В конце 18 века на углу Фонтанки и Невского проспекта стоял небольшой дом, принадлежавший семье Нарышкиных. Он был куплен княгиней А.Г. Белосельской и вскоре после этого перестроен архитекторами Т. де Томоном и Ф.И. Демерцовым. Однако свой сегодняшний облик это здание приобрело только в середине 19 века, когда его капитальной перестройкой занялся А.И. Штакеншнейдер. По заказу князя К.В. Белосельского-Белозерского он полностью изменил внешний вид фасадов, пристроил два новых флигеля и щедро украсил особняк декоративными элементами в стиле барокко: атлантами и кариатидами, колоннами, пилястрами и рельефными наличниками. Фигуры атлантов и кариатид были созданы по моделям скульптора Д.И. Иенсена.
Оба фасада дворца (по Невскому проспекту и набережной Фонтанки) украшены на уровне второго этажа колоннами и пилястрами. Колонны поддерживаются поясными фигурами атлантов с обнаженными торсами. Полусогнутыми, закинутыми над головой руками они стараются уменьшить нагрузку на плечи.
Фигуры атлантов изготовлены из терракоты по моделям скульптора Д.И. Иенсена.
Весьма интересен усложненный рисунок расположения скульптур (и колонн) на здании. На фасаде по Невскому проспекту установлено восемь атлантов, по набережной Фонтанки - шесть; на скошенном углу здания, ориентированном на Аничков мост, стоят еще два атланта. Если на некотором удалении от здания выбрать точку обзора, позволяющую видеть сразу оба его фасада вместе с решеткой набережной Фонтанки, то формируется ритмический архитектурно - скульптурный образ, включающий три ведущие в перспективу линии: центральную - из скульптурных фигур атлантов, нижнюю - решетка набережной Фонтанки - и верхнюю, создаваемую колоннадой второго этажа дворца.
|
Атланты и кариатиды особняка Демидова
На Большой Морской улице стоит богато оформленное небольшое здание, неизменно привлекающее внимание необычным для Петербурга видом фасада.
Этот трехэтажный особняк был возведен по проекту архитектора О. Монферрана, разработанному в 1836 году, для заводчика - миллионера П.Н. Демидова.
На уровне второго этажа установлен массивный и обширный мраморный балкон, поддерживаемый шестью полуфигурами атлантов и кариатид, выполненными из белого мрамора. Интересно и необычно образное и композиционное решение многофигурной группы, позволившее избежать впечатления однообразия. По углам балкона установлены две пары фигур - атлант и кариатида, развернутые на 90 градусов на обе стороны каждого из углов. Остальные две скульптуры размещены фронтально, фланкируя центральный въезд во двор здания. Разнообразие скульптурной композиции достигается также тем, что каждая фигура не является повторением другой, а имеет свое образное решение. Если бородатый атлант, стоящий слева от центрального въезда, изображен в спокойной, довольно раскованной позе, помогая поддержке балкона правой, запрокинутой за голову рукой, то левый, угловой атлант отличается большой напряженностью мускулов, он вынужден преодолевать давящие силы с помощью двух закинутых за голову рук. И, наконец, совсем иначе решена скульптором фигура правого углового атланта: его силы уже на исходе, голова склоняется к левому плечу, двумя полуопущенными руками за спиной он еще пытается удержать непосильную ношу; и поза, и лицо его выражают усталость. Отлично выполненные из благородного материала крупные фигуры, вносят основную лепту в формирование выразительного облика центральной части фасада. В последующие годы художественные решения декоративного оформления особняка Демидова принимались за образец для многих новых построек.
|
Доходные дома
Ускоренный прогресс России во второй половине 19 века, связанный с бурным развитием промышленности, коммерческой деятельности и ростом культурных потребностей населения крупных городов, сопровождался интенсивным строительством зданий общественного назначения в скульптурном убранстве которых использовались мотивы атлантов и кариатид.
Характерными примерами могут служить такие здания как здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита, построенного в 1888-1890 годах на Екатерининском канале по проекту П.Ю. Сюзора.
На боковых ризалитах на уровне второго этажа установлены массивные балконы, которые поддерживаются с первого этажа мощными поясными фигурами бородатых атлантов. Под каждым балконом размещены по две скульптуры атлантов. Скульптурное убранство выполнено скульпторами Д.И. Инсеном и А.М. Опекушиным.
