Организация и проведение мониторинга уровня профессионально-педагогической компетенции педагога профессионального образования




Под мониторингом мы будем понимать как «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющую судить о ее состоянии в любой момент времени и дающую возможность прогнозирования ее развития.

Это концептуально выстроенный, системно-логический, управляемый процесс отслеживания состояния и развития объекта, инвариантно протекающий под влиянием поставленной цели и задач, определенных условий и обеспечивающий намеченный результат. Назначением мониторинговых исследований становится обеспечение обратной связи для совершенствования его объекта.

Мониторинг имеет определенную структуру, отражающую его этапы:

- целеполагание (задание на мониторинг);

- определение содержания, методов мониторинга;

- реализация мониторинга (сбор, хранение информации о состоянии объекта);

- интерпретация результатов (оценочные выводы (оценка));

- представление результатов.

Эффективность мониторинговой процедуры обеспечивается, прежде всего, ее научной проработанностью, связанной с проектированием модели мониторинга.

Принципы построения модели мониторинга:

- научность (использование в практике мониторинга научно обоснованных средств и процедур измерений, соответствующих определенным критериям качества объекта);

- целостность (рассмотрение объекта как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов);

- объективность (стремление к максимально возможной объективности в процедуре мониторинга, адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и переменных, соответствие методик);

- инструментальность и технологичность используемых параметров и конкретизирующих их показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных);

- соблюдение морально-этических норм (корректное использование диагностических сведений, контролируемое сохранение сведений, предупреждение неадекватных действий относительно диагностируемого(ых) со стороны возможных пользователей диагностической информации);

- открытость (совершенствуемость) мониторинга;

- принцип минимальной достаточности критериальной базы и инструментария (использование ограниченного числа критериев и инструментария для обеспечения эргономичности (рационального использования временных, материальных и других ресурсов);

- принцип релевантности, нацеливающий на получение информации, которая адекватна по содержанию и форме представления потребностям потенциальных пользователей;

- принцип информационной безопасности (регламентация уровня доступа пользователей к информации, полученной в ходе мониторинга; действие принципа нацелено на защищенность информации, препятствующую ее несанкционированному использованию или изменению)[1].

Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога – это технология организации сбора, обработки, хранения и распространения информации об уровне сформированности профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и возможность прогнозирования ее развития.

Актуальность и востребованность мониторинга определяется рядом факторов:

-интенсивные модернизационные процессы в сфере образования, требующие систематического прогнозирования тенденций;

-активизация оценочно-аналитической деятельности в сфере образования;

-новые требования к профессиональной деятельности педагога, определяющие новое содержание его профессиональных компетенций;

-необходимость обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов.

Профессиональная компетентность педагога представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональный стандарт педагога содержит требования к профессиональной деятельности педагогических кадров и, следовательно, выступает основой формирования критериальной базы оценивания их профессиональной компетентности. Основными единицами стандарта являются необходимые для осуществления профессиональной деятельности трудовые функции, которые могут быть представлены совокупностью профессиональных задач, отражающих изменения современной профессиональной деятельности педагога. Выделение актуальных профессиональных задач позволяет определить, какие компетенции обеспечивают их решение.

Компоненты профессиональной компетентности педагога можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности в современных условиях. Они выступают в качестве измеряемых переменных в процедуре мониторинга. Таким образом, содержательная модель объекта мониторинга (профессиональная компетентность педагога) представляет собой сложно структурированное описание (с распределением по уровням) базовых компетенций, выделенных в результате теоретического анализа конструкта.

Применение уровневого подхода основывается на необходимости определения степени проявления качества объекта. Учитывая, что под уровнем понимается подразделение чего-нибудь целого; степень, характеризующая качество, величину развития чего-нибудь, то логично предположить, что уровень сформированности профессиональной компетентности педагога отражает способность специалиста решать профессиональные задачи определенного спектра и степени сложности. Переход качества на более высокий уровень означает не исчезновение интегративных свойств, а преобразование их в более совершенные.

Можно выделить 4 уровня:

0 уровень(критический):педагог не способен решать новые профессиональные задачи (не сформированы нормативные базовые компетенции);

I уровень(низкий): педагог способен решать только отдельные профессиональные задачи определенных видов по причине неполной ориентировки в условиях задач;

II уровень (средний):педагог способен решать определенные виды профессиональных задач посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости;

III уровень(высокий): педагог способен решать полный спектр профессиональных задач разными методами с полным учетом существующих условий, владея обобщенными способами их решения. Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности способен решать профессиональные задачи такой степени сложности, которые недоступны специалисту с более низким уровнем профессиональной компетентности[2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: