ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ




ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Самые прекрасные, как и самые уродливые наклонно­сти человека возникают не из фиксированной, биологи­чески обусловленной человеческой природы, а в результа­те социального процесса формирования личности.

Эрих Фромм

В середине XX столетия (на Западе в 1940-х гг., в нашей стране с 1960-х гг.) в научный оборот активно вошло понятие «социализа­ция», объясняющее направление и содержание процесса социально­го развития и вхождения ребенка в общество.

В отечественной психологии социализация определяется как двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение ин­дивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

Такое понимание социализации фиксирует не только процесс усвоения социальных нормативов, но и процесс их активного пре­образования и применения в новых социальных ситуациях.

Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этниче­ских, религиозных, психологических и других факторов. Сам чело­век в процессе социализации играет активную роль.

ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Гендерная социализация является одной из наименее исследо­ванных проблем ввиду ряда причин. Во-первых, сложность изуче­ния процессов тендерной социализации связана с биосоциальной природой тендера и, следовательно, требует междисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода. Во-вторых, гендеро-логия как относительно самостоятельная область научного знания появилась только в 1970-х гг. В-третьих, до сих пор не сложилась методология исследования данного феномена.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурны­ми представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует ве­сти себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной при­надлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). В резуль­тате личность осознает свою социально-ценностную и эмоциональ­но-психологическую значимость как члена своей группы [64].

Основой гендерной социализации являются гендерные стерео­типы. Они помогают поддерживать существование гендерных ролей, норм, моделей поведения и мышления, принятых в культуре. Поэто­му гендерная социализация — это процесс усвоения индивидом куль­турной системы тендера, своеобразное социокультурное конструи­рование различий между мужчинами и женщинами того общества, в котором он живет. В социальной психологии также существует тер­мин «дифференцированная социализация», который указывает, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются с различными социально-психологическими характеристиками.

Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:

• освоение принятых в данной культуре моделей мужского и жен­ского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных сте­реотипов;

• воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, со­циально приемлемых для мужчин и женщин.

В процессе гендерной социализации индивид усваивает, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, которые становятся частью его личности и на подсознательном уровне направляют его поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного по­ведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяют две формы гендерной социализации: адаптивная социализация и интериоризация.

Смысл адаптивной формы социализации можно выразить сле­дующим образом. Индивид лишь внешне подчиняется тендерным нормам и ожиданиям, в то время как внутренне он может их не раз­делять и не принимать. Он приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить одобрение.

Интериоризация — это внутреннее принятие мужских или жен­ских ролей, гендерных отношений и ценностей и следование им в практике повседневной жизни. Под действием информационного давления, то есть постоянно предоставляемой информации о гендерных нормах и ролях, индивид не только подчиняется этим нор­мам, но и безоговорочно верит в них. Как правило, интериоризиро-ванные стереотипы, нормы и модели поведения в меньшей степени поддаются трансформации, даже при столкновении с опровергаю­щей их информацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: