Сфинксы египетского моста




 

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П.П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост. Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы. Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К.Н. Берда.

января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. В 1954-1956 годах инженером В. В, Демченко, архитекторами В.С. Васильковским и П.А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

 

Сфинксы - памятники жертвам политических репрессий

 

Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера. Весной 1995 года на набережной, между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского, появились два бронзовых сфинкса. Они уселись напротив друг друга, своими очертаниями немного напоминая сфинксов из древних Фив, что украшают Университетскую набережную у Академии художеств.

Но если те изваяния были установлены для украшения набережной и напоминания о высоком мастерстве древних каменотесов, то последние петербургские сфинксы имеют, главным образом, символическое значение.

У сфинксов работы скульптора Михаила Шемякина (архитектор В.Б. Бухаев), возлежащих на гранитных постаментах, по два разных профиля. Один, традиционный женский, обращен к домам на набережной. Другой, в виде черепа, обращен к Неве и стоящей на противоположном берегу тюрьме "Кресты". Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой. По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.

С необычайной и вполне узнаваемой "шемякинской" пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает не только высочайшее мастерство скульптора, но и сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Санкт-Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном "счастливом мире", а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвести и тайне. И многие из этой "счастливой" половины даже не подозревали о существовании второй - Архипелага ГУЛАГ.

Скульптуры сфинксов и текстовые доски - бронза. Архитектурная часть - розовый гранит.


Грифоны

 

Грифоны являются одним из символов Санкт-Петербурга.

Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. grýps) - в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва с острыми когтями и с белоснежными крыльями

Изображения грифона широко распространены в искусстве народов Древнего Востока, в античном искусстве. В искусстве более поздних эпох - это декоративный или геральдический мотив. В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережёт сокровища или сокровенное, тайное знание.

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе. В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: