Вопрос 1. Исторические аспекты развития профессионально-педагогического образования.





Профессионально-педагогическое образование в России от его зарождения до признания самостоятельной отраслью развивалось долго и сложно. Основные этапы развития профессионально-педагогического образования и характерные им особенности приведены в таблице.

Вплоть до начала 20-х годов ХХ столетия не существовала организованная специальная подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения для системы профессионального образования России. Незначительная по масштабам подготовка преподавателей и воспитателей осуществлялась, к примеру, для военных учебных заведений на одно и двухгодичных курсах во 2-ой Военной гимназии (1865 г.), Петербургского училища дальнего плавания (1905 г.). Выпускники этих курсов, уже имевшие высшее образование, получали педагогическую подготовку и работали как преподаватели. Основная масса педагогических работников профессионального образования на этом этапе (1860-1920 гг.) составляли высококвалифицированные опытные рабочие или мастера производственники, а также специалисты с профессиональным образованием, соответствующего уровня и профиля, которые при наставничестве опытных преподавателей на рабочих местах осваивали профессию педагога. Достоинством этого подхода к подготовке профессионально-педагогических кадров являлось пополнение педагогических штатов людьми, хорошо знающими производство и преподаваемые технологии. Именно это обстоятельство обусловило привлечение до настоящего времени к профессионально-педагогической деятельности квалифицированных специалистов-производственников в порядке временного совместительства или на постоянной основе.

Вместе с тем, наряду с обозначенным достоинством, этот вариант подготовки профессионально-педагогических кадров имеет существенные недостатки. Первый из них связан с тем, что преподавателям-производственникам фундаментальные основы педагогики приходится приобретать методом проб и ошибок на рабочем месте, растягивая такое самообразование на весь педагогический стаж, иногда и не достигая вершин психолого-педагогической теории. Второй недостаток этой формы подготовки профессионально-педагогических кадров стал обостряться с возрастанием массовости профессионального образования, в связи, с чем ощутимо стало не хватать преподавателей разных профессий.

Возросшее противоречие между потребностями системы профессионального образования в педагогических кадрах и их отсутствием привело к снижению качества подготовки специалистов и педагогического потенциала профессиональных учебных заведений. Поэтому с 1920 года в России стала создаваться государственная система специализированной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. Второй этап становления в России профессионально-педагогического образования начался с декрета Совнаркома РСФСР от 29.01.1920 г. В декрете были намечены следующие решения:

- создать высшие технико-педагогические учебные заведения;

- создать педагогические отделения при вузах и техникумах для дополнительной подготовки части студентов, заканчивающих эти учебные заведения;

- организовать «повторительные» курсы для переподготовки работающих преподавателей;

- организовать курсы инструкторов (мастеров) по профтехническому образованию.

Исполняя эти решения, в 1920 году в Петрограде было открыто первое профессионально-педагогическое учебное заведение - технико-педагогический институт, в Москве в 1921 году -первый индустриально-педагогический техникум, создавались профессионально педагогические институты и факультеты в структуре педагогических институтов. Поступательное развитие системы профессионально- педагогического образования было прекращено в 1930 году в связи со следующими экономическими, политическими и социально-педагогическими обстоятельствами:

- изменения государственной политики в сфере профессионального образования, связанные с расширением сети и увеличением контингента профессиональных учебных заведений, сокращения сроков обучения в них, организации в течение года нескольких приемов в учебное заведение;

- недостаточная организационная и программно-методическая база профессионально-педагогического образования (отсутствие научно обоснованных квалификационных характеристик

специалистов; нестабильность организационных форм учебных заведений профессионально-педагогического образования, учебных планов и программ; недостаток учебно-методической литературы);

- недостаточность научного обеспечения развития профессионально-педагогического образования, что было связано с дефицитом квалифицированных научно-педагогических кадров;

- противоречивость позиций и оценок в центральном и региональных структурах управления образования по вопросу о путях развития профессионально-педагогического образования в России.

Этапы становления системы профессионально-педагогического образования указаны в следующей таблице.

 
 

Точка зрения о приоритетности знания преподаваемых предметов активно насаждалась и вкупе с выше перечисленными обстоятельствами привело в 1930-х годах к разрушению складывающейся государственной системы профессионально-педагогического образования. Были закрыты все специализированные высшие и средние учебные заведения. До 1943 года основной формой подготовки и переподготовки профессионально-педагогических кадров стала краткосрочные курсы продолжительностью от одного до шести месяцев.

