Дома с драконами в Санкт-Петербурге




 

"Пале-Рояль" - дом на Пушкинской, 20

"В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, на которой стоит крошечный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз…"

Пушкинская улица - одна из красивейших улиц Санкт-Петербурга. У каждого здания - своя уникальная история, свое неповторимое лицо. Дом № 20 - не исключение. Построен он был в 1876 архитектором А.В. Ивановым (в Москве Иванов построил гостиницу "Националь") по заказу некой А.П. Рот как гостиница. Свое название дом получил от открытых аркад в первом этаже (сейчас они застеклены, и там магазины), напоминавших парижский "Пале-Рояль".

Здание должно было выглядеть пышно снаружи и быть разделенным на небольшие, но функциональные комнаты внутри. Архитектор с этой задачей справился и поставил великолепных и в то же время забавных драконов поддерживать главный и единственный эркер. C 1876 года дом почти не изменился, но заметно обветшал и утратил чугунные украшения своих фасадов. Эркерные драконы когда-то держали в лапах чугунные кружевные фонари.

Дом считался богемным. Зинаида Гиппиус пишет:

На Пушкинской Улице в Петербурге был громадный, пятиэтажный дом, - гостиница не первоклассная, но и не так чтобы очень затрапезная. Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам…

Немало интересных собраний повидали на своем веку номерки этого "Палэ-Рояля", скромные, серым штофом перегороженные. Там … бывал Розанов, эстеты "Мира искусства"…

Сейчас в доме - большие коммунальные квартиры.

 

Дом купца Тупикова

 

Петербургские здания, как правило, богато декорированы разнообразными скульптурными украшениями - кариатидами, маскаронами, горельефами. Среди мифологических чудовищ на фасадах зданий можно встретить и драконов. Многочисленные драконы, раскинув крылья, поддерживают полуколонны великолепного здания на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Дом построен в 1876 году по проекту архитектора Юлия Осиповича Дютеля для купца Тупикова.

Имя Ю.О. Дютеля (1824-1908) не так хорошо известно, как имена других прославленных зодчих Петербурга, вместе с тем в нашем городе он построил 16 значительных зданий, а на Урале по его проектам построено множество церквей, жилых зданий, крупный торговый центр и Концертный зал. За проект "Кладбище для воинов, павших под Севастополем" ему присудили звание академика архитектуры.

Огромное здание на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля построено в 1876 году. Здание привлекает внимание пышностью отделки фасадов - здесь и эркеры, и полуколонны, и башенки, и богатый орнамент.

В 1850 Дютель окончил Императорскую Академию художеств, получил звание художника и продолжил образование в Европе. В Европе Дютель работал в Испании над созданием художественных копий знаменитого дворца Альгамбра, памятника мавританской культуры. В справочных изданиях написано: "Для творчества Дютеля характерны свободное владение композиционными приемами разных стилей, высокий проффесиональный уровень архитектурных решений".

 


Атланты и Кариатиды

Атла́нт - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. Слово произошло из греческой мифологии, где Атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращенным в камень. Позже атланты были использованы во многих культурах и играли важную роль в архитектуре барокко. Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Эрмитаж.

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Среди всего многообразного комплекса декоративной скульптуры рассматриваемой тематики, доставшегося Петербургу от прежних мастеров, особое место занимают кариатиды.

 

Атланты Нового Эрмитажа

 

В 1837 году было принято решение на угловом участке, ограниченном Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций - Нового Эрмитажа. Строительство, длившееся с 1839 по 1852 год, осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова.

Чтобы фасад Нового Эрмитажа не потерялся на фоне Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов. В нишах и на консолях установлены статуи выдающихся художников прошлого, окна оформлены гранитными гермами и терракотовыми украшениями.

Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика, в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.

Работы по изготовлению скульптур атлантов и оформлению портика были поручены скульптору А.И. Теребеневу. В течение года была изготовлена полномасштабная глиняная модель, за которую Теребенев получил звание академика. Скульптуры атлантов изготавливались три года и 1 сентября 1848 года были установлены в портике. После этого почти год шли работы по укреплению статуй и окончательной полировке. В реальном портике Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную.

Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последовательной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения. Скульптуры выполнены из сердобольского гранита, камня очень твёрдого, добываемого в Карелии, на берегу Ладожского озера. До Теребенева никто ранее не высекал скульптуру из этого камня.

Теребенев сам размечал каждый монолит по глиняной модели, затем к работе приступали мастера-каменотёсы. Причём среди мастеров была специализация: один отделывал торс, другой ноги, а лица скульптур выполнял сам Теребенев. Высота скульптуры 5 метров. Создаётся полное впечатление, что они действительно держат на себе весь портик. Работа скульптора стала настоящим архитектурным шедевром. Атланты настолько гармонируют со всем комплексом, что стали символом музея.

В дни блокады Ленинграда наиболее ценные скульптуры были защищены от разрушения. Были построены защитные укрытия для Египетских сфинксов у Академии художеств, для "Медного всадника", кони Клодта с Аничкова моста были закопаны в землю. Но этого нельзя было сделать с атлантами. И они выстояли под бомбёжками и артобстрелами.". Их свет дневной не радует, им ночью не до сна. Их красоту снарядами уродует война. "

Сейчас рядом с атлантами кипит обычная городская жизнь. Каждые 5 минут подъезжают автомобили с новобрачными, фотографируются на фоне портика, пьют шампанское.

Красота и художественная выразительность этого архитектурно - декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: