идеальный выпускник вуза, нанимаемый на работу, должен быть специалистом с некоторым опытом работы и нужными связями. Его рабочие качества при приёме на работу для работодателя имеют второстепенное значение, хотя в дальнейшем часто возникает необходимость его доучивания или переучивания.
|
Современный российский работодатель достаточно требователен, хотя его ожидания относительно молодого специалиста весьма противоречивы. Он в полной мере осознает остроту кадровой проблемы на рынке труда, и предпринимает попытки решить её самостоятельно; имеет склонность переучивать своих сотрудников, а при приеме на работу отдает приоритет претендентам, которые имеют опыт работы и нужные связи. Так в обществе складывается массовое представление о жесткости работодателей, которые знают, что хотят от работников и которым не так просто угодить.
Об ожиданиях выпускников вузов о конкурентных преимуществах при приеме на работу можно судить по анализу результатов исследования «Адаптация молодых специалистов на современном рынке труда». В процессе опроса респонденты оценивали свои конкурентные преимущества при приеме на работу. В итоге конкурентные преимущества выпускников распределились следующим образом:
1.профессия, перспективная с точки зрения выпускника на современном рынке труда;
2.наличие диплома о высшем образовании как основание для трудоустройства;
3.социальные связи (помощь знакомых, друзей и родственников);
4.опыт работы;
5.личные качества выпускника.
Работодатели по-разному воспринимают выпускников государственных и негосударственных вузов. Согласно данным исследования отношения работодателей к выпускникам государственных и негосударственных вузов, проведенного Независимым рейтинговым агентством «РейтОР», предпочтения работодателей явно на стороне государственных вузов. По данным исследования, более 60 % московских работодателей предпочитают при найме на работу выпускников государственных образовательных учреждений, т. е. выпускникам негосударственных вузов сложнее трудоустроиться и построить успешную карьеру. Опрос работодателей показал, что около 40 % из них не имеют особых предпочтений при выборе вуза молодого специалиста. Данную позицию можно выразить следующим образом: «Мы смотрим на кандидата, а не на вуз, откуда он пришел». Однако, проведение глубинных интервью показало, что на предприятиях, в которых у руководства существует такое мнение, работают выпускники столичных ведущих государственных вузов.
|
Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют, что отношение на рынке труда к негосударственным вузам —это уже тенденция. Работодатели либо вообще предпочитают не иметь дела с выпускниками этих вузов, либо, при прочих равных условиях, всё-таки отдают предпочтение выпускникам государственных вузов.
Согласно оценкам работодателей, полученным при проведении формализованных опросов и в ходе проведения глубинных интервью, осуществить успешную карьеру после окончания вуза смогут только единицы выпускников. Остальным предстоят длительные испытательные сроки, медленное продвижение по должностной лестнице и нескорое повышение заработной платы.
Таким образом, в результате исследования были выявлены две группы тесно связанных друг с другом проблем, касающихся существующих различий между выпускниками государственных и негосударственных вузов.
|
Во-первых, в настоящее время среди работодателей существует стереотип мышления, неблагоприятно сказывающийся на выпускниках всех негосударственных вузов. Работодатели предпочитают брать на работу выпускников государственных вузов, поскольку они вызывают у них больше доверия, а выпускникам негосударственных вузов отводят роль «вспомогательного персонала». При этом всех выпускников НОУ работодатели воспринимают практически одинаково, не делая различий между выпускниками обычных НОУ и НОУ-лидеров и других вузов.
Во-вторых, ожидания выпускников относительно карьеры и будущей заработной платы существенно различаются в зависимости от правового статуса вуза. В целом старшекурсники негосударственных вузов в большей степени ориентированы на собственное дело и топ-менеджмент, в то время как старшекурсники государственных вузов в большей степени настроены на должность «специалиста». Доля старшекурсников негосударственных вузов, которые рассчитывают получать более 30,0 тыс. рублей сразу после окончания вуза, гораздо выше по сравнению со старшекурсниками негосударственных вузов.
Таким образом, по результатам проведённого анализа можно сделать обобщающий вывод о наличии проблемы количественного и качественного несоответствия структуры рынка услуг высшего профессионального образовании Нижегородской области структуре потребностей региональной экономики в квалифицированных специалистах, т. е. система высшего образования слабо реагирует на вызовы регионального рынка труда. Однако подчеркнём, что данная проблема имеет не локальный, а макроэкономический характер и для её решения необходимы системные и последовательные меры государственного уровня.