Глобальные цели и задачи, поставленные перед сферами образования и науки на ближайшие пять лет, обозначены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. Среди них, в частности, – обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне и вхождение России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям. Методы достижения поставленных целей, надо полагать, найдут отражение в разрабатываемых в настоящее время Правительством РФ национальных проектах в сферах образования и науки.
Между тем у вузов есть ряд предложений о том, в каком направлении должна развиваться система высшего образования. Они обсуждались и на XI съезде союза ректоров с участием Президента РФ Владимира Путина, прошедшем в апреле текущего года, и на встрече с ректорами вузов главы правительства Дмитрия Медведева, состоявшейся 4 июля. К наиболее существенным можно отнести предложения:
· о формировании программ фундаментальных исследований в каждом ведущем вузе (кстати, что понимается под ведущим вузом, также предстоит уточнить) и увеличении финансирования исследовательской работы университетов. По словам Ярослава Кузьминова, минимально необходимое соотношение научного и образовательного бюджета университета – 1:1 (данные основываются на сведениях о входящих в топ-100 в мировых рейтингах исследовательских университетах). На данный момент в большинстве российских в вузов на науку выделяется в среднем 15% бюджета, самая большая доля – в МГУ и НИУ ВШЭ, но и она равна всего 28%. Обеспечение хотя бы равного финансирования образования и науки позволит не допустить "утечки мозгов" в западные университеты. Значительную часть средств могут предоставлять ведущие корпорации, но и государство обязательно должно вкладываться в финансирование исследовательской работы, уверен Ярослав Кузьминов;
|
· об отмене или существенной корректировке системы государственной аккредитации вузов. Применение действующей, по мнению экспертов, нецелесообразно уже просто потому, что в ходе аккредитации проверяется соответствие реализуемых учебным заведением образовательных программ требованиям ФГОС, тогда как многие вузы имеют право на утверждение собственных образовательных стандартов (ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Хотя установленные ими требования не могут быть ниже предусмотренных ФГОС, непонятно, как в этом случае должна осуществляться проверка качества образования. В связи с этим Ассоциация "Глобальные университеты" и Ассоциация ведущих университетов направили письмо в адрес Президента РФ, обозначив в нем ряд параметров новой системы оценки качества образования. К ним отнесены такие показатели, как качество приема на конкретную образовательную программу (количество поступивших победителей олимпиад, средний балл ЕГЭ и др.), обеспеченность ее лабораторным оборудованием, объем научной работы вуза, уровень заработной платы преподавателей и т. д., а также параметры, позволяющие определить качество выпуска (предлагается, например, использовать данные проводимого Минобрнауки России и ПФР исследования по определению средней зарплаты выпускников каждой образовательной программы каждого вуза). Ряд предложений касается также проведения независимой внешней оценки реализуемых вузом образовательных программ и совершенствования системы проверки качества выпускных квалификационных работ. Помимо уже распространенной практики проверки на плагиат, предлагается, к примеру, размещать в открытом доступе абсолютно все магистерские диссертации. Нахождение в публичном поле и доступность для интересующегося и внимательного читателя повысит качество работ, полагает Анатолий Торкунов;
|
· о расширении перечня участников проекта повышения конкурентоспособности российских университетов 5-1001 за счет включения в него, во-первых, ряда крупнейших российских вузов (МГУ, СПбГУ, МГИМО), а во-вторых, вузов, реализующих подготовку специалистов по направлениям, по которым в мировых рейтингах Россия вообще пока не представлена: сельское хозяйство, транспорт и др.;
· о включении в состав мероприятий по реализации национального проекта в сфере образования действий по созданию и развитию кампусов университетов. Как подчеркивают ректоры вузов, российские студенты больше всех в мире тратят времени на то, чтобы добраться до университета (причем вне зависимости от того, живут они дома или в общежитии), что существенно снижает привлекательность российских вузов для иностранных студентов;
· о существенном повышении стипендий аспирантам. Сейчас их размер в среднем составляет 2000 руб.;
· о переводе всех издаваемых в России научных журналов на английский язык и бесплатном их распространении в иностранных библиотеках с целью популяризации российской науки на международном рынке.
|
Наиболее массовой моделью взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг является целевая подготовка профессиональных кадров, которая финансируется непосредственно будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают образовательные программы, нацеленные в приоритетном порядке на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности представителей вузов и работодателей выделяются:
§ практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
§ расширение спектра образовательных услуг вузов, востребованных на рынке труда;
§ определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экспертиза основных образовательных программ, разработанных структурными подразделениями вузов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на предмет включения в ООП дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих региональных работодателей; разработка и рецензирование учебно-программной документации;
§ проведение представителями работодателей - специалистами-практиками - учебных занятий для студентов вузов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов и др.;
§ участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
§ стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
§ повышение квалификации представителей работодателей в вузе;
§ участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях, днях науки в вузах и т.д.;
§ проектная интеграция (совместные научные исследования, открытие базовых кафедр вуза на предприятиях работодателей, создание совместных малых наукоемких компаний и др.);
§ трудоустройство выпускников;
§ организация и совместное участие в региональных консультативных советах и объединениях с целью совершенствования содержания профессионального образования с учетом потребностей конкретных регионов и др.
Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие вузов и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ ВПО и представляют собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов».