Система профессионального образования в ее традиционном виде, сложившаяся годами и сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика – государства, сегодня не в состоянии качественно решать проблемы подготовки кадров и их профессионального воспитания. В связи со структурными сдвигами в экономике, развитием региональных рынков труда профессиональное образование в России претерпевает серьезные изменения. Эти изменения связаны с развитием вариативности учебных заведений. Отмечается развитие университетского сектора, расширение сети профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали доступнее за счет своей дистанционности. В результате перехода многих профессиональных образовательных учреждений на автономную организационно-правовую форму важным изменением становится развитие вариативности образовательных программ, благодаря чему происходит увеличение выбора обучаемым уровням и видам образования и делается акцент на требования рынка труда, вместе с тем осуществляются различные подходы к отбору содержания и технологии обучения с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Получение образовательных услуг на платной основе позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Специфика современного профессионального образования состоит и в обеспечивании дифференциации образования, то есть предполагает возможности индивидуального развития каждого обучающегося. В результате изменений деятельности профессионального образования стало очевидным видоизменение в структуре подготовки кадров по многим специальностям. Эти изменения связаны с усилением направленности образования не только на личные потребности обучаемых в получении специальности, но и на востребованность в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Отмечается интеграция ряда специальностей в более крупные.
|
В последнее время отмечается взаимосвязь образования, науки и промышленности, что позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Происходят изменения в законодательной и нормативно-правовой базе образования, что влечет за собой изменения в положениях всех основных видов образовательных учреждений, государственных образовательные стандартах профессионального образования. Развивается сеть общественных институтов управления образованием и отдельными его элементами: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения.
Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям. Развитие непрерывного образования в Российской Федерации стало необходимым из-за постоянно обновляющихся социальных требований к профессиональным качествам работников, необходимости учета личностных интересов. Идея концепции заключается в получении образования на протяжении всей жизни человека. Образовательные учреждения становятся многофункциональными, многопрофильными, многоступенчатыми. Эти кардинальные перемены в профессиональном образовании не могут не сказаться на изменениях требований к его организации и содержанию. Это должно прослеживаться в определенном уровне развития культуры, профессиональных качеств и самопрезентации, рыночных отношений, ориентирующих личность профессионала на современный рынок труда, связанный с самостоятельным трудоустройством.
|
Важной составляющей в профессиональном образовании является направленность его на максимальное удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных профессиональных кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, востребованность профессионального образования в долгосрочной перспективе. У профессионального образования сегодня наблюдается ряд противоречий, связанный:
• с удовлетворением общества в молодых специалистах, способных успешно адаптироваться в новых социальных условиях, и результатами воспитания в семье и профессионального воспитания в профессиональных образовательных учреждениях.
|
• с толерантным отношением в политическом и духовнокультурном самоопределении выпускников профессиональных образовательных учреждений, и одновременно снижением степени их социальной защищенности, ужесточением условий трудоустройства, что ведет к снижению профессиональной мотивации труда;
• с необходимостью демократизации и гуманизации образовательного процесса в профессиональном учебном заведении и психологической неготовностью руководителей, преподавателей к реализации указанных образовательных концепций,
• с востребованностью на рынке труда высокообразованных специалистов и уровнем квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
• с современными требованиями к уровню педагогического мастерства работников профессионального образования и его реальным качественным состоянием. Современная социокультурная среда требует от работника адаптированности к быстро изменяющимся условиям производства, высокой профессиональной мобильности, готовности при необходимости усвоить для себя профессию в соответствии с требованиями современного рынка труда, универсализации, освоении им нескольких специальностей и производственных операций, нового экономического мышления.
Профессиональное воспитание опирается на психологические основы индивидуализации образования и развития личности и влияет на ее становление через совместную производственную и учебную профессиональную деятельность.3 Профессиональная сформированность проверяется, в конечном счете, на практике, в сфере материального или нематериального производства. От того, насколько выпускник профессионального образовательного учреждения воспринял в процессе профессионального воспитания особенность той или иной функции, зависит его успешная или неудачная включенность в производственный процесс.