В связи с этим с 1943 года начинается открытие индустриально-педагогических техникумов, в задачи которых входила подготовка мастеров производственного обучения, имеющих среднее техническое образование, педагогические познания и высокую производственную квалификацию. В 1950 годах были созданы структуры повышения квалификации педагогических работников учебных заведений профессионального образования.

Начало следующего этапа (1960-1990 гг.) становления профессионально-педагогического образования связано с возникшей потребностью промышленности в рабочих, имеющих законченное среднее образование. На решение проблем образования был ориентирован закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1958 г.). В соответствии с законом все учебные заведения системы профессионально-технического образования были преобразованы в дневные и вечерние, городские и сельские профессионально-технические училища с продолжительностью обучения от одного до трех лет и от одного до двух лет соответственно. Для организации производственного и теоретического обучения требовалось значительное количество преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим образованием. Поэтому для подготовки профессионально-педагогических кадров начались открываться в педагогических институтах индустриально-педагогические факультеты и в отраслевых институтах педагогические факультеты. К 1962 году в систему высших учебных заведений, осуществляющих подготовку профессионально-педагогических кадров, вошли 123 вуза. Значительно расширилась сеть индустриально-педагогических техникумов. К 1965 году их стало 56. В 1966 году был создан Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических кадров со многими филиалами в регионах. С 1976 года факультеты повышения квалификации педагогов профессионального обучения стали создаваться при отраслевых вузах [5].

В эти же годы общетехнические и индустриально-педагогические факультеты педвузов решали задачу подготовки учителей труда для общеобразовательной школы. Система их обучения имела много общего с инженерно-педагогической подготовкой в отраслевых вузах. При этом большинство отраслевых вузов не имело педагогического потенциала, присущего педвузам, которые, в свою очередь, не обладали ресурсом, способным обеспечить высокий уровень общеотраслевой и специальной подготовки, а также в силу сложившихся традиций и имеющейся материальной базы не могли осуществлять качественное обучение рабочим профессиям. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью подготовки профессионально-педагогических кадров, сочетающих инженерное, педагогическое мастерство с высокой рабочей квалификацией и невозможностью обеспечить такую подготовку в существующей системе профессионально-педагогического образования.

Разрешение этого противоречия связывалось с открытием специализированного вуза. В 1979 году такой вуз «Свердловский инженерно-педагогический институт» был создан. Он рассматривался как наиболее целостная и органичная организационная форма педагогической подготовки инженерно-педагогических кадров.

Таким образом, к 1990 году система профессионально-педагогического образования состояла из следующих организационных форм:

- 2-х инженерно-педагогических институтов;

- 38-ми инженерно-педагогических факультетов отраслевых вузов;

- индустриально-педагогических и общетехнических факультетов педагогических институтов;

- 68-ми индустриально-педагогических техникумов;

- сети институтов повышения квалификации.

В тоже время этого оказалось недостаточно для полного удовлетворения потребностей профессионального образования в педагогических кадрах. К 1990 году только каждый пятый из мастеров производственного обучения имел высшее образование, всего - 20 % мастеров закончили индустриально-педагогические техникумы, 9,8 % преподавателей общетехнических и специальных дисциплин имели высшее образование.

Следующий этап развития профессионально-педагогического образования начался в 1992 году и связан с реализацией принятых на государственном уровне решений о развитии системы профессионального образования и подготовки профессионально педагогических кадров.

Реализация этих решений осуществлялась по следующим направлениям:

- инженерно-педагогическое образование трансформировано в профессионально-педагогическое;

- в рамках высшего педагогического образования открыта специальность «Профессиональное обучение» (по отраслям) и введена для выпускников учреждений высшего профессионально-педагогического образования квалификация «Педагог профессионального обучения»;

- разработаны стандарты высшего профессионально-педагогического образования (3-го поколения);

- введена многоуровневая система подготовки «бакалавр-магистр»;

- открыта новая научная специальность «Теория и методика профессионального образования»;

- создано на базе Уральского государственного профессионально- педагогического университета Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию;

- индустриально-педагогические техникумы в большинстве своем реорганизованы в профессионально-педагогические колледжи.





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.