На улице Марата расположено четырехэтажное здание доходного дома, построенное в конце 1850 года по проекту К.К. Андерсона. Центральная часть фасада на уровне второго и третьего этажей украшена четырьмя колоннами. На четвертом этаже над каждой колонной установлена поясная фигура атланта.
Выделенные белым цветом на общем кремовом фоне фасада они привлекают внимание и позволяют оценить их роль в общей декоративной композиции здания.
|
Сюда же можно отнести здания на Итальянской улице, д.31, дом №13 по Саперному переулку, доходный дом В.В. Корелина (д.4), жилой дом (№7) на Введенской улице, дом В.А. Рачкова-Рожнова на Кирочной улице (д.32-34), жилой комплекс на улице Некрасова (бывшая Бассейновая) дом 58-60, дом 23 на Захарьевской улице и т.д.
Дворец Строгановых
Наиболее ранними скульптурными изображениями кариатид из числа дошедших до наших дней являются фигуры, установленные на фасаде дворца графа С.Г. Строганова. Дворец был построен по проекту Ф. - Б. Растрелли в 1752-1754 годах на пересечении Невской “першпективы” и набережной реки Мойки, его первоначальный вид почти полностью сохранился до наших дней.
Ризалит декорирован мощными пучками колонн установленных на сильно выдвинутых из стены высоких рустованных постаментах. Между пучками колонн размещены центральное окно 2-го этажа и люкарни 3-его этажа, обрамленные сложной культурной декорацией. В составе этой декорации выделяются фигуры кариатид, развернутые в профиль, лицом от окна. В сочетании с другими видами лепных украшений (львиные маски, медальоны, орнаментальные мотивы) эти скульптуры создают монументальный и торжественный образ своего строения.
Дом Департамента уделов
Одним из первых зодчих вернувших Петербургу после долгого перерыва образы кариатид, был архитектор и разносторонний художник Г.Э. Боссе. В 1841-1844 годах он построил на Литейном проспекте 2-х этажное крупное здание (дом 39) для штаб-ротмистра И.В. Пашкова. В 1848 году дом был куплен графом А.М. Орловым, и в 1857 году продан Департаменту уделов. Именно про этот дом, живший на другой стороне улице Некрасов Н.А., написал свое знамени тое стихотворение “Размышление у парадного подъезда”. Фасад дома решен в форме Ренессанса. Знаменитый парадный подъезд, размещенный в центральной части фасада сформирован 4-мя прямоугольными столбами, служащими постаментами для 43-х скульптурных фигур кариатид, поддерживающих протяженный балкон. Статуи исполнены в полный рост 2-мя полусогнутыми над головой руками, они удерживают довольно мощный груз, при этом их позы спокойны.
Художественные особенности этого здания довольно высоко оценивали современники. В одном из журналов его архитектура характеризовалась как отличающаяся чувством меры и спокойствия, правильностью и изящностью отделки фасадов и превосходными до бесконечности разнообразными внутренними украшениями.
Заключение
В заключении хочется отметить, что невозможно полностью рассмотреть все скульптурные и архитектурные памятники интересующей нас темы, которыми располагает
Санкт-Петербург, поэтому здесь рассмотрены лишь наиболее интересные архитектурные объекты.
В своей курсовой работе я рассмотрела многие скульптурные и архитектурные изображения мифологических животных и существ, таких как сфинксы, грифоны, драконы, атланты и кариатиды. Также были описаны истории создания, внешний облик и местоположения интересующих нас объектов. В итоге поставленные цели и задачи были реализованы.
Надеюсь, что моя курсовая работа вызвала интерес к архитектуре Санкт-Петербурга. Ведь живя в таком красивом городе надо знать не только его достопримечательности, но гордиться ими и охранять их.
Список использованной литературы
1. Андросов С.О. Античные мифы в камне и бронзе / С.О. Андросов. - СПб.: Искусство-
СПб, 2003. - 189с.
2. Иванов А.В. // https://walkspb.ru/pam/sphynx.html
. Лисовский В.Г. Академия художеств: Ист. - искусствоведческий очерк / В.Г. Лисовский. - Л.: Лениздат, 1982. - 224с.
https://www.opeterburge.ru
. Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга / П.Н. Матвеев. - Спб.: Искусство-
СПб, 2001. - 227с.
. Нестеров В.В. Львы стерегут город / В.В. Нестеров - СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 396с
. Тарасова Л.А. К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа / Л.А. Тарасова. - Л.: Искусство-СПб, 1983. - 171c.