ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека возникают не из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а в результате социального процесса формирования личности.
Эрих Фромм
В середине XX столетия (на Западе в 1940-х гг., в нашей стране с 1960-х гг.) в научный оборот активно вошло понятие «социализация», объясняющее направление и содержание процесса социального развития и вхождения ребенка в общество.
В отечественной психологии социализация определяется как двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.
Такое понимание социализации фиксирует не только процесс усвоения социальных нормативов, но и процесс их активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях.
Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этнических, религиозных, психологических и других факторов. Сам человек в процессе социализации играет активную роль.
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Гендерная социализация является одной из наименее исследованных проблем ввиду ряда причин. Во-первых, сложность изучения процессов тендерной социализации связана с биосоциальной природой тендера и, следовательно, требует междисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода. Во-вторых, гендеро-логия как относительно самостоятельная область научного знания появилась только в 1970-х гг. В-третьих, до сих пор не сложилась методология исследования данного феномена.
|
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной принадлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). В результате личность осознает свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую значимость как члена своей группы [64].
Основой гендерной социализации являются гендерные стереотипы. Они помогают поддерживать существование гендерных ролей, норм, моделей поведения и мышления, принятых в культуре. Поэтому гендерная социализация — это процесс усвоения индивидом культурной системы тендера, своеобразное социокультурное конструирование различий между мужчинами и женщинами того общества, в котором он живет. В социальной психологии также существует термин «дифференцированная социализация», который указывает, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются с различными социально-психологическими характеристиками.
Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
|
• освоение принятых в данной культуре моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
• воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.
В процессе гендерной социализации индивид усваивает, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, которые становятся частью его личности и на подсознательном уровне направляют его поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяют две формы гендерной социализации: адаптивная социализация и интериоризация.
Смысл адаптивной формы социализации можно выразить следующим образом. Индивид лишь внешне подчиняется тендерным нормам и ожиданиям, в то время как внутренне он может их не разделять и не принимать. Он приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить одобрение.
Интериоризация — это внутреннее принятие мужских или женских ролей, гендерных отношений и ценностей и следование им в практике повседневной жизни. Под действием информационного давления, то есть постоянно предоставляемой информации о гендерных нормах и ролях, индивид не только подчиняется этим нормам, но и безоговорочно верит в них. Как правило, интериоризиро-ванные стереотипы, нормы и модели поведения в меньшей степени поддаются трансформации, даже при столкновении с опровергающей их информацией.