Оглавление
Введение
1. Сфинксы
1.1 Сфинксы у академии художеств
1.2 Сфинксы египетского моста
1.3 Сфинксы - памятники жертвам политических репрессий
2. Грифоны
2.1 Грифоны банковского моста
2.2 Грифоны на Университетской набережной
3. Драконы
3.1 Дома с драконами в Санкт-Петербурге
3.2 Дом купца Тупикова
4. Атланты и Кариатиды
4.1 Атланты Нового Эрмитажа
4.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских
4.3 Атланты и кариатиды особняка Демидова
4.4 Доходные дома
4.5 Дворец Строгановых
4.6 Дом Департамента уделов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительного искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты. По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застройка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характеризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зодчества на русской почве на протяжении 18-19 - х веков.
На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсенал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совершенства до степени истинных произведений искусства.
Петербург "населяет" немалое количество львов, медведей, коней, быков, орлов, сов, змей и многих других представителей животного мира, а также мифических существ: сфинксов, грифонов, фантастических обитателей водного царства… Их скульптурные изображения, исполненные в камне и металле, украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки.
|
Меня заинтересовала тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга, ведь проживая в одном из красивейших городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства. Поэтому главная цель моей работы - продемонстрировать как можно больше разнообразных мифологических существ нашего города. Ведь даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.
Я считаю рассматриваемую тему довольно актуальной в наше время, когда интерес молодежи к культурному наследию города довольно мал. Поэтому одна из главных задач, поставленных мною - это привлечение внимания моих однокурсников к архитектуре нашего города. Чтобы они не только узнали о различных мифологических существах, "населяющих" наш город, но и захотели сами прогуляться по городу и посмотреть на них вживую.3
Сфинксы
Сфинкс - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Санкт - Петербург населяет множество таких мифологических существ.
Каждому петербуржцу знакомы сфинксы, стоящие на набережной Невы, перед Академией художеств. Это единственные “настоящие”, древнеегипетские сфинксы - из Фив, столицы древнего Египта. Все другие сфинксы (всего их 14, считая двух новых “Шемякинских”, напротив знаменитой петербургской тюрьмы “Кресты”), даже установленные раньше сфинксов у Академии художеств, - как четыре гранитных сфинкса на Полюстровской набережной (установлены в 1790-е годы, украдены в середине XIX века, вновь воссозданы в 1958 году), или четыре чугунных у Египетского моста через Фонтанку и два точно таких же на набережной Малой Невки на Каменном острове (все отлиты в 1826 году), - все другие сфинксы созданы петербургскими мастерами, известными или безвестными.
|
А самый маленький в нашем городе сфинкс восседает на шлеме богини мудрости Минервы, венчающий аттик главного фасада здания Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли. Скульптура исполнена В.И. Демут-Малиновским.
Сфинксы у академии художеств
Набережную Невы у величественного здания Академии художеств украшают две необычные скульптуры - торжественные и печальные египетские сфинксы, изваянные из красного полированного гранита. Каждый, кто проходит мимо, невольно задерживается здесь и начинает всматриваться в их бесстрастные лица, любоваться необыкновенным изяществом фигур. Если внимательное присмотреться к сфинксам, то можно увидеть, что в некоторых местах они повреждены. Первое, что приходит в голову - это следы военных обстрелов блокадного Ленинграда. Но это не так: во время войны сфинксы были надежно укрыты, и свои "ранения" они получили гораздо раньше.
|
История петербургских сфинксов удивительна. В 1820 году греческий историк, живший в Египте, начал раскопки возле древних Фив и обнаружил две прекрасные скульптуры сфинксов. Поскольку раскопки велись на деньги английского консула в Египте, тот потребовал, чтобы сфинксы стали его собственностью. Одного из сфинксов консул отправил в Александрию, надеясь выгодно продать. Удивительная находка попалась на глаза русскому путешественнику, будущему писателю Андрею Муравьеву. Сфинкс так понравился Муравьеву, что он решил купить обоих сфинксов для России. Но чтобы найти нужную для покупки сумму, пришлось вести долгую переписку сначала с русским послом в Константинополе, а затем ждать личного разрешения Николая I. За это время сфинксов уже выторговали французы. Но, в конце концов, Муравьеву повезло: Франция неожиданно отказалась от покупки, и сфинксов купили для России. Теперь появилась новая проблема: как доставить ценный груз в Петербург? Ведь вес скульптур составлял 46 тонн, и не каждое судно могло их перевезти. Даже для того, чтобы их погрузить, пришлось соорудить специальную плавучую пристань с подъемным краном из пальмовых бревен. В конце концов, за сфинксами пришел специальный корабль, в котором, чтобы разместить ценный груз, пришлось даже выпилить часть балок палубы и межпалубных перекрытий. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда.
Второго сфинкса погрузили благополучно, а затем обе громадные каменные фигуры закрепили бревнами, словно посадили в клетку, чтобы в пути по морю скульптуры не упали во время качки.
мифологическое животное архитектурный петербург
В отдельных ящиках ехали гранитные короны сфинксов и кусок гранита, купленный специально для того, чтобы исправить повреждения.
Сфинксы плыли почти год - сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море, и, наконец, в 1832 году прибыли в Петербург. Их решили установить на набережной Невы перед зданием Академии художеств. Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны. На постаментах высекли надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году". Если присмотреться, то на основании фигур можно рассмотреть еще и высеченные иероглифы. Перевод этой надписи сообщает всем, что сфинксы изображают фараона Аменхотепа III.
Тысячелетние египетские сфинксы удивительно быстро "сроднились" с Петербургом. Кажется, что их бесстрастные лица созвучны неяркой северной природе, строгому и торжественному облику Санкт-Петербурга. Невских сфинксов не раз писали русские художники, воспевали поэты. Всякий раз хочется повнимательнее вглядеться в лица этих удивительных каменных существ, словно они знают об этом мире и об этой жизни что-то такое, чего никогда не постичь людям.
С самого начала древние сфинксы стали излюбленным сюжетом произведений поэтов, писателей и, конечно, художников Петербурга. Стали популярными персонажами темного мира мрачных городских легенд. Своей загадочностью их улыбка может поспорить и выиграть у улыбки Моны Лизы и Чеширского кота. В этом секрет их обаяния. В неразрешимой тайне тысячелетий.